Конспект урока русского языка по теме "Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме" (2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Задачи:

Образовательные:

  • закрепление знаний о безударных гласных звуках;
  • закрепление умения распознавать ударные и безударные гласные звуки;
  • формировать умение находить в словах безударные гласные звуки;
  • формировать умение обозначать безударные гласные звуки на письме;
  • формировать навык нахождения проверочных слов путем подбора родственных слов или изменения формы слова;
  • закрепить навык правильного написания словарных слов;
  • закрепить каллиграфический навык на этапе чистописания.

Развивающие:

  • развитие орфографической зоркости;
  • развитие словесно-образного мышления по средствам отгадывания загадок;
  • развитие слухового внимания и памяти.

Воспитательные:

  • формирование положительного настроя на занятии;
  • формирование бережного отношения к животным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bezudarnye_glasnye_zvuki_2_klass.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка по теме "Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме" (2 класс)

Задачи:

Образовательные:

  • закрепление знаний о безударных гласных звуках;
  • закрепление умения распознавать ударные и безударные гласные звуки;
  • формировать умение находить в словах безударные гласные звуки;
  • формировать умение обозначать безударные гласные звуки на письме;
  • формировать навык нахождения проверочных слов путем подбора родственных слов или изменения формы слова;
  • закрепить навык правильного написания словарных слов;
  • закрепить каллиграфический навык на этапе чистописания.

Развивающие:

  • развитие орфографической зоркости;
  • развитие словесно-образного мышления по средствам отгадывания загадок;
  • развитие слухового внимания и памяти.

Воспитательные:

  • формирование положительного настроя на занятии;
  • формирование бережного отношения к животным.

Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга! Улыбнитесь! Я рада видеть ваши улыбки!  Кто сегодня у нас дежурный? Что-то мне подсказывает, что сегодня дежурная Алёна! Алёна, какое сегодня число? (5 ноября). Молодец!
Ребята, откройте свои тетрадки, отступите две строчки от последней записи и запишите число и классную работу.

  1. Минутка чистописания

П,п. Па, пя, пу, пи, пе, пё, по, пы. 
-Ребята, какие соединения букв вы знаете? (
ответы детей)

Назовите слоги, в которых нижнее соединение (ответы детей)

А теперь плавное среднее соединение (ответы детей)

А в каких слогах верхнее соединение? (ответы детей)
– Ребята, посмотрите на доску, назовите предметы, изображённые на картинках
(дети называют слова вслух).

Молодцы, ребята!

  1. Словарная работа

Педагог по очереди вывешивает изображения на доску, по мере угадывания детьми названия изображения и записывания словарного слова в тетради

Дети, посмотрите на картинку на доске (корова), кто это изображен? Правильно, это корова. Мы с вами уже изучали данное слово, давайте запишем его в тетради. Следующее изображение-лисица. Ребята, кто тут изображен? Молодцы, это лисица. Записываем слово «лисица». Что у нас на следующее картинке? (заяц) Правильно! Записываем это слово.

А теперь давайте проверим, правильно ли мы записали наши словарные слова?

Алёна, как ты записала первое слово? (Ответ ребенка) Молодец! Ребята, все так же записали? Катя, а как ты записала слово «лисица»? (Ответ ребенка) Ребята, Катя правильно записала словарное слово? Вы согласны? Молодцы! Глеб, а как ты записал последнее слово? (Ответ ребенка). Ребята, все правильно записали это словарное слово?

Дети, а что объединяет наши словарные слова? Корова, лисица и заяц - они кто? (Ответы детей) Ребята, а кто из перечисленных нами животных, является домашним, а кто диким? (Ответы детей) Ребята, а как нужно относиться к животным? (Ответы детей) Правильно, ребята, к животным нужно относиться бережно и с заботой!

  1. Объявление темы

– Когда мы говорим, мы произносим… (звуки).

– Звуки бывают … и … (гласные и согласные).

– Звуки, которые произносятся с голосом, свободно, не встречая во рту преград, называются… (гласные).

– Гласные, которые находятся под ударением, называются … (ударные).

– Гласные, на которые не падает ударение, называются … (безударные).

 – Ребята, Тема нашего урока – “Правописание безударных гласных в слове”.)

Мы сегодня как настоящие ученые будем исследовать безударные гласные в корне слова.

  1. Изучение нового материала

 Какие гласные буквы нужно проверять? Почему? (Ответы детей)

 Как проверить безударный гласный в словах из двух слогов? В этом мы сейчас разберемся!

Кто на дереве сидит,

Зорко с высоты глядит?

