«Чередование звуков в корнях слова»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Тема: «Чередование звуков в корнях слова»

 

 

Цели:

  • проверить усвоение орфограммы «написание парных согласных в корне в середине и на конце слова»;
  • начать практически работать с историческими чередованиями, создав контекстные условия для их узнавания;
  • повысить мотивацию обучения.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Визуально проверить подготовка класса и каждого ученика к уроку. (1 – 2 минуты)

 

  1. Проверка домашнего задания.

-  Какие слова вы выписали? Как вы их проверили?

-  Как проверить парный согласный в корне слова?

- Сейчас мы напишем с вами словарный диктант, который мы составили на прошлом уроке.

Словарный диктант: лавка, справка, пуговка, головка, сливка, клюв, рукав, взрыв, отлив, кузов, шкаф, фотограф, жираф, штраф, шеф

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 2.ppt466 КБ
Файл rus_2_kl._cheredov._zvukov_v_kornyakh.docx17.08 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Урок русского языка 2 класс

УМК «Перспективная начальная школа»

Разработка учителя начальных классов

Шашуковой Зулейхи Хасановны

Тема: «Чередование звуков в корнях слова»

 

Цели:

  • проверить усвоение орфограммы «написание парных согласных в корне в середине и на конце слова»;
  • начать практически работать с историческими чередованиями, создав контекстные условия для их узнавания;
  • повысить мотивацию обучения.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Визуально проверить подготовка класса и каждого ученика к уроку. (1 – 2 минуты)

  1. Проверка домашнего задания.

-  Какие слова вы выписали? Как вы их проверили?

-  Как проверить парный согласный в корне слова?

- Сейчас мы напишем с вами словарный диктант, который мы составили на прошлом уроке.

Словарный диктант: лавка, справка, пуговка, головка, сливка, клюв, рукав, взрыв, отлив, кузов, шкаф, фотограф, жираф, штраф, шеф

III. Актуализация опорных знаний.

- Откройте содержание учебника и найдите тему сегодняшнего урока «Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме» Откройте нужную страницу учебника.

IV. Изучение нового материала.

  1. Работа по учебнику  и слайд № 2.

На слайде запись слов река – речной

                                    рука – ручной

                                   молоко – молочный

Слова речной, ручной, молочный закрыты. Дети должны устно подобрать родственные слова-названия признаков к словам рука, река, молоко. После этого открыть запись на слайде № 3 и показать, как Миша выделил корни слов в парах.

        Сравнить чередующиеся звуки и обсудить название темы урока: почему же это чередование звуков так называется – чередование, которое мы видим на письме? Потому что оно обозначается разными буквами.

- А могут ли быть чередования звуков, которое мы не видим на письме?

- В словах, которые мы писали в диктанте, были ли чередования. Звуков: «уда[ф] - уда[в]ы»? «звероло[ф] - звероло[в]ы»? (Было. Это чередование звуков [ф] - [в].) (Примеры тоже записать на доске!)

- Видно ли оно на письме?  (Нет! В обоих случаях мы пишем буквы В: удав – удавы, зверолов - звероловы).

- А в случаях река – речной, рука – ручной, молоко - молочный есть чередования звуков? Каких? (Пусть ещё раз произнесут!)

- Обозначено ли оно на письме? (Конечно. Здесь уже используются разные буквы, и мы это видим).

 

2. Выполнение упражнений.

Упражнение 103, стр. 140

Начать практически работать с историческими чередованиями, создавая контекстные условия для их узнавания. Выписать только пару слов: У РЕКИ - РЕЧНАЯ. Обратить особое внимание на то, что во второй строчке нет родственных слов, а значит, не может быть и чередования звуков в общем корне слова.

- Подберите к слову РУЧНАЯ  однокоренное слово.

- Покажите чередование звуков [ч´] и [к] в корне слов РУЧНАЯ и РУКА.

- Выписать формы слова РУЧЕЙ, которые есть в стихотворении

(У РУЧЬЯ, К РУЧЬЮ, РУЧЕЙ).

- В корне слова могут чередоваться и другие звуки например [х] и [ш].

V . Закрепление новых знаний.

Упражнение 104, стр. 141

Продолжить работать с историческими чередованиями; пропедевтика словообразования. Провести работу с «Обратным словарём». Она требует не просто выписать несколько слов с основой на –Х , но и выбрать из них такие, от которых можно образовать слова с уменьшительно-ласкательным значением: ЗАПАХ – ЗАПАШОК, СМЕХ – СМЕШОК, ОРЕХ – ОРЕШЕК, СТИХ – СТИШОК, ГОРОХ – ГОРОШЕК, СЛУХ – СЛУШОК, ПЕТУХ – ПЕТУШОК, ПАСТУХ – ПАСТУШОК. Работу сначала необходимо выполнить устно, примеривая каждое слово к заданию, а затем письменно. Слова «ОРЕШЕК» и «ГОРОШЕК» необходимо записать на доске, обратив внимание детей на орфограмму.

VI. Самостоятельная работа с дальнейшей проверкой

 (Слайд № 4)

VII. Подведение итогов урока.

- Что нового узнали на уроке?

Были оценены ответы учащихся.

VIII. Домашнее задание.

 Упражнение 57, стр. 47

Провести инструктаж по выполнению домашнего задания.

По гладкому асфальту неслись машины в ряд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе по теме "Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме"

Тема: "Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме" УМК "Перспективная начальная школа" В данном конспекте  показано, как происходит формирование УУД на каждом этапе урока....

Урок русского языка во 2 классе по теме:"Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме".

Урок русского языка во 2 классе по теме:" Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме" (с элементами словарной работы в парах и творческой работы в групповой форме).Самоанализ урока.Прил...

Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме - конспект

Урок русского языка во 2 классе по УМК"Перспективная начальная школа"...

Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Беглые гласные О-Е в корне слова Презентация пнш 3кл

Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Беглые гласные О-Е  в корне слова  Презентация  пнш 3кл...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование знаний о том, что такое «беглые гласные»; формирование умений определять, является ли гласный в корне беглым, выделять корни в словах с таким чередо...

Конспект урока русского языка 3 класс ПНШ "Чередование звуков в корне слова,Беглые гласные звуки е и о" ОНЗ

Конспект урока русского языка 3 класс ПНШ "Чередование звуков в корне слова,Беглые гласные звуки е и о" ОНЗ...