Открытый урок "Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Шитикова Марина Евгеньевна

Повторить понятия «ударные» и «безударные» гласные; различать понятия «проверяемая» и «непроверяемая» гласная; совершенствовать навыки написания и проверки написания безударных гласных в корне слова; познакомиться с написанием новых «словарных» слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bezudarnye_glasnye_zvuki._oboznachenie_ih_na_pisme.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2-м классе по теме: "Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме"

Тип урока: ОНЗ («открытие» нового знания).

Планируемые результаты:

Предметные - повторить понятия  «ударные» и «безударные» гласные; различать понятия «проверяемая» и «непроверяемая» гласная; совершенствовать навыки написания и проверки написания безударных гласных в корне слова; познакомиться с написанием новых «словарных» слов.

Личностные - уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные –

  • Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение  (Регулятивные УУД).
  • Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им  (Коммуникативные УУД).
  • Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основной метод, используемый на уроке – проблемный.

Проблема, решаемая на уроке -  «Как правильно писать слова с безударными гласными?»

Оборудование: ноутбук, телевизор, учебники (Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина  «Русский язык 2 класс», УМК «Перспектива»).

Ход урока

       Организационный момент.

Ребята  представьте, будто вы птицы. Оглядите с высоты птичьего полёта ваше рабочее место. Как вы думаете, всё ли у вас готово для урока? Если – да, то птица может сесть.

Планирование урока:  Какие учебные средства есть у нас в классе? (Компьютер, экран, книги, тетради, пенал, словари и т.д.). Какие виды работы мы можем применить? С чего начнём?

- Запишите число, классная работа.

  • Разминка  «Доскажи словечко».

- Когда мы говорим, мы произносим… (звуки).

-Звуки бывают … и … (гласные и согласные).

- Звуки, которые произносятся с голосом, свободно, не встречая во рту преград, называются… (гласные).

- Гласные, которые находятся под ударением, называются … (ударные).

- Гласные, на которые не падает ударение, называются … (безударные).

  • Минутка красивого письма.

  На доске: а о я и е ё

- К какой группе относятся эти буквы?  (Гласные.)

- На какие группы их можно разделить? (Ответы детей)

- Давайте пропишем эти буквы. Посмотрите, нет ли среди них лишней? (Буква ё. Она всегда находится под ударением.)

  • Постановка проблемы урока.

  – Я  хочу рассказать вам рассказ.

 Петя написал своему другу Саше записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Саша записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята вечером. «Мяч будет, - сказал товарищам Петя. – Сашка принесет». Пришел Саша, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.

– Почему так получилось?            

         

– Какое правило не знал Петя?

– А нам с вами нужно знать это правило? Для чего?

– Как правильно записать это слово?  

С м…чом – мяч - с мячом (запись в тетрадях).

  • Постановка темы и цели урока.

  – Кто может назвать тему нашего урока?  (Тема нашего урока – «Правописание безударных гласных в корне слова».)

Мы сегодня как настоящие ученые будем исследовать безударные гласные в корне  слова.

– Какие цели поставите перед собой? (Научиться правильно писать слова с безударной гласной в корне.)

-Будем учиться видеть орфограмму в слове.

- Закрепим умение проверять безударную гласную.

  • Актуализация знаний.

- Давайте вспомним алгоритм проверки безударной гласной.

Алгоритм

  • Прочитать слово.
  • Поставить ударение.
  • Определить безударную гласную.
  • Подобрать проверочное слово.

- Сколько способов проверки безударной гласной вы знаете?

- Какое стихотворение нам помогает  проверить безударную гласную?

Если буква гласная вызвала сомнение,

Ты её немедленно поставь под ударение.

  • Орфографический тренинг. Отработка умения проверять безударную гласную.

- Вот мы сейчас проверим,  как работает алгоритм. Сейчас вам нужно отгадать загадку, показать на веере букв безударную гласную и назвать проверочное слово и способ проверки.

Летом зеленеет,

Осенью желтеет. (Трава, проверочное слово травы.)

В лесу темно, все спят давно.

Одна птица не спит, на суку сидит,

Мышей сторожит. (Сова, проверочное слово совы.)

Летом я летаю, мёд собираю.

Но когда меня подразнишь,

Тогда кусаю. (Пчела, проверочное слово пчёлы.)

