Урок русского языка по теме: "Правильное обращение - успешное общение"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Симачкова Любовь Николаевна

Урок речевого творчества

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

   

                    Городское образовательное учреждение «Гимназия №652»  

                           Выборгского района   города Санкт-Петербурга

               Конспект урока по русскому языку проведённого в 4 классе

                                             

                          Правильное обращение  -  успешное общение

                                                                             Эпиграф: Уроки речевого творчества-

                                                                                              уроки нравственности.

                                                                                                                                                   Н.Н. Каландарова

                                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                           Подготовила и провела

                                                                                                                                                         Симачкова Любовь Николаевна

                                                                                                                                                               учитель начальных классов

                                                                                                                                                   высшей квалификационной категории

     Цель: способствовать речевому творчеству учащихся, формирование у них компетенции употребления форм обращения в устной и письменной речи.

      Задачи:- формировать коммуникативные умения и навыки, находить обращения в речи, выделять обращение на письме запятыми, в устной речи – интонационно

- развивать способность классифицировать языковые факты (уместные и неуместные обращения);

-формирование умения применять знания, полученные на уроке, в жизненных ситуациях;

-формирование умения работать в группе с целью создания коллективного творческого продукта.

     Оборудование : -мультимедийный проектор для демонстрации фотографий, текстов, заданий;

-экран;

-компьютер;

-раздаточный материал;

-таблицы, схемы;

-словарь, учебник.

 

                                                                   Ход урока

Деятельность  учителя

Деятельность учеников

  1. Орг. момент

-В моей мини беседе с вами сейчас(с учётом содержания прошлого урока) определите ключевое слово, которое входит в название темы нашего урока.

-прочитайте(1 слайд- обращение   общение)

-и так начинаем урок, будьте внимательны.

-Здравствуйте, дети! Уместнее будет сказать : «Доброе утро, 4«б»!».Смотрю на вас, какие вы сегодня опрятные, красивые, так и хочется к вам обратиться: «4 «б» , вы действительно культурный класс культурной столицы,». Тема нашего урока связана с названием общеклассного проекта (кккс).

-Аня, ты меня слышишь?

-Даня, сядь правильно.

-Сима, отложи тетрадь.

-Проверим кто обнаружил ключевое слово в моей беседе.

- И снова я вынуждена обратиться к вам, будьте внимательнее!

2. Повторение –мать учения(актуализация)

-Сегодня продолжаем разговор на тему «Обращения».Давайте вспомним , что мы изучили на прошлом уроке.

-мы должны научиться не только расставлять знаки препинания, но и научиться применять формы обращения для того, чтобы вас поняли и не обидели. Для этого в течении урока  мы будет заполнять таблицу( в таблице 3 графы- запомнить нельзя забыть)

-Какое имя вы бы хотели услышать когда к вам обращаются? Это запишите в колонку «Запомнить», а то, что не нравится –в колонку «Забыть»  .

-Да, действительно, главная трудность общения- это выбор формы обращения  

3. Эмоционально- речевая разминка.

-Работаем с пословицей (2 слайд «Язык, сказавший глупые слова не виноват, виновна голова(из народной мудрости»).

- О чём эта пословица?

-Сочините ситуацию из жизни класса.

-Какой вывод можно сделать?

-Как правильно обратиться, чтобы не ошибиться!

-Давайте вспомним тему урока и как её можно распространить с помощью определений.

(3 слайд)-Посмотрите, что получилось у меня. (Правильно обращение   успешное общение)

4.Анализ слова.

-А что значит правильное обращение?

-Где можно посмотреть значение слова «обращение»?

(Один ученик ищет значение в Интернете, остальные в словарях)

-Что вы нашли?

(4 слайд)-Какие правила можно увидеть на этом слайде?

-Да, действительно, вы должны привлечь внимание и тогда происходит вращение смысла речевой формы (приветствие, осуждение, отказ, просьба.)

-Найдите в своём комбинированном словаре популярные формы обращения на китайском и английском языках.

5. Словообразовательный анализ слова.

-Сейчас к словам обращениям (5 слайд) подберите как можно больше однокоренных слов и запишите.

-Какая часть слова помогла вам составить ряд однокоренных слов, знакомые суффиксы выделите.

-Какой смысл несут ваши слова?

6. Работа с деформированными словами.

-Проведёт эксперимент правильного обращения. Для этого нам снова понадобится таблица. Я говорю, что надо «Запомнить», а вы- «Забыть».

-Закончите фразу: изменение формы слова ведёт ……

-к потере смысла слова.

7. Работа над формами обращения.

-Возвратимся к схеме правильного общения (4 слайд). Вы видите вопросы, которые помогают понять структуру обращения. Задание: каждой группе раздаётся пословица, а вы должны составить коллективное обращение

-Придумайте обращение к фото (6 слайд)

-Составьте обращение к директору школы, так  как вы хотите, чтобы вашему классу присвоили звание  «Культурный класс»

 (7 слайд)

8. Итог, самооценка.

-Посмотрите на свою таблицу, какие обращения вы применяете чаще всего. На  первой шкале самооценки поставьте крестик на каком вы уровне находитесь, а на второй шкале оцените себя, как вы работали в группе.  

-Что в уроке понравилось?

-Какие задания не вызвали у вас затруднений?

-Какие показались вам сложными?

 

(Ученики разбиты на 3  группы)

Дети слушают учителя

Прочитывают запись на экране

-4 «б», Аня, Даня, Сима, дети, вы культурный класс,.

-ключевое слово- обратиться.

Дети вспоминают правило и проверяют по учебнику.

