Открытый урок по письму в 1 классе "Звуки[ф ] ,[ф* ].Письмо строчной ф.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Светлана Николаевна Артамонова

 Урок соответствует всем требованиям ФГОС.Урок очень интересный и насыщенный, содержит в себе разнообразные формы и методы.Также урок сопровождается красочной и увлекательной презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon открытый урок по письму808.5 КБ

Предварительный просмотр:

              Урок письма в 1 классе

                      Тема: «Звуки [ф], [ф*] .Письмо строчной буквы  ф ».

Форма проведения: урок постановки учебной задачи

Цели:

- формируем умение  слышать ,различать звуки ф,ф* и обозначать их на письме  строчной буквой ф.

Задачи:

Обучающие:  

  1. Закрепить знания о гласных, твёрдых и мягких согласных, парных согласных.
  2. Научить правильному написанию строчной ф, нижнему соединению с другими буквами.
  3. Расширить представление об однокоренных словах.

Развивающие: 

1.Развивать учебно-интеллектуальные умения и навыки (анализ, синтез, логика).

2.Развивать коммуникативные навыки.

3.Развивать речь, память, мышление, фонематический слух.

4.Развивать творческие способности.

Воспитательные:  

1.Воспитывать культуру общения, умение слушать и слышать, слушать друг друга, договариваться.

2.Воспитывать культуру речи.

3.Воспитывать умение воспринимать и оценивать другого человека.

4.Воспитывать добросовестное отношение к учебному труду.

5. Воспитывать аккуратность при работе в тетради.

Познавательные УУД:

  • формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
  • формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

Коммуникативные УУД:

  • формируем умение слушать и понимать других;
  • формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
  • формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

  • формируем умение высказывать своё предположение.;
  • формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
  • формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

  • формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

  Технология: ИКТ-технология, технология критического мышления, группового    обучения

   Тип урока: Комбинированный

   Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая,работа в парах.

Оборудование и материалы:  интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация , документкамера, образцы буквы ф, письмо с маркой, бабочка для указки,  круги – синий, зелёный, жёлтый, красный (для условного обозначения УУД). У детей наборы цветных ручек, простой карандаш (он же – волшебный, так как можно стереть и написать снова)

                                                             

                                                       Ход урока.

I. Орг. момент.

-Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы. 

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.                                                 Слайд №1

II. Актуализация знаний и постановка задачи.

                                                                                   Слайд №2

а) Игра  «Глаз – "фотограф"»

Оборудование: наборное полотно и карточки букв (ь  т  ф  р  о ).

Описание игры. На наборном полотне устанавливаются буквы. Учитель на протяжении 2-3 секунд показывает детям наборное полотно с буквами и поворачивает его тыльной стороной. Вызываемому ученику предлагается назвать буквы, которые запомнил за время рассматривания, желательно в том же порядке.

- Давайте вспомним, о чём мы с вами говорили на уроке чтения? (о звуках [ф], [ф*])

б) Кто запомнит больше слов с буквой Ф

Фотограф Федя фотографировал филина, фокусника, факира, фазана, фиалку, футболиста, фрегат, фрукты…фокстерьера! Фу!

  в)- Отгадайте загадку:

     Летит бывалый

     Разбойник старый.

     Когти как кинжалы,

     Глаза как фары. (  Филин)

   - Кто это? (филин) Что вы о нём знаете?

                                                                                     Слайд № 3

- Что нам надо сделать, чтобы записать название этой птицы?(надо знать как пишется первая буква ф)

- Кто догадался, чем мы будем сегодня заниматься на уроке письма? (писать букву ф, слоги, слова и предложения с этой буквой)

- Рассмотрите письменную букву ф. (На доске и в прописях)

                                                                                              Слайд № 4

- Из каких элементов она состоит? (Дети говорят, учитель показывает цветными мелками на доске)

- Назовите буквы с такими же элементами.

- Кто уже умеет писать эту букву и может показать на доске?

Ученик выходит и пробует написать букву на доске.

III. Работа в прописи.

1.Показ написания буквы.

- Посмотрите на доску и  сравните, как писал букву (имя ученика). Что можете сказать? (высказывания детей)

- Да, вы правы, именно так её удобнее всего  писать. Давайте повторим по порядку. Показ документкамерой учителем: сверху - бугорок, наклонная маленькая, качалочка, наклонная вверх, наклонная длинная вниз, секретик, и в другую сторону: сверху - бугорок, наклонная маленькая, качалочка. Внизу – 2 шалашика, сверху - 2 гнёздышка.

а) дети пишут в воздухе, под счёт.

б) письмо на ладошке.

в) на спинке соседа.

-Что мы сейчас делали?

2. Письмо строчной буквы ф.

-А теперь посмотрите  образцы в  прописи.

