Урок русского языка в 3 классе "Дополнение"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Познакомится с второстепенным членом предложения – дополнением. Учиться анализировать языковой материал. Упражняться в синтаксическом разборе предложений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_dopolnenie.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Майская гимназия

 Белгородского района Белгородской области»

Урок русского языка в 3 классе

по теме: Дополнение

(УМК «Начальная школа XXI в.»)

                                                              Учитель начальных классов

                                       Клименко Ж. В.

Тема: Дополнение.

Цели: Познакомится с второстепенным членом предложения – дополнением. Учиться анализировать языковой материал. Упражняться в синтаксическом разборе предложений

ХОД УРОКА

Индивидуальная работа у доски:

1) фонетический разбор слова скатерть

2) разбор слов по составу:  безвыходная, промолчали, лебёдушка, радостно, пони, лесоповал, высокими, завистливые, украшают.

1. Актуализация имеющихся знаний.

- Прочитайте слова на слайде и подумайте, какое задание я хочу вам предложить.

        Когда? Чьи? Чему? О чём? Как? Зачем? Куда? Какую? Кого? Кем? Почему?

(Определить, какие члены предложения отвечают на эти вопросы; разделить эти вопросы на группы в зависимости от синтаксической роли слов, отвечающих на них.)

Слайд1

2. Определение темы урока.

-Прочитайте предложения. Нравятся ли они вам? Почему? Дополните предложения словами, дающими более точную информацию. На какие вопросы в предложении отвечают эти слова?

Слайд 2

        Алёша прочитал. (что?) книгу

        В лесу после дождя много (чего?) грибов

        К празднику я приготовил подарок. (кому?) маме

        Бабушка и дедушка гордятся. (кем?) внуками

-Как вы думаете, о каком члене предложения более подробно пойдёт речь сегодня на уроке?

 3.Что бы вы хотели узнать о дополнении?

Слайд 3

 (На какие вопросы отвечает, что обозначает, с какой целью используется в предложении)

4. Значение каких членов предложения указано? Методом исключения определите, что обозначает дополнение.

Слайд 4

        - признак предмета (определение)

        - место действия (обстоятельство)

        - время действия (обстоятельство)

        - на  какой предмет направлено действие (дополнение)

        - кому принадлежит предмет (определение)

5. Работа с учебником стр. 90. Выполнение задания из рубрики «Вспоминаем пройденное». (Вывод: Вопросы форм слов и дополнений совпадают. Дополнением могут быть разные формы одного и того же слова)

Чтение определения в  учебнике.

6. Работа в группах.

        - Используя словарные слова, составьте словосочетания, в которых зависимое слово отвечало бы на данные (на форзаце) вопросы. Вопросы записывайте в скобках.

Слайд 5

Например, ветка (чего?) сирени

                   помог (кому?) товарищу

Проверка (каждая группа читает по 1 словосочетанию)

7. Словарная работа (запись слов с объяснением орфограмм)

        - В каждой группе найдите «лишнее» слово:

        Шимпанзе, кино, газета, шоколадка (одушевлённое сущ.)

        Якорь,  пальто, кафе, облако (муж. род; звуков меньше, чем букв)

- Остальные слова расположите в какой-либо закономерности:

кино, газета, шоколадка (в порядке возрастания количества  морфем)

кафе, якорь, облако (в порядке возрастания количества  звуков)

- Что объединяет между собой слова шимпанзе и пальто? (неизменяемые) В чём их особенность? Могут ли они менять свою форму?

8. Работа с учебником стр. 95 рубрика «Давай подумаем»

        - Мы сказали, что дополнением являются формы слова. А могут ли неизменяемые слова быть дополнениями? Чтобы ответить на этот вопрос, выполним синтаксический разбор предложений на стр. 95.

Физминутка (повторим, на какие вопросы отвечают разные члены предложения)

Хлопки 1 ряд – вопросы обстоятельств

               2 ряд – вопросы определений

               3 ряд – вопросы дополнений

Когда, как, какими, чего, о ком, чью, откуда, кому, с кем, о какой, где, в чьём, куда, почему, от кого, о чём

Вывод: неизменяемые слова могут быть разными членами предложения.

        - На какие 2 группы можно разделить эти предложения? (односост. – двусост.; распр. – нераспр.; сказуемое выражено глаголом или кратким прилагательным)

9. Работа в парах. Проверка индивидуальной работы у доски.

        -Вернёмся к инд. заданию  у доски (разбор слов по составу). Выберите те слова, к которым можно задать вопросы дополнений. (лебёдушка, пони)

        - Проверьте, верно ли выполнен фонетический анализ слова скатерть? Каким членом предложения может быть это слово? Поработайте в парах и составьте предложения с этим словом, ориентируясь на его синтаксическую функцию.

        1 ряд – в роли подлежащего

        2 ряд – в роли дополнения

        3 ряд -  в роли обстоятельства

- Можно ли слово скатерть употребить в переносном значении? Каким средством художественной выразительности оно тогда будет?

10. Итог урока.

        - Можете ли вы теперь ответить на вопросы, поставленные в начале урока?

Слайд 6

-Чтобы ответить на вопрос, с какой целью дополнения используются в речи, обратимся к самому слову. Почему данный член предложения получил такое название?

11.  Рефлексия

Каким для вас был сегодняшний урок?

        Что вы усвоили хорошо?

        Над чем ещё предстоит работать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка - 3 класс по учебнику С.В.Иванова. УМК « Начальная школа XXI века » по блоку «Как устроен наш язык» и по теме «Дополнение».

Работа на уроке будет проходить по блоку «Как устроен наш язык» и  по теме «Дополнение». На этом уроке русского языка для 3 класса следующие задачи:•...

Методическая разработка урока русского языка по теме: "Дополнение".

Методическая разработка включает конспект и презентацию урока русского языка по теме "Дополнение"....

Презентация к уроку русского языка" Знакомство с дополнением".

Презентация к уроку русского языка. Начальная школа 21 века.3 класс...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...

Конспект урока русского языка 3 класс "Дополнение"

Развивать умение находить дополнение в предложениях, задавать вопросы и подчёркивать второстепенный член предложения....