Разработка урока по русскому языку во 2 классе по теме: "Упражнение в правописании безударных гласных в корне слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Ушакова Лариса Викторовна

Предмет: Русский язык "Школа России"

Класс 2

Тема: "Упражнение в правописании безударных гласных в корне слова"

ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_russkomu_yazyku_2_klass.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество

Ушакова Лариса Викторовна

Район

Красносельский

Место работы

ГБОУ лицей № 590

Должность

Учитель начальных классов

Общая информация

УМК

«Школа России»

Урок

Русский язык

Тема урока

«Упражнение в правописании безударных гласных в корне слова»

Тип урока

Закрепление изученного материала

Цель, задачи

Цель: закрепление способа проверки безударных гласных звуков в корне слова.

Задачи: развивать орфографическую зоркость в процессе работы с безударными гласными; закреплять алгоритм работы по проверке безударных гласных в корне слова, совершенствовать навык правописания безударных гласных в корне слова.

Необходимое оборудование

Компьютер, интерактивная и магнитная доски.

Дидактическое обеспечение

Учебник, тетради учащихся, наглядный  материал и раздаточный материал.

Планируемые результаты  урока

  • личностные
  • Воспитание лингвистической культуры; формирование мотивации к изучению родного языка.
  • предметные
  • Формирование грамматических и орфографических понятий, предопределённых дидактическими задачами урока.
  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

 1)   Познавательные УУД: умение выделять необходимую информацию, структурировать знания, анализировать,  классифицировать, сравнивать и обобщать.

2) Коммуникативные УУД: умение кооперироваться в малую  группу, вести учебный диалог в соответствии с задачами коммуникации.

3) Регулятивные УУД: умение ставить, принимать и решать учебную задачу, осуществлять контроль и оценку учебной деятельности.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*

Самостоятельная работа по проверке умения подбирать, анализировать и грамотно записывать слова с изучаемой орфограммой; контрольный тест на этапе рефлексии.

Литература и Интернет-ресурсы

Основная

  • Учебник  В. П. Канакиной «Русский язык», 2 класс, 1 часть.

Дополнительная

  • Словари: орфографический, толковый, однокоренных слов.

Интернет-ресурсы

  • электронное приложение к учебнику
  • http://otvet.mail.ru/question/37635413

        

План проведения занятия с обоснованием выбора  технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

Формируемые УУД

(с указанием конкретных действий)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

Минутка чистописания:

аоиея

АОИЕЯ

Что можете сказать об этой группе гласных букв?

Кто догадался и может сформулировать тему урока?

Давайте поставим цели урока…

-Эти гласные в слабой позиции надо проверять.

Учащиеся формулируют тему урока:

-«Упражнение в написании слов с безударными гласными в корне слова».

Учащиеся участвуют в целеполагании, принимают учебную задачу:

 -Закреплять умение проверять безударные гласные в корне.

-Закреплять умение правильно писать слова с безударными гласными в корне.

Развиваются регулятивные УУД, так как идёт целеполагание, ориентация на предстоящую деятельность на уроке, принятие учебной задачи.

2. Актуализация имеющихся необходимых знаний завершается созданием проблемной ситуации.  Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

Сегодня на уроке мы узнаем новое словарное слово. Я принесла в класс словарь. Из него я хочу прочитать лексическое значение этого словарного слова. Надеюсь, что вы его отгадаете.

Послушайте: «Это небольшая лесная певчая птица с красной грудью у самцов».

Узнали?

Как же нам правильно написать это слово? Где можно узнать о правильном написании?

Давайте откроем словари и узнаем,  как грамотно написать это слово.

Запишите слово 1 раз на следующей строчке с красной строки.

Работа по учебнику стр. 101 упр. 158

Прочитайте выразительно про себя.

Прочитаем вслух.

Ответьте на вопросы. Почему снегиря так назвали? А где можно узнать ответ?

Давайте попробуем найти ответ.

Как поверить написание букв, обозначающих безударные гласные в слове снегири? (Повторить правило)

Проверим по словарю однокоренных слов стр. 135

Запишите слово снегири рядом со словом снегирь, чтобы хорошо его запомнить.

Птицы с наступлением зимы перелетают ближе к жилью человека. Интересно, почему? Как надо помогать птицам с зимой?

-Это снегирь.

-В орфографическом словаре.

-В сети интернет.

Ученики высказывают мнение о том, что «Нужно изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы проверяемый звук оказался в сильной позиции, для гласного – под ударением».

Развиваются коммуникативные УУД, потому что  задание связано с умением  слушать, выстраивать устные высказывания.

Развиваются познавательные УУД, потому что  учащиеся  учатся работать со словарём как одним из источников информации.

Развиваются личностные УУД, потому что задание носит мотивационный характер

( мотивация  вызвана  тем, что  задание носит частично – поисковый характер).

Развиваются познавательные УУД,  потому что происходит развитие мыслительных операций анализа, сравнения.