-Я тетрадочку открою и как надо положу.

Я от вас, друзья, не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь.

За работу я возьмусь.

                                                                                                        Слайд № 5

- Обведите волшебным карандашом букву на табло.

- У кого получилось?

- Посмотрите на 1 строчку. Что видите?

- Почему прописана и наклонная линия? Как она расположена на строке?

- Пропишите букву ф зелёной ручкой, а наклонную линию – красной, чередуя их по порядку. О чём будем помнить при письме? (правильностью написания, аккуратностью, посадкой, положением тетради, локтей, как держим ручку)

- Посчитайте сколько, примерно, знаков ещё уместится на строчке?

- Кто угадал?

- Посмотрите на 2 строчку. Что вы видите? Почему букву о написали вместе на строке с буквой ф? (одинаковый элемент)

Пропишите букву о- красным цветом , а букву ф - синим. Почему взяли эти цвета? О чём нужно помнить при письме?(о соблюдении каллиграфических норм)

- Какую работу мы с вами сейчас провели? Каким цветом мы это обозначим? (желтым)

Физминутка  (пассивная)

Гимнастика для глаз.

(К указке прикрепляется бабочка.)

-Прилетела бабочка,

Села на указку,

Попытайтесь вслед за ней

Пробежаться глазками.

-Глазками следим за БАБОЧКОЙ. (вверх, вправо, влево, вниз….)

3. Письмо слогов.

 Прочитайте слоги и буквосочетания на доске.

- Чем отличаются записи на строчках? (1 строчка – гласная на 2 месте, на 2 строчке – гласная на первом, и ещё – на 1ой – соединения снизу, на 2ой- сверху)

- Найдите такую запись в прописи.

- Пропишите 1 строчку так: слоги с твёрдым согласным – синим цветом, а слоги с мягким согласным – зелёным цветом.

-Прочитайте слоги с твёрдым согласным [ф].

- Теперь с мягким согласным [ф*].

- Подберите слова с этими слогами.

- Что не обвели? Почему? (фл)

- На  2ой строчке обведите любым цветом сочетания гласного и согласного.

- Что не обвели? Почему? (фр)

- Обведите   сочетания  согласных жёлтым цветом на обеих строчках.

- Сейчас мы какую работу выполняли? И каким цветом её обозначим? (старались, писали букву и слоги , наклонную линию, старались соблюдать правила – жёлтым, работали с информацией - синим) 

4. Письмо слов и предложений.

- Напишите 1 раз слово флаг. Какое сочетание с нижним соединением в этом слове есть?(фл)

-А теперь проанализируем предложение с этим словом. Прочитаем хором это предложение.

На каждом корабле есть флаг.

- О каких кораблях мы говорили на уроке чтения?(о древних суднах,о первых парусных русских кораблях при Петре 1, о современных суднах, военных кораблях и о том, что на всех российских кораблях есть флаг с изображением андреевского креста)

                                                                                                                Слайд №6

Давайте напишем 1 раз это предложение.( Учитель проходит между рядов , оказывает помощь, хвалит и одобрительно анализирует)

 

5. Работа с картинкой  марки.

- Посмотрите что у меня в руке? (конверт). Рассмотрите внимательно, что видите на конверте? (марки)

- Для чего нужны марки?  (Почтовая марка - специальный знак, выпускаемый и продаваемый почтовыми ведомствами и обладающий определённой номинальной стоимостью. Служит для облегчения денежных сборов за пересылку писем и посылок (марка на письме есть – значит пересылка оплачена)... Марки выпускали с разной тематикой: космос, растения и животные, известные лётчики, море, корабли и моряки, путешественники, учёные, военные, знаменательные даты, произведения искусств и т.д.

- Кто знает, как называется человек, который собирает или коллекционирует марки? (  Филателист) 

                                                                                                           Слайд №7

- Есть ли в этом слове  звуки [ф], [ф*]?

Устно коллективно выполнить звуко-буквенный анализ этого слова.

 Работа в парах:

- Составьте предложения  с этими словами. (Выслушиваются варианты)

                                                                                                  Слайды № 8,9,10

- Давайте запишем слова, в которых есть звуки [ф], [ф*] и буква ф (дети по очереди пишут у доски с комментированием по одному слову (фонтан, форма, флажки, фотоаппарат, фуражка), объясняя опасные места, подчёркивая их).

- Посчитайте сколько звуков [ф] встретилось в словах? А звуков [ф*]?

- Что указывает на твёрдость и мягкость согласных? (гласные)

- Отметьте красной точкой гласные буквы в словах.

- Возьмите волшебный карандаш, и поменяйтесь тетрадками, сравните работу с образцом.

- Кто справился с заданием лёгко?

