Конспект урока русского языка 3 класс ПНШ "Чередование звуков в корне слова,Беглые гласные звуки е и о" ОНЗ
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Дьячкова Екатерина Сергеевна

Конспект урока русского языка 3 класс ПНШ "Чередование звуков в корне слова,Беглые гласные звуки е и о" ОНЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 08.04.2021                                                                                                                                                 Учитель: Кузнецова В.С

Школа: №22                                                                                                                                                       Студент: Дьячкова Е., 41 гр.

Класс: 3 «А»                                                                                                                                                       Методист: Солопова Т.В.                                                                                                                                                                                    

Кабинет:  212                                                                                                                                                      

Подпись______________                                                                            

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

        Тема:  «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные»        

Цели деятельности учителя: - Формирование представлений учащихся о беглых гласных Е и О;  формирование умения определять, является ли гласный в корне беглым;

Планируемые результаты:

Предметные:

знать:  значение беглых гласных О и Е, и применять их в письменной речи в соответствии с правилами

уметь: самостоятельно анализировать и исправлять ошибки;

Личностные:

- принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

- проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- осознавать личностный смысл учения;

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: УМК «Перспективная начальная школа » учебник  Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., 3 класс, 3 часть, раздаточный материал (карточки с заданиями), презентация .

Этап урока

Методы и приемы

Время

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Этап самоопределения к деятельности

5 мин

- Здравствуйте ребята!(1 слайд) 

 Меня зовут Екатерина Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок математики. Рада всех видеть.

Присаживайтесь!

- А кто мне расскажет, правила поведения на уроке?

Вы все правы, но давайте выделим три самых главных правила, которые будем соблюдать на протяжении всего урока:

- Слышать и слушать учителя;

- Не перебивать говорящего;

- Отвечать только по поднятой руке;

ИНСТРУКЦИЯ ПО СИСТЕМЕ САМООЦЕНИВАНИЯ

У вас на партах лежат листочки. Сегодня, на протяжении  всего урока, мы будем выполнять различные задания, а вы будете оценивать себя по следующим критериям: (2 слайд)

1.Знание

2.Понимание

3.Применение

4. Скорость

После выполнения задания, в таблице, напротив каждого критерия вы ставите «+» или «-».

- Приветствуют учителя.

- Называют известные им правила поведения на уроке.

 - Воспринимают информацию

Р – взаимодейст-

вовать со взрослыми и  сверстниками в учебной деятельности.

  1. Актуализация знаний и мотивация

Словесный (подводящий диалог)

2 мин

Индивидуальная и фронтальная формы работы.

 Словарная работа.

- Запишем число и классная работа.

А теперь у нас минутка чистописания.

- Спишите, продолжив закономерность

Е ее Е е Е ее Е е…

Какие две роли играет буква Е в языке?

- Прочитай пословицу, объясните смысл.

Спишите каллиграфически. Подчеркните орфограммы.

Есть терпенье – будет и уменье.

Поставьте в словах ударение. Назовите слова, где буква Е обозначает 2 звука

 

Словарная работа.

Сейчас на слайдах будут появляться  слова с пропущенными буквами, вам нужно их правильно записать. После мы поменяемся тетрадками в парах и вы проверите друг  друга.

Слова:

Морковь                     коллектив

Здравствуй                одиннадцать

Облачко                     осина

Жёлтый                     вокруг

Крестьяне                 ребята

 Поменялись тетрадями, если у соседа всё верно ставим карандашом на полях плюс, если есть ошибки минус.

Кто сделал ошибки в словах? Исправил ли?

Оцените себя в листах самооценивания.

 - А сейчас вам нужно отгадать ребус (ЧЕРЕДОВАНИЕ)

- Может обозначать 2 звука Й, Э и указывает на мягкость предшествующего согласного.

- только под ударением

Осуществляют взаимоконтроль

- Чередования.

КУУД: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы;

Умение воспроизводить необходимую информацию

  1. Постановка учебной задачи

Формулирование темы и цели на экране

3 мин

- Кто догадался, какая тема нашего сегодняшнего урока? (4 слайд)

- Какие цели  задачи мы с вами поставим?

- А какой план достижения цели мы с вами составим ?

- Молодцы.

- «Чередование беглых гласных»

- Познакомиться с беглыми гласными в корне слова;

- Научиться определять беглые гласные в корне, 

РУУД: Умение принимать заданную цель; формулировать цели и задачи деятельности;

  1. Открытие нового знания

Анализ языкового материала

Частичный морфемный анализ

Учебный диалог

15 мин

Посмотрите на экран,  сравните формы одного и того же слова

Сон – Сна;                    день – дня.

Запишите эти пары слов. Выделите корень сначала у начальной формы слова в каждой паре, а затем у другой  формы.
Можете ли вы это сделать во 2 случае?

Почему?  

Да вы правы, но лишь на половину. Корней -сн-, -дн-  в этой форме слов нет. Корни в разных формах слова одни и те же. Просто в них есть чередования звуков.

Как вы думаете что происходит со звуками [о] и [э] в этих словах
Так куда же они деваются?

Если сравнивать звуки с животными, то они просто убегают боясь другой формы слова. Этот случай так и называется Беглые гласные в корне слова.

Тогда корень в таких словах нужно выделать помня про наш беглый трусливый гласный сн а, дн я

Теперь попробуйте правильно выделить корни с словах ров – рва, пень – пня.

Посмотрите на слайд и проверьте, так ли выделили корни в словах. Не забудьте поставить карандашом на полях плюс или минус.

Какими буквами на письме обозначаются наши трусишки беглые гласные звуки?
Запомните ребята: это всегда буквы о или е.