Обнаружив мышь с вершины,

Сокращает род мышиный.

Так подвижна голова!

Это мудрая…(сова)

На доске появляется изображение-сова.
        Ребята, к нам прилетела мудрая сова. И она поможет нам разобраться в нашей теме урока.
На доске написано «с…ва». Дети, какую букву мы вставим в это слово? Слышится звук [а], но перед тем как его записать, нам стоит проверить, действительно ли мы верно решили. На доске появляется изображение – совы, а так же надпись «сОвы». Ребята, прочитайте слово, все вместе, вполголоса. Какая гласная буква в первом слоге? (Буква О). Ребята, посмотрите внимательно на эти два слова «с…ва» и «совы» это родственные слова. А теперь снова вернемся к нашему слову «с…ва». Какую буквы мы впишем, если в родственном слове «совы», в корне стоит буква о? (Ответы детей)

         Молодцы, ребята. Правильно вписали букву. А теперь, запишем наши слова в тетрадку. С новой строки. «Сова-совы». Выделим орфограммы, выделим корень и поставим ударение. Катя выйдет к доске и сделает то же самое, но чтобы все видели. А остальные делают в тетради.

  1. Физ.минутка

Совушка-сова                         Дети встают из парт, прикладывают кисти к плечам

Совушка-сова,                        и шевелят локтями, имитируя взмахи крыльями

Большая голова,                Обхватывают свою голову руками

Не пеньке сидит,                Приседают на корточки

Головой вертит,                Встают, вертят головой

Во все стороны глядит,        влево - вправо

Да ка-а-ак                        Поднимают руки вверх

Полетит!                        Подпрыгивают

  1. Закрепление материала

         Ребята, откройте учебник на странице 98. И найдите упражнение 182. Оля, прочитай, пожалуйста, задание. «Сравни гласный звук и гласную букву в ударных и в безударных слогах. Какой звук произносится? Какой буквой он обозначается? В каких слогах буквы надо проверять?»

Обратите внимание, что слова, которые у нас представлены, являются родственными!

Проверочные слова                                                Слова, которые проверяем

скАлы                                                                скалА

сОсны                                                                соснА

стрЕлы                                                                стрелА                

         Костя, давай разберем с тобой первую пару слов «скалы-скала». Сравни гласный звук и гласную букву в ударных и в безударных слогах. Какой звук произносится? Какой буквой он обозначается? В каких слогах буквы надо проверять? (Ответ ребенка)

         Все ребята записывают эти слова в тетради. Не забываем выделять орфограммы, корень и поставить ударение.

         Саша, теперь ты нам поможешь разобрать вторую пару слов «сосны-сосна». Сравни гласный звук и гласную букву в ударных и в безударных слогах. Какой звук произносится? Какой буквой он обозначается? В каких слогах буквы надо проверять? (Ответ ребенка)

         Ребята, вы согласны с объяснением Саши? Все ребята записывают эти слова в тетради. Не забываем выделять орфограммы, корень и поставить ударение.

         Кирилл, с тобой мы разберем третью пару «стрелы-стрела». Сравни гласный звук и гласную букву в ударных и в безударных слогах. Какой звук произносится? Какой буквой он обозначается? В каких слогах буквы надо проверять? (Ответ ребенка)

         Ребята, вы согласны с объяснением Кирилла? Все ребята записывают эти слова в тетради. Не забываем выделять орфограммы, корень и поставить ударение.

Итак, ребята, давайте попробуем с вами сформулировать правило, как же нам стоит проверять слова?

Миша, попробуй ты. (Ответ ребенка). Правильно! Ева, а теперь ты попробуй сформулировать правило, как ты его поняла?
А теперь давайте прочтем правило, на странице 98. Лена, прочитай нам его, пожалуйста, а все остальные следят глазками. Спасибо, Лена.
А сейчас весь класс прочитает это правило, вполголоса.