- Какую работу мы проделали? (придумывали рассказ, используя определённые слова (информацию), вспомнили правила.

-Каким цветом это обозначим? (жёлтым и синим цветом, в парах - зелёным)

 

Физминутка (активная)

-Какая физминутка понравится филину? (про мышек) Почему?

                                                                                                                  Слайд №11

Вышли мышки как-то раз

Посмотреть: который час?

Раз, два, три, четыре…

Мышки дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон,

Разбежались мышки вон…

 

  1. Запись слов с печатного текста.

На доске написаны 2 столбика слов:   удав       шарф

                                                                 рукав    жираф

                                                                 улов       штраф

 Работа в парах:

- Прочитайте слова с доски шёпотом друг другу: один – как написано, другой – как произносится.

- Что заметили в словах 1 столбика? (слышится – [ф], а пишется – [в])

-Как мы называем такие согласные? ( парные)

- Подчеркните опасное место зелёной ручкой.

- А как проверить написание, чтобы не ошибиться? (изменить слова так, чтобы была гласная в конце)

- Подберите к каждому слову проверочное и запишите его рядом любой ручкой  (на доске по одному работают дети)

- Что нужно помнить  при письме?(следить за наклоном, соблюдать каллиграфию)

- Подчеркните гласную букву- помощницу красной ручкой, а согласную, которой она помогла - зелёной.

- А сейчас мы что с вами сделали? Каким цветом это можно обозначить? (слушали, проговаривали, писали- жёлтым)

  

Работа с составом слова:

- Теперь понадобится много вашего внимания – потренируемся!

- Прочитайте слова на доске

флот

фант

флакон

. Объясните их значение, подберите однокоренные слова. (флот- флотские, фант-фантик, флакон-флакончик)

- Какой фокусник нам в этом помог? (суффикс)

- Сможете самостоятельно написать слова с фокусником – суффиксом самостоятельно?

- Кто справился с заданием легко?

- Объясните слово фабрика. Сделайте звукобуквенный анализ этого слова.

(один ребёнок работает с документ-камерой).

-Давайте проверим работу ученика у документ-камеры.

- Ты полностью выполнил работу? Тебе было трудно или легко? Ты сам справился или с чьей-то помощью? Есть ошибки? Ты их сам увидел ли с помощью класса?

 

- Составьте теперь с этим словом устно предложения.

 

IV. Рефлексия

- Что нового узнали на  уроке?

- Давайте проверим, всё ли вы запомнили? Поиграем. Я называю слова, если услышите звук [ф]- хлопаете в ладоши, держа руки перед собой,[ф*] – хлопаете в ладоши, подняв руки вверх. Нет – тишина.

Фиалка, фокус, кафе, фонарь, рукав, афиша, жираф, плов, телефон, шарф, конфеты, светофор.

- В каких словах не напишем букву ф? Почему?

-А теперь оцените свою работу на уроке - возьмите в руки любую ручку и на краешке страницы нарисуйте смайлик. (образцы на доске)

- Как вы думаете, кто у нас сегодня особенно отличился?

 

-Что у вас получилось сегодня лучше всего?

-В чём испытывали затруднения?

-Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?

 

V. Итог.

  Вот и кончился урок.

  Снова прозвенел звонок,

  Отдыхать мы можем смело,

  А потом опять за дело!

                                                                                                             Слайд № 12

 . 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по русскому языку "учимся обозначать на письме звук ы после звука ц" Начальная школа ХХ| век", 3 класс"

Знакомство со способами обозначения звука ы после звука ц в различных частях слова, развитие речи, орфографической зоркости учащихся....

План-конспект открытого урока по письму "Письмо строчной и заглавной букв фФ" (система развивающего обучения Л.В.Занкова)

План-конспект составлен для использования на уроке письма в 1 классе(1-4), разработан согласно принципам системы развивающего обучения Л.В.Занкова....

Открытый урок по письму на тему: Письмо строчной буквы т. Письмо слогов с буквой т.

Формирование навыка письма, разбор изучаемой буквы, ее письмо, составление и запись слогов....

Открытый урок по русскому языку на тему Тема: Письмо заглавной буквы Д

Тип урока: освоения новых знаний.Цель: научить правильно писать заглавную букву Д, а также слоги и слова с этой буквой.Задачи урока:• Научить писать заглавную букву Д.• Формировать графические ум...

Открытый урок школьного конкурса "Учитель года-2017" на тему:"Строчная буква ф"

Урок русского языка обучения грамоте-письмо Дазырбан Ч.В. проводился 08 декабря 2017 года на школьном этапе конкурса "Учитель года-2017"...

Открытый урок "Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме"

Повторить понятия «ударные» и «безударные» гласные; различать понятия «проверяемая» и «непроверяемая» гласная; совершенствовать навыки написания и прове...