- нет

не может быть, что бы у слов были корни -сн-, -дн-

- В формах сон и день, звуки о и е чередуются

- убегают, исчезают, пропадают

- Выполняют указания учителя.

- о и е

  1. Первичное закрепление.

7 мин

Работа по учебнику.

Откройте учебник на странице 126. упражнение 143 Прочитайте задание

Расставьте ударения. Какая орфограмма есть в начальной форме слов.

Подчеркните их, они являются орфограммами.

Какой мы можем сделать вывод?

Прочитайте правило летучей мыши.

Что бы нам в будущем не ошибаться в определении беглых гласных запомним правило. Прочитай первый примеры из учебника  объясним их:

Давайте выполним упражнение №144

Прочти нам задание.

Кто не понял задание?

Давайте разберём образец устно.  Молодцы, приступаем.

Давайте проверим.

- Назови нам всё слова с беглой гласной Е, остальные внимательно слушают и сравнивают, есть ли отличия.

 Кто не согласен? Почему?

Теперь все слова с беглой О.

-  Итак какие безударные мы пишем корне, если это беглые гласные.

Как вы думаете на множественное число распространяется ли это правило? Так давайте проверим на примере:

много шиш(е/и)к и много дос(а/о)к.

Выпишите эти слова столбиком с пропуском на месте орфограммы. Напишите рядом с каждым словом его начальную форму. Выдели корень в обеих формах. А теперь сравни формы каждого слова между собой и посмотри: есть ли беглый гласный. Если да, применяем правило.

Что у вас получилось?

- Молодцы .

Оцените себя в карточках успеха.

Потренируемся на упражнении № 145

Кто может прочесть что нужно в нём сделать? Задание понятно? Отлично, выполняем.
Сравните с образцом, правильно ли вы записали эти слова.

Как проверить есть ли в слове орфограмма беглый гласный в корне слова?

- безударные беглые гласные

- Беглые гласные в корне слов, всегда обозначаются буквами е или о

Вывод: Если не можем проверить безударный гласный в корне слова ударением, измени форму слова на р.п. ед. ч. И выясни, является ли он беглым гласным. Если в корне слова оказалась беглая гласная, нужно писать е или о.

- дятел, камень, гребень, ливень, слепень, полдень, клубень, кашель, танец, ситец.

- ноготь, локоть, коготь, уголь.

- да/нет.

К-высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

  1. Самостоятельная работа

5 мин

Работа в тетрадях.  (72)

- Ребята, откройте  на стр. 72 упр. 77.

- Почитайте задание.

- Вставьте пропущенные буквы. В скобках запиши обоснование.

- Укажите форму Р. п. ед. ч.

- 1. Укажи форму Р. п. ед. ч.

   Ситец – вставляем букву е.

- На какие вопросы отвечает Р. п.?

 

- 2. Укажи начальную форму.

- На какие вопросы отвечает начальная форма? (Кто? Что?)

Палок – палки

Проверка по эталону с экрана

Оцените свою работу в листах самооценивания.

- Р. п. отвечает на вопросы  Кого? Чего?

Ситец – ситца.

- Палец – вставляем букву е.

  Палец – пальца.

- Ливень – вставляем букву е.

  Ливень – ливня.

- Кошек – вставляем букву е.

Кошек - кошка.

- ложек – вставляем е

Ложек – ложки

- вилок – вставляем о.

Вилок – вилки

- полок – вставляем о.

Полок – полки

- марок – вставляем о.

Марок – марки

К-высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

VII.Включение в систему знаний

Практический, конструктивный:

5 мин

Давайте сделаем вывод по нашему сегодняшнему урок. 

- Беглые гласные в корне слов, всегда обозначаются буквами е или о.

- Если не можем проверить безударный гласный в корне слова ударением, измени форму слова на р.п. ед. ч. И выясни, является ли он беглым гласным. Если в корне слова оказалась беглая гласная, нужно писать е или о.

- Запишите домашнее задание в своих дневниках.

- Записывают дз.

Р – взаимодейст-

вовать со взрослыми и  сверстниками в учебной деятельности

ФИЗМИНУТКА

V.Рефлексия деятельности

Словесный:

обобщение учителя

3

мин

Сейчас посчитайте все плюсы и минусы в своих листах самооценивания, результаты на экране.

20-18 б. - Отличная работа.

17-15б. – Хорошая работа. Нужно приложить немного больше усилий для отличного результата.

14-10б. – Удовлетворительная работа. Нужно стараться лучше.

10-1 б. – Необходимо усиленно работать над своими ошибками и в следующий раз все получится.

- Спасибо за урок. До свидания!

Подсчитывают результаты своей работы на уроке.

Определяют уровень полученных знаний.

Прощаются с учителем

Л-формирование основ оптимисти

ческого восприя тия мира;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме «Повторение правописания корней, приставок и суффиксов» 2 класс

Урок русского языка во 2 классе по теме "Повторение правописания корней, приставок и суффиксов". Урок разработан в технологии встречных усилий....

Конспект урока русского языка. Тема Упражнение в правописании слов с безударными гласными, глухими и звонкими согласными, непроизносимыми согласными 3 класс

На уроке  систематизируюся  знания по теме «Орфограммы корня», закрепляется  умение выполнять алгоритм  действий по решению орфографических задач; развивается орфографическая...

Конспект урока русского языка «Правописание парных согласных в корне слова». ОС "Школа России"

Урок проведен по учебнику «Русский язык. 2 класс» Л. М. Зеленина, Т.Е. Хохлова.  Используется ИКТ: слайдовая презентация. Урок разработан на основе деятельностного метода. На учебном материале фо...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне"

Иванова Светлана Владимировна, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Надыма»Русский язык, 3 класс«Школа 2100»Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в кор...