Развиваются коммуникативные УУД, потому что  учащиеся, рассматривая вопросы, рассуждают, аргументируют мнения, активно и внимательно слушают друг друга.

3. Управление закреплением  с элементами самоконтроля, самооценки. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Осенью некоторые птицы тщательно готовятся к зиме, утепляют свои гнёзда. Давайте им поможем. Но для этого,  нам придётся немного потрудиться.  (Работа с электронным приложением к учебнику).

Оказывается, есть ещё такие птицы, которым особенно трудно приходится зимой. Мы о них сможем  узнать из упр. 159 на стр. 102

О каких птицах я говорила. Почему им особенно трудно?

А почему же в такой холод у клестов появляются птенцы, когда у всех птиц они появляются весной? Кто заинтересовался,  попробуйте об этом узнать дома и завтра всем рассказать.

Работа по учебнику стр. 102 упр. 159 в парах (найдите все слова,  в которых написание гласных надо проверять, подберите проверочные слова). Прочитайте и выполните 1 задание к упражнению в тетради.

Учащиеся распределяются на группы, планируют совместную работу, действуют самостоятельно, но, в случае затруднения, обращаются за помощью к учителю.

Развиваются коммуникативные УУД , так как идёт фронтальная работа, при которой класс  даёт доказательные ответы, дополняет ответы друг друга, комментирует свои и чужие мысли.

Развиваются личностные УУД, поскольку вопросы учителя направлены на самоопределение, осознание смысла, осуществление личного выбора.  

Развиваются коммуникативные УУД, потому что идёт парная работа.

4. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, самопроверка и самооценка своей учебной деятельности на уроке.

Давайте подведём итог урока. Какие цели мы ставили и получилось ли их достичь?

Учитель организует проверку усвоения материала урока на основе пяти  тестовых заданий:

  1. Когда гласную в корне слова необходимо проверять?
  1. под ударением
  2. в безударном положении
  3. в начале слова
  1. В каком слове надо проверить безударную гласную?
  1. птица
  2. сорока
  3. клесты
  1. Каким словом можно проверить слово: голубка?
  1. голубь
  2. гол
  3. голубочка
  1. Каким должно быть проверочное слово к слову с безударной гласной в корне?
  1. однокоренным
  2. однокоренным, чтобы в нём на эту безударную гласную падало ударение
  3. чтобы после этой гласной стояла согласная

Учащиеся выполняют тест.

Затем выполняют самопроверку и самооценку, ставят  себе отметку, соответствующую количеству правильных ответов.

САМОПРОВЕРКА:

  1. В
  2. С
  3. А
  4. В

САМООЦЕНКА:

0         отлично

1– 2    хорошо

3 – 4   плохо

Развиваются  познавательные  УУД, потому что идёт смысловой анализ материала и своих достижений.

Развиваются коммуникативные УУД, поскольку учащиеся учатся строить устные высказывания и обоснованно отвечать на вопросы.

Развиваются регулятивные УУД, потому что идёт оценивание степени освоения своих  знаний, сравнение с эталоном, то есть формируются рефлексивные умения.

5. Минимум для всех, творческое, поисковое по желанию. Обсуждение и запись домашнего задания.

Затем учитель задаёт  дифференцированное домашнее задание: выполнить упражнение

№ 124 из учебника, и найти ответ на вопрос: почему  у клестов птенцы рождаются зимой? (по желанию)

Ученики, определившись с домашним заданием, задают уточняющие вопросы и записывают задание в дневник.

Развиваются личностные УУД, так как подача домашнего задания носит вариативный характер и связана с

самоопределением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку с презентацией по теме"Упражнение в написании безударных личных окончаний глаголов"

Урок разработан в соответствии с требованиями новых ФГОС НОО. Учащиеся на уроке работают в группах. Задания, предложенные детям на каждом этапе урока, подталкивают учащихся к учебному исследованию сло...

Урок русского языка во 2 классе с использованием информационных технологий . Правописание безударной гласной в корне слова. Кодирование.

Цели: °         Знать последовательность действий при определённой безударной гласной в корне слова;°         Знать спос...

Урок русского языка. 3 класс. УМК «Школа России» Тема: правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Тема: правописание непроизносимых согласных в корне слова.Цель: учить определять  слова с непроизносимой согласной в корне слова, упражнение в подборе проверочных слов к данным словам, упражнение...

Конспект урока по русскому языку в 3 классе для детей с ТНР "Правописание безударных гласных в корне слова"

Конспект урока по русскому языку в 3 классе для детей с ТНР "Правописание безударных гласных в корне слова"...

Урок-соревнование во 2 "а" классе по русскому языку. Тема: "Закрепление знаний о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова".

Цели:1. Закрепить знания, умения, навыки учащихся по данной теме.2. Активизировать познавательную деятельность через групповую форму работы, использование элемента соревнования.3. Пробуждать интерес к...