Конспект урока русского языка 3 класс ПНШ "Чередование звуков в корне слова,Беглые гласные звуки е и о" ОНЗ
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Конспект урока русского языка 3 класс ПНШ "Чередование звуков в корне слова,Беглые гласные звуки е и о" ОНЗ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дата: 08.04.2021 Учитель: Кузнецова В.С
Школа: №22 Студент: Дьячкова Е., 41 гр.
Класс: 3 «А» Методист: Солопова Т.В.
Кабинет: 212
Подпись______________
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Тема: «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные»
Цели деятельности учителя: - Формирование представлений учащихся о беглых гласных Е и О; формирование умения определять, является ли гласный в корне беглым;
Планируемые результаты:
Предметные:
знать: значение беглых гласных О и Е, и применять их в письменной речи в соответствии с правилами
уметь: самостоятельно анализировать и исправлять ошибки;
Личностные:
- принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
- проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- осознавать личностный смысл учения;
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование: УМК «Перспективная начальная школа » учебник Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., 3 класс, 3 часть, раздаточный материал (карточки с заданиями), презентация .
Этап урока Методы и приемы | Время | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
| 5 мин | - Здравствуйте ребята!(1 слайд) Меня зовут Екатерина Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок математики. Рада всех видеть. Присаживайтесь! - А кто мне расскажет, правила поведения на уроке? Вы все правы, но давайте выделим три самых главных правила, которые будем соблюдать на протяжении всего урока: - Слышать и слушать учителя; - Не перебивать говорящего; - Отвечать только по поднятой руке; ИНСТРУКЦИЯ ПО СИСТЕМЕ САМООЦЕНИВАНИЯ У вас на партах лежат листочки. Сегодня, на протяжении всего урока, мы будем выполнять различные задания, а вы будете оценивать себя по следующим критериям: (2 слайд) 1.Знание 2.Понимание 3.Применение 4. Скорость После выполнения задания, в таблице, напротив каждого критерия вы ставите «+» или «-». | - Приветствуют учителя. - Называют известные им правила поведения на уроке. - Воспринимают информацию | Р – взаимодейст- вовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности. |
Словесный (подводящий диалог) | 2 мин | Индивидуальная и фронтальная формы работы. Словарная работа. - Запишем число и классная работа. А теперь у нас минутка чистописания. - Спишите, продолжив закономерность Е ее Е е Е ее Е е… Какие две роли играет буква Е в языке? - Прочитай пословицу, объясните смысл. Спишите каллиграфически. Подчеркните орфограммы. Есть терпенье – будет и уменье. Поставьте в словах ударение. Назовите слова, где буква Е обозначает 2 звука
Словарная работа. Сейчас на слайдах будут появляться слова с пропущенными буквами, вам нужно их правильно записать. После мы поменяемся тетрадками в парах и вы проверите друг друга. Слова: Морковь коллектив Здравствуй одиннадцать Облачко осина Жёлтый вокруг Крестьяне ребята Поменялись тетрадями, если у соседа всё верно ставим карандашом на полях плюс, если есть ошибки минус. Кто сделал ошибки в словах? Исправил ли? Оцените себя в листах самооценивания. - А сейчас вам нужно отгадать ребус (ЧЕРЕДОВАНИЕ) | - Может обозначать 2 звука Й, Э и указывает на мягкость предшествующего согласного. - только под ударением Осуществляют взаимоконтроль - Чередования. | КУУД: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; Умение воспроизводить необходимую информацию |
Формулирование темы и цели на экране | 3 мин | - Кто догадался, какая тема нашего сегодняшнего урока? (4 слайд) - Какие цели задачи мы с вами поставим? - А какой план достижения цели мы с вами составим ? - Молодцы. | - «Чередование беглых гласных» - Познакомиться с беглыми гласными в корне слова; - Научиться определять беглые гласные в корне, | РУУД: Умение принимать заданную цель; формулировать цели и задачи деятельности; |
Анализ языкового материала Частичный морфемный анализ Учебный диалог | 15 мин | Посмотрите на экран, сравните формы одного и того же слова Сон – Сна; день – дня. Запишите эти пары слов. Выделите корень сначала у начальной формы слова в каждой паре, а затем у другой формы. Почему? Да вы правы, но лишь на половину. Корней -сн-, -дн- в этой форме слов нет. Корни в разных формах слова одни и те же. Просто в них есть чередования звуков. Как вы думаете что происходит со звуками [о] и [э] в этих словах Если сравнивать звуки с животными, то они просто убегают боясь другой формы слова. Этот случай так и называется Беглые гласные в корне слова. Тогда корень в таких словах нужно выделать помня про наш беглый трусливый гласный сн а, дн я Теперь попробуйте правильно выделить корни с словах ров – рва, пень – пня. Посмотрите на слайд и проверьте, так ли выделили корни в словах. Не забудьте поставить карандашом на полях плюс или минус. Какими буквами на письме обозначаются наши трусишки беглые гласные звуки? | - нет не может быть, что бы у слов были корни -сн-, -дн- - В формах сон и день, звуки о и е чередуются - убегают, исчезают, пропадают - Выполняют указания учителя. - о и е | |
