Методическая разработка урока русского языка по теме: "Дополнение".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Методическая разработка включает конспект и презентацию урока русского языка по теме "Дополнение".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnenie_urok_v_3_klasse.rar1.48 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока РУССКИЙ ЯЗЫК   3 класс

(УМК «Начальная школа XXI века»)

 Учитель начальных классов: Пелевина Татьяна Михайловна

Тема урока:   «Дополнение».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: создать условия для формирования знаний о дополнении, как второстепенном       члене предложения.

Задачи урока.

Образовательные: знакомство с дополнением, как второстепенным членом предложения, отработка умения находить в предложении дополнение.

Развивающие: развитие умения составлять предложения; совершенствовать умения самоанализа работы.

Воспитательные: воспитывать интерес к родному языку, к изучению истории родного края;  чувство гордости за земляков, прославивших архангельскую землю.

Планируемые результаты обучения.

Метапредметные:

РУУД: самостоятельно определять цели своего обучения; целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи.

ПУУД: планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям;

строить речевое высказывание в устной и письменной форме, наблюдать, характеризовать, анализировать, сравнивать;

КУУД: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Предметные:

- различать основные языковые средства: слова, словосочетания, предложения.

- находить дополнение

- различать члены предложения.

Личностные:

Освоение личностного смысла учения, желание продолжать свою учёбу.

Развивать способность к самооценке успешности в овладении материалом.

Оборудование:

 Русский язык: 3класс: учебник для общеобразовательных учреждений : 1ч. / С.В.Иванов- 3-е изд., перераб. –М.: Вентана –Граф, 2013.

Морянка: Хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах/науч.ред. Э.И.Николаева;Архангельск:ГАОУ «ОА ИППК РО», 2013.

компьютер, проектор, карточки с заданиями для детей.

Ход урока.

          1. Организационный  момент.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие.

Захотели вновь прийти!

     Сядем спокойно, проверим осанку, откроем тетради, подпишем число. (Слайд 1)

          2. Чистописание.

 Урок русского языка мы начинаем с чистописания. (Слайд 2)

     Как говорил один из великих русских историков, профессор Московского университета Василий Осипович Ключевский « Уметь разборчиво писать – первое правило вежливости».

1). Правописание  строчной буквы «к»;

2). Правописание слов с буквой «к», объяснение значения слов: карбас, кормщик, шкипер, зуёк, док. (РК) (Слайд 2)

Карбас – на Севере: небольшое парусное судно для рыбного промысла.

Кормщик – 1). рулевой на судне; 2). старший в рыболовецкой артели, управляющий судном.

Шкипер – капитан судна.

Зуёк – подросток, помощник на рыболовном промысле.

Док – сооружение для ремонта и постройки судов.

- Почему именно эти слова мы записали? (Мы живём в Архангельске. Город  стоит на берегу реки Северной Двины, впадающей в Белое море. Наши предки – поморы. Все слова имеют отношение к рыбному промыслу.)

     3.  Актуализация опорных знаний.

 На доске записаны слова: (Слайд 3)

север, область, Восточно-Европейский,  равнина, Архангельский, расположен

- Что записано на доске? (слова)

-Какую работу можно выполнить со словами? (Составить предложение, изменив при необходимости форму слова)  -  1 ученик у доски. (РК)

     Архангельская область расположена на севере Восточно-Европейской равнины. (Слайд 4)

     Какое ещё задание мы можем выполнить? ( дать характеристику предложения, разобрать по членам предложения…

-  Найдите грамматическую основу предложения.

- В этом предложении есть второстепенные члены, значит, оно называется …(распространённое).

- Назовите и подчеркните  второстепенные члены предложения.

область (какая?) Архангельская - определение

расположена (где?) на севере – обстоятельство

севере (чего?) равнины

- Какой возникает вопрос?       (Как называется второстепенный член предложения?)      Это дополнение.

- Вы догадались, что тема нашего сегодняшнего урока … (дополнение)        .            

       4. Целеполагание.

- Какие задачи  поставим перед собой? На какие вопросы нам необходимо получить ответ? (Слайд 5)

1. Узнать: - на какие вопросы отвечает дополнение?

