Урок русского языка. 3 класс. УМК «Школа России» Тема: правописание непроизносимых согласных в корне слова.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Громышева Ирина Николаевна

Тема: правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Цель: учить определять  слова с непроизносимой согласной в корне слова, упражнение в подборе проверочных слов к данным словам, упражнение в написании слов с непроизносимой согласной в корне слова.

Планируемый результат:

ü Определять наличие в слове изучаемой орфограммы.

ü Выработать алгоритм действий для решения орфографической задачи и использовать алгоритм в практической деятельности.

ü Подбирать  проверочные слова с заданной орфограммой.

ü Объяснять, доказывать правильность написания слов с изученными орфограммами.

ü Составлять словарь слов с определённой орфограммой.

ü Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

ü Приводить примеры слова с заданной орфограммой.

ü Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка. 3 класс. УМК «Школа России»

Тема: правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Цель: учить определять  слова с непроизносимой согласной в корне слова, упражнение в подборе проверочных слов к данным словам, упражнение в написании слов с непроизносимой согласной в корне слова.

Планируемый результат:

  • Определять наличие в слове изучаемой орфограммы.
  • Выработать алгоритм действий для решения орфографической задачи и использовать алгоритм в практической деятельности.
  • Подбирать  проверочные слова с заданной орфограммой.
  • Объяснять, доказывать правильность написания слов с изученными орфограммами.
  • Составлять словарь слов с определённой орфограммой.
  • Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.
  • Приводить примеры слова с заданной орфограммой.
  • Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

Формируемые  УУД:

личностные: 1)самоопределение - установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом,  между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности

познавательные: 1)выделение познавательной цели; 2)решение рабочих задач по русскому языку; 3)построение речевого высказывания; 4)осмысленное чтение познавательной информации по теме урока; 5)анализ изучаемого материала; 6)построение логической цепочки рассуждения;

коммуникативные: 1)сотрудничество с учителем и сверстниками

регулятивные: 1) целеполагание как постановка учебной задачи 2)саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.

Образовательные задачи УЗ

Возможные методы и приёмы выполнения

  • Организационный этап

Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания

Долгожданный дан звонок – начинается урок.

Раз, два – выше голова,

Три, четыре – руки шире.

Пять, шесть – тихо сесть.

-В тетрадях запишите число, классная работа.

  • Подготовка учащихся к работе на основном этапе

Обеспечить мотивацию, актуализация субъектного опыта

Работа в парах.

-Распределить слова в группы по орфограммам.

А) безударная гласная: дворы, пчела, шкафы, холмы;

Б) парная согласная: берег, снежки, улыбка.

Одно слово оказывается лишнее – слово с орфограммой «непроизносимая согласная» –  

1ряд: сердце

2 ряд: честность

3 ряд: местность

Учитель помещает эти слова на доску.

  • Этап усвоения новых знаний и способов действий

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала

Содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору

- Определим, почему эти слова лишние.

- Запишите эти слова в транскрипцию и выполните звуко-буквенный анализ (3 ученика выполняют звуко-буквенный разбор на дополнительных досках) –

1ряд:  с э р ц э

2 ряд: ч э с н а с т

3 ряд: м э с н а с т

- Сравните написание и произношение слов.

-Что вы заметили? (в транскрипции нет звуков Д и Т, а в слове буквы Д и Т пишутся.)

-Если звук не произносится, как его можно назвать, какой он? (непроизносимый).

-С какой группой слов мы будем работать сегодня и на последующих уроках? (слова с непроизносимой согласной).

- Итак, какая же тема нашего сегодняшнего урока?

-Что на уроке мы должны рассмотреть, выяснить, узнать, чтобы научиться писать правильно слова с непроизносимыми согласными?

-Сегодня на уроке  …

1.исследуем, в каких словах пишутся непроизносимые согласные;

2.будем учиться проверять написание непроизносимой согласной в коне слова.

-Итак,

проведём исследование, пронаблюдаем, в каких случаях пишутся непроизносимые согласные.

Для этого подчеркните согласные в середине слова, определите, какая из них является непроизносимой?

 Обведите её.

(у всех учащихся карточки со словами).

(Один ученик выполняет задание у доски).

На карточках записаны слова:

- Что заметили? В каких случаях согласная не произносится? Сделайте вывод.

 Вывод: в некоторых словах в середине слова встречаются сразу три или четыре согласных. Один звук из них может не произноситься. (-вств-, -здн-, -нтс-, -стл-, -нтск-).