– Ты откуда, ты откуда

Прилетел к нам, красногрудый?

- Облетел я всю Сибирь,

- Как зовут тебя? (Снегирь, проверочное слово снег.)

Тройка, тройка прилетела!

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом,

Всё покрылось серебром. (Зима, проверочное слово зимний.)

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая – для лета,

Для зимы – другого цвета.(Заяц.)

- Почему вы не смогли подобрать проверочное слово? (Это словарное слово, гласную проверить нельзя. Написание слова нужно запомнить и проверять по орфографическому словарю.)

  •  Работа над деформированным предложением.

- Прочитайте слова на доске.

покрылась к.вром  з.мля  снежным

- Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание. (Ковёр- коврик, земля – земли.)

- Предложение ли это?  Почему? (Нет. Слова не связаны по смыслу, записано с маленькой буквы, нет знака в конце предложения.)

- Составьте из данных слов красивое предложение. Запишем с комментированием.

(Земля покрылась снежным ковром.)

  • Фонетический разбор.

- Сделаем фонетический разбор слова земля. (Земля -   [з' имл 'а ] ,  2 сл., 5 б., 5 зв.)

  •  Физминутка.

- Я буду называть слова. Если в этом слове можно проверить безударную гласную, вы приседаете, если  это словарное слово, вы хлопаете.

Листва, лопата, сова, мороз, волна, гнездо, арбуз.

  •  Работа в группах.

- А сейчас поработаем в группах. Для каждой группы задание: найти в каждой группе лишнее слово, зачеркнуть его и объяснить, почему оно лишнее.

К . рмушка, гл . за, д . машний, сл . нёнок. (Глаза, в остальных словах безударная гласная о.)

Т . грёнок, гр . бы, л .сток, р . ка. (Река, в остальных словах безударная гласная и.)

Комн.та, кр . ты, л . сица, м . стечко. (Комната, это словарное слово, букву а нельзя проверить.)

  • Работа с электронным приложением  (упражнения на совершенствование навыков написания безударных гласных в корне слова)

  •  Работа по учебнику.

- Выполним упражнение 149 на с. 97. Прочитайте задание. Мальчики выписывают слова с ударением на I слоге, а девочки с ударением на II слоге. (Мальчики: дерево, вылететь, птицы.

Девочки: весна, грачи, земля, поют.)

- Нет ли здесь лишнего слова?  (Слово птицы. В нём нет безударной гласной, которую нужно проверить.)

  • Рефлексия.

— Отгадайте загадку.

Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Коровам без нее беда:

Она их главная еда. (Трава.)                

— Какой безударный звук вы слышите в отгадке? Какой буквой он обозначается на письме? Подчеркните строчку, в которой это указано верно.

A) звук [а ] — буква а

Б) звук [а] — буква о

B ) звук [о] — буква о

Мне было интересно …

Было трудно …

Теперь я могу …

  • Оценивание: «Простым карандашом нарисуйте в тетради  смайлик, оценивающий вашу работу на уроке. Если вы не поняли тему, нарисуйте рядом восклицательный знак. Как вы думаете, кто из ваших одноклассников заслужил хорошую оценку своей работы на уроке? Сравните свои оценки с оценкой учителя». Объявление оценок.

- Послушайте стихотворение – напутствие:

Слуху вы не доверяйте –

Удареньем проверяйте.

Сосны, воды, травы, дело.

И тогда пишите смело.

Домашнее задание с. 101, упр. 154


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА               Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме. Жаворонкова Валентина ВикторовнаМБОУ «СОШ №2...

Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме.

Совершенствовать умения подбирать проверочные слова и обосновывать написание гласное в безударном слоге....

Конспект урока русского языка по теме "Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме" (2 класс)

Задачи:Образовательные:закрепление знаний о безударных гласных звуках;закрепление умения распознавать ударные и безударные гласные звуки;формировать умение находить в словах безударные гласные звуки;ф...

Безударные гласные звуки, обозначение их на письме

Конспект урока по программе "Перспектива"...

Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме.

Тест по теме помогает проверить усвоение учащимися правописание безударных гласных в корне слова и обозначение их на письме, а также закрепить изученный материал....

"Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме"

Конспект урока с элементами тех - карты. Исп. ресурс Балдиной О.В....