Главные вкладки

    Урок русского языка "Перенос слов"
    план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

    Нечваль Нэля Ивановна

    Учебное занятие с первоклассниками по переносу слов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_russkogo_yazyka3.docx83.97 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Перенос слов.

    Цели урока:

    1. Знакомство с правилами переноса слов.

    2. Совершенствование умения выполнять звукобуквенный анализ слова

    3. Развитие умения слышать и видеть в словах «опасные» места ( орфограмму).

    4. Воспитывать положительную мотивацию в обучении.

    I. Организационный момент. Психологический настрой.

    (Мотивация к деятельности и развитие организационных умений; самоорганизация и организация своего рабочего места).

    - Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

    Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.

    - Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

    II. Чистописание.

    1. Рисование «бордюра», состоящего из домиков.

    - Откройте тетрадь на стр. 9. Рассмотрите рисунок (В тетради рисунок с изображением цапли).

    http://www.uroki.net/docnach/docnach32/1.JPG

    - Куда спешит цапля? Интересно, кто её там ждет?

    - Нарисуем домики на строчке (Учитель показывает последовательность выполнения на доске. Затем, дети рисуют самостоятельно).

    2. Самостоятельное прописывание букв и сочетаний.

    - Назовите буквы алфавита, с которых не начинаются слова (Мягкий знак, твердый знак, ы).

    - Есть в русском языке эти заглавные буквы? (нет)

    - Какой одинаковый элемент есть в написании этих букв? (ь)

    - Напишите по образцу (Ученики проговаривают написание букв и прописывают по образцу).

    3. Чтение слов, их запись.

    Самостоятельное выполнение заданий с написанными словами:

    а) Подчеркните слово, состоящее из одного слога.

    в) Обведи в зеленый овал то слово, в котором букв больше, чем звуков.

    г) Обведи в синий овал слово, в котором звуков и букв поровну.

    д) Подчеркни красным карандашом слова, состоящие из двух слогов.

    е) Подчеркни волнистой линией слова, состоящие из трех слогов.

    - Запиши слова, диктуя их по слогам.

    - Какую роль играют в словах буквы мягкий и твердый знак?

    - Подчеркните их в словах.

    4. Упражнение для самоконтроля.

    Цапля в гости к буквам поспешила,

    А адрес дома взять забыла.

    Вам надо за неё решить,

    Куда отправиться гостить!

    Принять её готовы, факт,

    «ы», твёрдый или мягкий знак.

    Дети лучшую букву из трёх вписывают в окошко домика).

    III. Словарная работа.

    1. Работа с однокоренными словарными словами.

    - Прочитайте на доске стихотворение.

    Петушки.

    Петушки распетушились,

    Но подраться не решились.

    Если очень петушиться,

    Можно перышек лишиться.

    (В.Берестов)

    - Выпишите из стихотворения однокоренные слова.

    - Поставьте ударение, подчеркните непроверяемую безударную гласную в корне.

    2. Работа по рисункам, с. 18-19.

    - Рассмотрите рисунок.

    - Какие слова составили зверята – ученики? (корова, собака, мяч).

    - Правописание каких слов надо запомнить? (корова, собака).

    - Запомните эти слова.

    - Послушайте сказку, почему слово собака пишется с буквой о.

    Жила давно бака. Она умела лаять, вилять хвостом, сторожить дом, любила выть на круглую луну, которая похожа на букву «о» и грызть бублик, похожий на букву «о». Любила смотреть на круглое облако, солнце, любила осень. Полюбила бака букву «о» и захотела с ней писаться.

    - Ну, хорошо, сказали ей, будем писать тебя «бока».

    - Нет. Я так не хочу! С какого еще бока?! - обиделась бака.- Я не хочу так называться! Я просто хочу писаться с «о». И стали её писать с «о». Вот так: с «о» бака. А потом просто собака.

    Так и до сих пор пишут.

    (По О.Соболевой)

    IV. Актуализация знаний.

    - Сегодня вы будете в роли учителя Карандаша. Он задавал вопросы своим ученикам: коту, обезьянке, зайчику. Их ответы вы услышите. С чьим ответом вы согласны, того нарисуйте на строчке в тетради (На доске рисунки кота, обезьянки, зайца).

    - Рисуйте так:

    http://www.uroki.net/docnach/docnach32/2.JPG

    1-ый вопрос Карандаша:

    - Сколько букв в русском алфавите?

    Ответили так:

    Кот: 30.

    Обезьянка: 10.

    Заяц: 33.

    2-ой вопрос Карандаша:

    - Как определить количество слогов в слове?

    Кот: «Надо посчитать гласные. Сколько в слове гласных, столько и слогов».

    Обезьянка: «Надо посчитать согласные. Столько же будет и слогов».