                   - что обозначает дополнение?

                   - как подчеркивается дополнение?

2. Научиться находить дополнение  в предложении.

     Узнать,  что такое дополнение, нам поможет учебник.

Откройте страницу 106 - 107.      Читаем правило!

     Вопросы: кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём?  мы использовали для изменения формы слова – таблица «Правильно изменяй форму слова» на обложке учебника.

Физкультминутка.

      5. Первичное закрепление.

     Прочитайте предложения.

Наш край богат.

Мы гордимся.

- Известно ли, чем богат наш край?   Кем мы гордимся?  (РК)

- Попробуйте дополнить предложения, чтобы информация была более полной, точной. (работа по вариантам).  

Ребята обсуждают в парах получившиеся предложения, затем зачитывают свои предложения классу.

- Каким членом предложения являются дописанные вами слова? Как подчеркнёте их в предложении?

     6.  Домашнее задание.  

 Дома вы будете выполнять подобное задание самостоятельно.

Учебник стр. 107 упр. 3 – запись задания в дневник.

   7. Применение новых знаний.

Работа в парах.  Упражнение 4 стр. 107.

Проверка: сверка по эталону на доске.

    

    (РК)  Мы гордимся нашими талантливыми  земляками. Один из них – Александр Алексеевич Борисов. Знаете ли вы кем он был, чем занимался?

     Просмотр видеофильма о творчестве А.А.Борисова (http://www.youtube.com/watch?v=e2snpgDUU9w); чтение учителем за кадром рассказа Светланы Цапенко «Александр Алексеевич Борисов» («Морянка». Хрестоматия о Русском Севере. Стр.49 – 50).

     Работа с текстом в парах.

Задание: Прочитай текст. Вставь подходящие по смыслу слова. Каким членом предложения они являются?

     Детство (кого?)____________ Борисова прошло в небольшой северной деревушке Глубокий Ручей. Целый год на Соловках он рыбачил (с кем?)_______________, слушал их рассказы (о чём?)______________ поморов в северных морях. Борисов ежедневно помногу часов рисовал (что?)___________. В своих работах Борисов стремился показать (что?)____________ суровой природы Севера. Его по праву называют (кем?) _____________Арктики!

(художника, с монахами, о путешествиях, этюды, красоту, певцом. (Слайд 6)

     Запишите одно предложение в тетрадь. Подчеркните дополнение.

8.  Включение в систему знаний и повторение.    

 Закончи предложение: (Слайд 7)

Дополнение отвечает на вопросы …

Дополнение связано (с чем?) …

Дополнение обозначает (что?)

Дополнение подчёркивают …

     9. Рефлексия:

- Выполнили ли мы задачи, которые поставили перед собой на уроке?

- Что особенно хорошо получилось?

- Какое значение имеют для вас полученные знания?

- Что ещё нового вы узнали на уроке?

          Оценка работы учащихся.

 Спасибо за урок!  (Слайд 8).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".

На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....

Методические разработки уроков. «Русский язык» авт. В.П.Канакина 1 класс (50часов, 5 уроков в неделю) НАША РЕЧЬ (2ч.)

Методические разработки уроков.«Русский язык» авт. В.П.Канакина1 класс(50часов, 5 уроков в неделю)НАША РЕЧЬ (2ч.)...

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...

Методическая разработка урока русского языка "Перенос слов" (урок-путешествие)

Методическая разработка урока русского языка "Перенос слов" предназначена для учащихся 2 класса. Тип урока: Изучение нового. Методы. Словесный, наглядный, практический.Методики. Ди...

Методическая разработка урока русского языка "Урок письма" (3 класс)

Тема урока: "Правила написания писем".Цель урока. Возрождение русских традиций эпистолярного жанра, получение первоначальных навыков правильного написания письма....

Методическая разработка урока русского языка « Что такое предложение" по программе « Школа России» 2 класс УМК : "Русский язык" В.П. Канакина, В.Г.Горецкий

Методическая разработка урока  русского языка во 2 классе по теме «Что такое предложение»    включает в себя план-конспект урока. Материал может быть использован для проведе...