Главные вкладки

    Урок русского языка "Звуки и буквы"
    план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

    Нечваль Нэля Ивановна

     Сегодня совершим путешествие в страну «Буквы и звуки». Путешествие будет веселым и интересным. Правда, вам придется немного подумать над теми заданиями, которые встретятся вам на пути. А справиться с этими заданиями вам помогут верные помощники.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_russkogo_yazyka_zvuki_i_bukvy.docx22.02 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка.

    Тема: «Звуки и буквы».

    Цели:

    • Совершенствовать фонетические знания и умения.
    • Способствовать развитию зрительного внимания, фонематического слуха.
    • Формировать навыки одновременного звуко-буквенного анализа и синтеза.
    • Развивать мышление и формировать процесс мыслительной деятельности.
    • Воспитывать чувство товарищества, сотрудничества.

    Оборудование:

    1) Карта путешествия

    http://festival.1september.ru/articles/552985/img1.gif

    2) Раздаточные карточки (для работы в парах)

    например:

       тко  

    на обороте ответы

          кот, ток    

    и т.д.

    3) Сигнальные карточки (желтый – правильный ответ, черный – неправильный)

    4) Тетрадь для печатания(карандаши: синий, красный, зеленый) – у каждого ученика

    5) Плакат на доске для тестирования

    6) Запись пословицы

    ХОД УРОКА

    1. Учитель: Сегодня совершим путешествие в страну «Буквы и звуки». Путешествие будет веселым и интересным. Правда, вам придется немного подумать над теми заданиями, которые встретятся вам на пути. А справиться с этими заданиями вам помогут верные помощники. Назовите их.
    Дети: Внимание и память
    У: А ещё хорошая дисциплина. Ведь на борт самолета берутся самые надежные товарищи, самые ответственные люди. Девизом нашего полета станет пословица
    Дети читают хором: «Не беда ошибиться, беда не исправиться»

    2. Наша первая станция: «Разминка»

    Запись на доске:

    НОС             ЛАК                ЗИМА
    СОН             СОБАКА         РИС
    РАМА          КОНИ              ЛЕС

    1) Прочитайте 1 столбик, 2 столбик, 3 столбик
    2) Прочитайте верхнюю строчку, нижнюю, среднюю
    3) Найдите и прочитайте односложные слова.
    Д: Нос, сон, лак, рис, лес.
    У: Двусложные
    Д: Рама, кони, зима
    У: Слово состоящее из трех слогов
    Д: Собака
    4) Назовите двусложные слова, где первый слог стоит в сильной позиции 
    Д: Рама, кони
    5) Какие слова начинаются с глухого согласного?
    Д: Сон, собака, кони
    6) А какие со звонкого согласного?
    Д: Нос, рама, лак, зима, рис, лес
    7) Прочитайте слова, которые начинаются с парного согласного.
    Д: Собака, кони, сон, зима
    У: С непарного согласного
    Д: Нос, рама, лак, рис, лес
    8) Назовите слова, где первый звук в слове звучит мягко.
    Д: Зима, рис, лес
    У: Где звучит твердо
    Д: Нос, сон, рама, лак, собака, кони
    Вывод:
    У: Согласный звук может быть каким?
    Д: Твердым или мягким, парным или непарным, глухим или звонким
    У: Что определяет гласный в слове?
    Д: Количество слогов, влияет на мягкость или твердость согласного, может быть в сильной или в слабой позиции

    3. Смекалкино (работа в парах)

    1) Дети по карточкам в тетрадях для печатанья составляют слова (1 – 2 минуты).
    2) На обратной стороне карточки ответы 
    (самопроверка)
    3) Выполняют задание:  в первом слове а) обвести красным кружком букву обозначающую гласный звук; б) согласные подчеркните, если звук согласный мягкий – зеленым, твердый – синим.

    Обмениваются  друг с другом тетрадями, проверяют, дают друг другу советы, откладывают печатные тетради в сторону. Учитель проверяет работу, после сдачи тетрадей на проверку.

    4. Угадай-ка

    Игра «Найди лишнюю букву» (работа в парах)

    На доске плакат:

    АОУР
    АОУИ
    СКНО
    РНЛС

    Совещаются в парах и показывают свою готовность:
    а) 
    1 ученик: лишняя буква Р
    2 ученик: Буква Р обозначает согласный звук, а АОУ  гласные и т.д.
    б) Лишняя буква И
    Этот звук делает согласный мягким, а АОУ твердым.

    в) Лишняя буква О. Это гласный, а СКН – обозначают согласные звуки.
    г) РНЛС – С – парный глухой согласный, а РНЛ – непарный звонкий согласный.
    Вы подключили к работе зрительное внимание, а теперь подключим слуховое внимание.

    5. Игровая (с помощью сигналов) ответ обосновывается.

    Игра: «Нет или да, а не знаешь, так беда»

    У: Звук мы видим?
    Д: Нет
    У: Букву мы можем написать?
    Д: Да
    У: Гласный звук произносится легко, его можно спеть?
    Д: Да
    У: Сколько согласных, столько и слогов?
    Д: Нет
    У: Согласные бывают парные и непарные?
    Д: Да
    У: Гласные бывают звонкие и глухие?
    Д: Нет
    У: Сколько гласных столько и слогов?
    Д: Да
    У: Продолжите цепочку: звуки ––>
    Д: Звуки    ––>  слог  ––>   слово   ––>   предложение   ––>   речь.
    Начали со звука, закончили цепочку речью. Это звенья. Все они связаны между собой. Работая над звуками, мы учимся говорить правильно, красиво, учимся мыслить, грамотно излагать свои мысли, а в дальнейшем и грамотно писать. В страну «Буквы и звуки» мы вернемся ещё не раз. А наше путешествие не заканчивается. На следующем уроке мы попадем в страну: «Развитие речи»

    6. Конечная

    С помощью сигнальных карточек дети оценивают свою работу. Высказывают своё мнение по поводу своей работы.

    – Что особенно понравилось на уроке?
    – Какие трудности возникли?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка "Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных"

    Тема: «Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных»Цель: Обобщить знания и умения по теме: «Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных»Задачи:o   Обобщение...

    Интегрированный урок. Русский язык. Письмо букв Ж ,ж. Литературное чтение. Звук [ ж ], буквы Ж, ж.

    Интегрированный урок. Русский язык. Письмо  букв Ж ,ж. Литературное чтение. Звук [ ж ], буквы Ж, ж.Цели. Формировать графические навыки письма, отрабатывать каллиграфию; создать с детьми алгоритм...

    урок русского языка 2класс "Буква ь в конце и в середине слова"

    урок русского языка 2 класс  с презентацией для интерактивной доски  по теме "Буква ь в конце и в середине слова" программа "Школа 2100"...

    Урок русского языка. Большая буква в именах и фамилиях людей.

    Учть детей правильному написанию имен собственных....

    Открытый урок русского языка «Согласные буквы и звуки». 2 класс.

    Открытый урок русского языка «Согласные буквы и звуки». 2 класс....