Главные вкладки

    «Чередование звуков в корнях слова»
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

    Тема: «Чередование звуков в корнях слова»

     

     

    Цели:

    • проверить усвоение орфограммы «написание парных согласных в корне в середине и на конце слова»;
    • начать практически работать с историческими чередованиями, создав контекстные условия для их узнавания;
    • повысить мотивацию обучения.

    Ход урока.

    1. Организационный момент. Визуально проверить подготовка класса и каждого ученика к уроку. (1 – 2 минуты)

     

    1. Проверка домашнего задания.

    -  Какие слова вы выписали? Как вы их проверили?

    -  Как проверить парный согласный в корне слова?

    - Сейчас мы напишем с вами словарный диктант, который мы составили на прошлом уроке.

    Словарный диктант: лавка, справка, пуговка, головка, сливка, клюв, рукав, взрыв, отлив, кузов, шкаф, фотограф, жираф, штраф, шеф

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon 2.ppt466 КБ
    Файл rus_2_kl._cheredov._zvukov_v_kornyakh.docx17.08 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:



    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка 2 класс

    УМК «Перспективная начальная школа»

    Разработка учителя начальных классов

    Шашуковой Зулейхи Хасановны

    Тема: «Чередование звуков в корнях слова»

     

    Цели:

    • проверить усвоение орфограммы «написание парных согласных в корне в середине и на конце слова»;
    • начать практически работать с историческими чередованиями, создав контекстные условия для их узнавания;
    • повысить мотивацию обучения.

    Ход урока.

    1. Организационный момент. Визуально проверить подготовка класса и каждого ученика к уроку. (1 – 2 минуты)

    1. Проверка домашнего задания.

    -  Какие слова вы выписали? Как вы их проверили?

    -  Как проверить парный согласный в корне слова?

    - Сейчас мы напишем с вами словарный диктант, который мы составили на прошлом уроке.

    Словарный диктант: лавка, справка, пуговка, головка, сливка, клюв, рукав, взрыв, отлив, кузов, шкаф, фотограф, жираф, штраф, шеф

    III. Актуализация опорных знаний.

    - Откройте содержание учебника и найдите тему сегодняшнего урока «Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме» Откройте нужную страницу учебника.

    IV. Изучение нового материала.

    1. Работа по учебнику  и слайд № 2.

    На слайде запись слов река – речной

                                        рука – ручной

                                       молоко – молочный

    Слова речной, ручной, молочный закрыты. Дети должны устно подобрать родственные слова-названия признаков к словам рука, река, молоко. После этого открыть запись на слайде № 3 и показать, как Миша выделил корни слов в парах.

            Сравнить чередующиеся звуки и обсудить название темы урока: почему же это чередование звуков так называется – чередование, которое мы видим на письме? Потому что оно обозначается разными буквами.

    - А могут ли быть чередования звуков, которое мы не видим на письме?

    - В словах, которые мы писали в диктанте, были ли чередования. Звуков: «уда[ф] - уда[в]ы»? «звероло[ф] - звероло[в]ы»? (Было. Это чередование звуков [ф] - [в].) (Примеры тоже записать на доске!)

    - Видно ли оно на письме?  (Нет! В обоих случаях мы пишем буквы В: удав – удавы, зверолов - звероловы).

    - А в случаях река – речной, рука – ручной, молоко - молочный есть чередования звуков? Каких? (Пусть ещё раз произнесут!)

    - Обозначено ли оно на письме? (Конечно. Здесь уже используются разные буквы, и мы это видим).

     

    2. Выполнение упражнений.

    Упражнение 103, стр. 140

    Начать практически работать с историческими чередованиями, создавая контекстные условия для их узнавания. Выписать только пару слов: У РЕКИ - РЕЧНАЯ. Обратить особое внимание на то, что во второй строчке нет родственных слов, а значит, не может быть и чередования звуков в общем корне слова.

    - Подберите к слову РУЧНАЯ  однокоренное слово.

    - Покажите чередование звуков [ч´] и [к] в корне слов РУЧНАЯ и РУКА.

    - Выписать формы слова РУЧЕЙ, которые есть в стихотворении

    (У РУЧЬЯ, К РУЧЬЮ, РУЧЕЙ).

    - В корне слова могут чередоваться и другие звуки например [х] и [ш].

    V . Закрепление новых знаний.

    Упражнение 104, стр. 141

    Продолжить работать с историческими чередованиями; пропедевтика словообразования. Провести работу с «Обратным словарём». Она требует не просто выписать несколько слов с основой на –Х , но и выбрать из них такие, от которых можно образовать слова с уменьшительно-ласкательным значением: ЗАПАХ – ЗАПАШОК, СМЕХ – СМЕШОК, ОРЕХ – ОРЕШЕК, СТИХ – СТИШОК, ГОРОХ – ГОРОШЕК, СЛУХ – СЛУШОК, ПЕТУХ – ПЕТУШОК, ПАСТУХ – ПАСТУШОК. Работу сначала необходимо выполнить устно, примеривая каждое слово к заданию, а затем письменно. Слова «ОРЕШЕК» и «ГОРОШЕК» необходимо записать на доске, обратив внимание детей на орфограмму.

    VI. Самостоятельная работа с дальнейшей проверкой

     (Слайд № 4)

    VII. Подведение итогов урока.

    - Что нового узнали на уроке?

    Были оценены ответы учащихся.

    VIII. Домашнее задание.

     Упражнение 57, стр. 47

    Провести инструктаж по выполнению домашнего задания.

    По гладкому асфальту неслись машины в ряд.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка во 2 классе по теме "Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме"

    Тема: "Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме" УМК "Перспективная начальная школа" В данном конспекте  показано, как происходит формирование УУД на каждом этапе урока....

    Урок русского языка во 2 классе по теме:"Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме".

    Урок русского языка во 2 классе по теме:" Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме" (с элементами словарной работы в парах и творческой работы в групповой форме).Самоанализ урока.Прил...

    Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме - конспект

    Урок русского языка во 2 классе по УМК"Перспективная начальная школа"...

    Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме - презентация

    изучение парного согласного в середине слова во 2 влассее по УМК "Перспективная начальная школа"...

    Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме - презентация

    изучение парного согласного в середине слова во 2 влассее по УМК "Перспективная начальная школа"...