Буквы: В Д Т

- Выясним, как правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова?

- Выполним задание и попытаемся ответить на этот вопрос.

Радостный

Ненастье

Ненастный

Опоздать

Местность

Сердечко

Поздний

Радость

Счастливый

Место

Сердце

Счастье

-Соедините проверяемое слово с проверочным,

сделайте вывод.

Начните так:

Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова, надо……

(подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо).

Учебник страница 118 –ПРАВИЛО.

Ученица:

Порой в словах встречаются

Ужасные согласные…

Они не произносятся,

Но часто в слово просятся.

Чтобы знать, как писать,

Надо слово изменять.

И за звуком непонятным

Быстро гласную писать…

  • Первичная проверка понимания изученного

Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала

-Итак, с какой орфограммой мы познакомились сегодня на уроке?

-Заполните таблицу:

Изучаемая орфограмма

Способ проверки

Пример

Непроизносимая согласная в корне слова.

Подобрать такое однокоренное слово, в котором  согласный произносится отчётливо.

Счастливый – счастье, звёздный – звезда.

  • Этап закрепления новых знаний и способов действий

Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания

- Списать предложения, вставить пропущенные буквы, в скобках проверочное слово:

1.Хру____ула (хруст) ветка. В кустах сви___ул (свист) дрозд.

  • Применение знаний и способов действий

Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях

Выборочный диктант.

-Выпишите слова с непроизносимой согласной. Устно подберите проверочное слово. Подчеркните непроизносимую согласную:

1.У самой воды рос тростник.

2.Эдуард Успенский – известный детский писатель.

3.До свиданья, красно лето,

   Здравствуй, зимушка- зима.

4.Три девицы под окном

   Пряли поздно вечерком.

  • Обобщение и систематизация

Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей

-Итак, с какой орфограммой мы познакомились сегодня на уроке?

-Как проверить написание непроизносимой согласной?

  • Контроль и самоконтроль знаний и способов действий

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий

 Тест.

  • Информация о домашнем задании

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Три уровня домашнего задания:

Стандартный минимум – правило, упражнение (с помощью проверочных слов вставить пропущенную букву).

Повышенный – правило, упражнение (подобрать проверочное слово, вставить пропущенную букву).

Творческий – составить словарь слов с непроизносимыми согласными.

  • Подведение итогов занятия

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

- Чему на уроке учились, что узнали?

Узнали… в каких словах пишутся непроизносимые согласные;

Учились… проверять написание непроизносимой согласной в коне слова.

  • Рефлексия

Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками

- Оцените свою работу с помощью цвета:

Красный – отлично, зелёный – хорошо, синий – следует работать активнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку для 3 класса Тема: «Правописание непроизносимых согласных в корне слова»

Урок закрепления знаний учащихся о правописании непроизносимых согласных.  Формировать культуру труда уч-ся на уроке, работать над каллиграфией, воспитывать аккуратность....

Урок русского языка по теме: Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Урок разработан в соответствии с ФГОС по программе "Начальная школа XXI века" (2 класс)....

Конспект урока по русскому языку для 3 класса по теме: Правописание непроизносимых согласных в корне слова .

Учить детей опредделять слова с непроизносимой гласной в корне слова.упражнение в подборе проверочных слов к данным словам, упражнение в написании слов с непроизносимой согласной в корне слова....

УМК «Школа России» Русский язык 3класс. Тема. «Правописание непроизносимых согласных в корне слова»

Цель: учить грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.Задачи:формирование умения постановки орфографической задачи, связанной с  опознаванием орфограммы «непроизносим...

Урок русского языка с мониторингом УУД по теме "Правописание безударной гласной в корне слова "

Урок разработан по программе "Школа России" , включает мониторинг применения УУД....

Урок русского языка 2класс «УМК» Школа России. Тема: Правописание слов с парным по глухости- звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным

Цель урока: развивать орфографическую зоркость в написании слов сизученными орфограммами.Задачи урока:Предметныедать понятие о правиле проверки парных согласных в корне слов;сравнение согласных букв ...

презентация для урока по русскому языку для 3 класса по теме "Правописание непроизносимых согласных в корне слова"

Цель: научить «видеть» орфограмму в корне с непроизносимой  согласной и уметь объяснять;  безошибочно писать слова с непроизносимой согласной в корне;  развивать...