 (зачитываются 3-4 варианта) «Запомнить»-Дима, Ритуся, молодец, умница…. «Забыть»-Ус, Васька (девочка), Жуки….

-чтобы правильно обратиться, надо сначала задуматься

-на футбольном поле встретились 2 команды 4 классов. Игра шла по правилам. Но вдруг один из участников начинает кричать на другого, что он «мазила». Завязывается драка, а в это время команда пропускает гол.

-Неправильное обращение ведёт к конфликту.

-Чтобы не ошибиться, надо правильно обратиться.

-Обращение- это общение.

-красивое обращение- это приятное общение. Злое обращение- конфликтное общение.

-Обращаться по правилам.

-В словарях, в Интернете или спросить у взрослых.

-В Интернете  я нашёл -«Слово «обращение» происходит от глагола обратить («обращать») в церк.-слав. языке «повернуть». Однокоренные слова- обратный, обращать, обратить, обращаться, обратно.

-В словаре мы нашли – «Обращение»-высказывание, предназначенное кому-либо.

-Стрелки по  кругу идут в разных направлениях, а это значит, что происходит обмен информации. Надо знать и кому, и с чем, и для чего нужно обратиться, чтобы тебя поняли.

(дети зачитывают литературные и разговорные фразы)

-Пётр, Петруша, Петрович

-папа, папуся, папик, папаня

-бабушка, бабка, бабуся, бабаня

-Рита, Ритуся, Риточка, Маргарита

выделяют суффиксы

-Возраст, уважение, любовь, неодобрение, образование.

Запомнить        Нельзя               Забыть

Мама                                             мА

Родители                                   предки, родоки

Математика                                матека

Прекрасно                                  потрясно

Ужасно                                        жесть

Ерунда                                        фигня

-к страху, к приколу, к небрежности

1 группа-Все мы говорим, да слушать–то  некому.

-Ребята 4 «б» класса,  нам надо научиться слушать других, чтобы друзей не растерять и совсем не одичать.

2 группа- Жизнь дана на добрые дела.

- Одноклассники, жизнь дана на добрые дела, а злое в жизни так мешает, бьёт оно и унижает, так делай больше добрых дел.

3 группа- Зная –говори, а не зная –молчи.

-Незнайка, не перебивай, а лучше помолчи, послушай, чужое время береги.

-Папа! Потуши последнюю сигарету, чтоб я не закурил первую.

В группах составляются обращения. В слайде дана шапка без обращения.

-Уважаемая Екатерина Ивановна, просим Вас присвоить нашему классу звание «Культурный класс культурной столицы».

-Госпожа директор, просим Вашего разрешения на осуществление нашим коллективом проекта «Культурный класс культурной столицы».

-Екатерина Ивановна, разрешите нам добиваться в учёбе звания «Культурный класс культурной столицы».

Оценивают себя.

Дети отвечают на вопросы учителя.

                                                                                             

                                                                                           Литература:

1. Зеленина Л.М., Хохлова Т. Е.. Русский язык  4 класс.М. «Просвещение» 2010

 2.. Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества. М. «Вако» 2010

 3. Лопатина А., Скребцова М.. Мудрость на каждый день. М. «Амрита-Русь» 2011

 4. Синицын В.А.. Мечтай, сочиняй, рассказывай (тетрадь для речевого тв-ва уч-ся нач. кл.) М. «Лада» 2008.

5. Ожегов С. И.. Словарь русского языка. М. «Оникс»

6.. Михайлова С.Ю. Дружим с русским языком, 4 кл. М. Издательский центр. «Вентана-Граф» 2007

7. Соколова Т.И..Школа развития речи. М. «Рост»

 

8. Формановская Н.И.. Употребление русского речевого этикета. М. «Русский язык» 1982


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе по теме "Правильные действия - правильная буква" (Написание безударных личных окончаний глаголов) УМК "Гармония"

Как сделать урок русского языка интересным и увлекательным? Как привить ученикам разумное отношение к предмету? Учителю приходится много работать над тем, чтобы заинтересовать учащихся, предлагая им н...

Конспект урока русского языка в 4 классе «Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением»

Тип урока: изучение нового учебного материалаВид урока: урок теоретических и практических самостоятельных работ.Основные дидактические формы: урок практикум.Цель: научить ставить знаки препинания при ...

Урок русского языка. 4 класс. Тема: Правильные действия - правильная буква.

Цель урока:Совершенствование навыка правильного написания безударных окончаний глаголов, прилагательных, существительных;ü развивать мышление, память, речь, внимание; мотивацию к усвоению учебного мат...

Технологическая карта урока по русскому языку на тему" Правильное употребление приставок на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать».

Учебный предмет - Русский язык Класс - 2 класс.УМК «Перспективная начальная школа»Программы по учебным предметам: 1-4 кл.: в 2 ч/Сост Р.Г. Чуракова- М.: Академкнига/Учебник, 2011. -Ч.1: 240 с.Уче...

Конспект урока русского языка по теме "Правильные действия - правильная буква", 4 класс УМК Гармония

Конспект урока с презентацией составлен по учебнику М.С. Соловейчик для 4 класса УМК Гармония. Урок - закрепление изученных способов действий при написании личных окончаний глаголов....

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Правильное употребление приставок на- и о- в словах надеть, надевать; одеть, одевать."

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: Правильное употребление приставок на- и о- в словах надеть, надевать; одевать, одевать. По программе "Перспективная начальная школа&quo...

Конспект урока русского языка. Тема: "Что такое обращение" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний об обращений, формирование умений находить в тексте обращения и выделять их пунктуационноПланируемые результаты:Предметные: Знать, что такое обращение, з...