| 7 мин | Работа по учебнику. Откройте учебник на странице 126. упражнение 143 Прочитайте задание Расставьте ударения. Какая орфограмма есть в начальной форме слов. Подчеркните их, они являются орфограммами. Какой мы можем сделать вывод? Прочитайте правило летучей мыши. Что бы нам в будущем не ошибаться в определении беглых гласных запомним правило. Прочитай первый примеры из учебника объясним их: Давайте выполним упражнение №144 Прочти нам задание. Кто не понял задание? Давайте разберём образец устно. Молодцы, приступаем. Давайте проверим. - Назови нам всё слова с беглой гласной Е, остальные внимательно слушают и сравнивают, есть ли отличия. Кто не согласен? Почему? Теперь все слова с беглой О. - Итак какие безударные мы пишем корне, если это беглые гласные. Как вы думаете на множественное число распространяется ли это правило? Так давайте проверим на примере: много шиш(е/и)к и много дос(а/о)к. Выпишите эти слова столбиком с пропуском на месте орфограммы. Напишите рядом с каждым словом его начальную форму. Выдели корень в обеих формах. А теперь сравни формы каждого слова между собой и посмотри: есть ли беглый гласный. Если да, применяем правило. Что у вас получилось? - Молодцы . Оцените себя в карточках успеха. Потренируемся на упражнении № 145 Кто может прочесть что нужно в нём сделать? Задание понятно? Отлично, выполняем. Как проверить есть ли в слове орфограмма беглый гласный в корне слова? | - безударные беглые гласные - Беглые гласные в корне слов, всегда обозначаются буквами е или о Вывод: Если не можем проверить безударный гласный в корне слова ударением, измени форму слова на р.п. ед. ч. И выясни, является ли он беглым гласным. Если в корне слова оказалась беглая гласная, нужно писать е или о. - дятел, камень, гребень, ливень, слепень, полдень, клубень, кашель, танец, ситец. - ноготь, локоть, коготь, уголь. - да/нет. | К-высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; |
| 5 мин | Работа в тетрадях. (72) - Ребята, откройте на стр. 72 упр. 77. - Почитайте задание. - Вставьте пропущенные буквы. В скобках запиши обоснование. - Укажите форму Р. п. ед. ч. - 1. Укажи форму Р. п. ед. ч. Ситец – вставляем букву е. - На какие вопросы отвечает Р. п.?
- 2. Укажи начальную форму. - На какие вопросы отвечает начальная форма? (Кто? Что?) Палок – палки Проверка по эталону с экрана Оцените свою работу в листах самооценивания. | - Р. п. отвечает на вопросы Кого? Чего? Ситец – ситца. - Палец – вставляем букву е. Палец – пальца. - Ливень – вставляем букву е. Ливень – ливня. - Кошек – вставляем букву е. Кошек - кошка. - ложек – вставляем е Ложек – ложки - вилок – вставляем о. Вилок – вилки - полок – вставляем о. Полок – полки - марок – вставляем о. Марок – марки | К-высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; |
VII.Включение в систему знаний Практический, конструктивный: | 5 мин | Давайте сделаем вывод по нашему сегодняшнему урок. - Беглые гласные в корне слов, всегда обозначаются буквами е или о. - Если не можем проверить безударный гласный в корне слова ударением, измени форму слова на р.п. ед. ч. И выясни, является ли он беглым гласным. Если в корне слова оказалась беглая гласная, нужно писать е или о. - Запишите домашнее задание в своих дневниках. | - Записывают дз. | Р – взаимодейст- вовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности |
ФИЗМИНУТКА | ||||
V.Рефлексия деятельности Словесный: обобщение учителя | 3 мин | Сейчас посчитайте все плюсы и минусы в своих листах самооценивания, результаты на экране. 20-18 б. - Отличная работа. 17-15б. – Хорошая работа. Нужно приложить немного больше усилий для отличного результата. 14-10б. – Удовлетворительная работа. Нужно стараться лучше. 10-1 б. – Необходимо усиленно работать над своими ошибками и в следующий раз все получится. - Спасибо за урок. До свидания! | Подсчитывают результаты своей работы на уроке. Определяют уровень полученных знаний. Прощаются с учителем | Л-формирование основ оптимисти ческого восприя тия мира; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме «Повторение правописания корней, приставок и суффиксов» 2 класс
Урок русского языка во 2 классе по теме "Повторение правописания корней, приставок и суффиксов". Урок разработан в технологии встречных усилий....
Конспект урока русского языка. Тема Упражнение в правописании слов с безударными гласными, глухими и звонкими согласными, непроизносимыми согласными 3 класс
На уроке систематизируюся знания по теме «Орфограммы корня», закрепляется умение выполнять алгоритм действий по решению орфографических задач; развивается орфографическая...
Конспект урока русского языка «Правописание парных согласных в корне слова». ОС "Школа России"
Урок проведен по учебнику «Русский язык. 2 класс» Л. М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. Используется ИКТ: слайдовая презентация. Урок разработан на основе деятельностного метода. На учебном материале фо...
Конспект урока русского языка Класс: 4 В.
Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....
Конспект урока русского языка по теме: "Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных".
Конспект урока по русскому языку....
Технологическая карта урока русского языка по теме "Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне"
Иванова Светлана Владимировна, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Надыма»Русский язык, 3 класс«Школа 2100»Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в кор...