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили, (имитируем лепку комков),
Птичек крошками кормили, ("крошим хлебушек" всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, (ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку)

Выполним с вами упражнение 183. С новой строки, посередине пишем упражнение 183. Вика, прочитай задание. А теперь прочитай образец рассуждения. «В слове дОски в ударном слоге пишется о, значит и в слове доскА в безударном слоге нужно писать букву о»
Все записывают в свою тетрадь слова «доски-доска». Не забываем выделить корень, орфограммы и поставить ударение. Саша, какую букву ты написал в слове «доска»?
(Ответ ребенка). Вера, прочитай следующую пару слов «стадо-ст..да». Какую букву ты вставишь? (Ответ ребенка) В слове стАдо в ударном слоге пишется а, значит и в слове стада в безударном слоге нужно писать букву а. Все записывают в свою тетрадь слова «стадо-стада». Не забываем выделить корень, орфограммы и поставить ударение. Лиза, прочитай следующую пару слов «грозы-гр…за». Какую букву ты вставишь? (Ответ ребенка) В слове грОзы в ударном слоге пишется о, значит и в слове грозА в безударном слоге нужно писать букву о. Все записывают в свою тетрадь слова «грозы-гроза». Не забываем выделить корень, орфограммы и поставить ударение. Аня, прочитай следующую пару слов «грач-гр…чи». Какую букву ты вставишь? (Ответ ребенка) В слове грАч в ударном слоге пишется а, значит и в слове грачИ в безударном слоге нужно писать букву а. Все записывают в свою тетрадь слова «грач-грачи». Не забываем выделить корень, орфограммы и поставить ударение.

Ребята, у меня для вас есть очень интересная игра!
Я буду вам зачитывать загадки, а вы должны угадать отгадку. И к этой отгадке придумать родственное слово, по которому мы могли бы проверить, как можно записать безударную гласную в проверяемом слове. Слушайте внимательно.

Они ходят, но стоят

Всем о времени твердят,

Когда спать, когда вставать,

Когда можно погулять. (Часы)

А как вы догадались, какой ответ у загадки? Какую букву мы вставим в первый слог? Давайте подберем родственное слово-час. В слове час в ударном слоге пишется а, значит и в слове часы в безударном слоге нужно писать букву а. Все записывают в свою тетрадь слова «час-часы». Не забываем выделить корень, орфограммы и поставить ударение.

Следующая загадка:

Снег на полях, 
Лед на водах, 
Вьюга гуляет. 
Когда это бывает? (Зима)

Ксюша, как ты угадала ответ у загадки? Какую букву мы вставим в первый слог? Давайте подберем родственное слово - зимы. В слове зимы в ударном слоге пишется и, значит и в слове зима в безударном слоге нужно писать букву и. Все записывают в свою тетрадь слова «зимы - зима». Не забываем выделить корень, орфограммы и поставить ударение.

  1. Итог занятия

Ребята, какое правило, мы сегодня с вами изучали? (Ответы детей)

Молодцы, буквы а, о, е, и, я в безударных слогах нужно проверять. Для этого нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным: трава-травы, гора-горы, река-реки.

  1. Оценивание учащихся
  2. Домашнее задание

Ребята, открываем свои дневники и записываем домашнее задание, упражнение 184.

А теперь посмотрите на это упражнение, прочитайте задание.  

Нужно списать слова, вставляя пропущенные буквы. Поставить над словами знак ударения. Подчеркнуть выделенные гласные буквы. Выделить корень.

Две пары слов, мы уже с вами разобрали в загадках, я думаю, что это вас не затруднит.

Давайте все вместе разберем слова «вол-волы». Ребята, кто такой вол? (Ответы детей)

На доске появляется изображение животного. Правильно ребята, вол-это бык. Его часто используют для перевозки небольших грузов. Волы помогают людям работать на земле, обрабатывать землю для посева. Какую же букву мы запишем слово «волы»?  (Ответы детей). В слове вол в ударном слоге пишется о, значит и в слове волы в безударном слоге нужно писать букву о.

Спасибо за урок! Урок окончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Звуковой столбик. Гласные и согласные звуки" в 1 классе"

Урок по программе "Перспективная начальная школа" с использованием приёмов гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили. Урок разработан в рамках ФГОС, с формированием УУД....

Урок русского языка по теме "Гласные звуки и буквы. Слова с буквой Э"

Урок русского языка по теме "Гласные звуки и буквы. Слова с буквой Э"...

Презентация к уроку "Русский язык" по теме: "Гласные звуки и буквы"

Пояснительная записка к уроку русского языка по теме «Гласные звуки и буквы».Тема: Гласные звуки и буквыЦели: 1.Обобщить  и систематизировать знания о гласных звуках и буквах, закрепить написание...

Урок русского языка « Как определить гласные звуки?» 2 класс.

Урок русского языка « Как определить гласные звуки?» 2 класс....

Конспект урока русского языка по теме "Гласные звуки" (2 класс)

Конспект урока русского языка для 2 класса по программе "Школа России"....

Урок по русскому языку УМК "Перспектива"Гласные звуки, обозначение их буквами

Урок по русскому языку УМК "Перспектива"Гласные звуки, обозначение их буквами...