    Заяц: «Сколько букв, столько и слогов».

    3-ой вопрос Карандаша:

    - Какой слог в слове может быть ударным?

    Кот: «Любой».

    Обезьянка: «Только первый».

    Заяц: «Только последний».

    - Кто из учеников дал больше всего правильных ответов? (кот)

    - Молодец, котик! Зайчик и обезьянка, не унывайте, все у вас получится!

    V. Постановка проблемного вопроса.

    Сообщение темы урока.

    - Как вы поступите, если вы начали писать слово, а места на строке не хватает? (Мы перенесем это слово).

    - Как вы думаете, переносить слово нужно по правилам или так, как захочет пишущий?

    - Что бы вы предложили? (Варианты ответов детей).

    - Сегодня вы узнаете правила переноса, потренируетесь в переносе слов.

    VI. Знакомство с новым материалом.

    1. Работа на доске под руководством учителя

    - Запишите предложение.

    У розы шипы.

    - Разделите каждое слово на слоги (Ученики проводят карандашом вертикальные линии: У ро/зы ши/пы).

    - Вот так можно перенести эти слова с одной строчки на другую (Учитель показывает на доске: У ро-зы ши-пы).

    - Как надо переносить слова? (Предложения детей).

    - Запомните правило:

    Здесь порядок очень строгий.

    Делим все слова на слоги,

    Переносим по слогам:

    Бро-дит ста-до по лу-гам.

    -Но помните, что одну букву, даже если она составляет слог, на строке оставлять или переносить нельзя!

    2. Работа в учебнике. Упр.18, с. 18.

    Ученики составляют трехсложные слова: бараны, лошади, ослики, коровы. Записывают их. Выполняют все задания. Делят слова для переноса:ба-ра-ны, ло-ша-ди, ос-ли-ки, ко-ро-вы.

    3. Таблица «Правила переноса слов» (На доске).

    - Рассмотрите таблицу и сформулируйте правила!

    http://www.uroki.net/docnach/docnach32/3.JPG

    Дети предлагают свои варианты правил.

    - Теперь прочитайте правила переноса слов в учебнике на с.21.

    - Правильно вы сформулировали?

    - Эти правила надо запомнить.

    4.Первичное закрепление.

    Упражнение в делении слов для переноса. Ученики выполняют на доске и в тетрадях.

    Слова: диван, барсук, рейка, семья, подъем, письмо, змея, кольцо, огонь.

    VII.Закрепление пройденного.

    Упражнение 19, стр. 19.

    - Прочитайте задание.

    - Как вы понимаете смысл данной пословицы: Птица рада весне, а младенец - матери. (Людям дорога теплота отношений).

    - Спишите предложение, подчеркните гласные буквы, поставьте ударение.

    (Дети записывают предложение, обозначают гласные буквы, называют их, ставят ударение).

    - Разделите вертикальной чертой слова на слоги.

    Образец записи:

    Пти/ца ра/да вес/не, а мла/де/нец – ма-те-ри.

    VIII. Итог урока.

    - Прочитайте на зеленой полосе в тетради слова и расскажите о правилах переноса слов.

    - Разделите одно слово по вашему желанию для переноса.

    - Запишите его на зеленой полосе.

    - Что на сегодняшнем уроке показалось вам самым интересным?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка "Слово и предложение" 1 класс УМК "Планета знаний"

    Конспект урока по русскому языку в 1 классе УМК "Планета знаний". Урок построен по методикесубЪективизации с использованием краеведческого материала....

    Урок русского языка "Слова, отвечающие на вопросы кто? что? какой? какая?"

    Учащиеся изучают новый материал вместе с героями мультфильма "Лунтик"....

    Урок русского языка "Слова с непроверяемыми гласными в корне"

    "Слова с непроверяемыми гласными в корне"Цель урока. Формирование навыков правильного письма слов с безударными проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне....

    Урок русского языка "Слово и его лексическое значение"

    Данный урок составлен с использованием технологии развития критического мышления. (РКМ). В основе технологии РКМ лежит базовая модель состоящая из трех фраз:  стадия вызова, стадия осмысления, ре...

    Открытый урок русского языка "Слова, слова..." 2 класс

    Урок русского языка "Обобщение по теме "Слова, слова..." 2 класс программа "Школа России" проведен в форме урока-аукциона....

    Урок русского языка "Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов".

    Цель: Обратить внимание на значимость гласных звуков и их особенности.            Задачи:1.Уточнить представление учащихся о слоге как части слов...

    Урок русского языка. "Слова-предметы, слова-действия" (ПНШ) 1 класс

    Урок изучения нового материала  по программе «Перспективная начальная школа». Дети должны научиться определять слова-названия предметов, действий, задавать вопросы кто? что? к словам-предметам и ...