Конспект урока русского языка в 1 классе « Звуки [т], [т’], буквы Т т» (система РО Д Б.Эльконина –В В.Давыдова)
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему

Михайлова Вера Евгеньевна

Данный урок направлен на формирование у учащихся умения различать звуки [  т] и [ ,т" ]Каждый этап урока содержит задания,которые предусмотривае т непосредственное участие обучающихся в организации учебного процесса. Использование мультимедио на уроке помогает активизировать познавательную активность .Урок с использованием презентации вызывает у учащихся эмоциональный отклик,экран притягивает внимание

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon zvukit_t_bukvy_t_t.zip2.09 МБ

Предварительный просмотр:

                     

                                       

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 имени А .С. Макаренко»

городского округа город Фролово

Конспект урока русского языка  в 1 классе

« Звуки [т], [т’], буквы Т т»

(система РО Д Б.Эльконина –В В.Давыдова)

                                                                                                                    подготовила

Михайлова Вера Евгеньевна

учитель начальных классов

                                                                                                                            высшей  категории

г Фролово

2014-2015 учебный год

               

  Конспект урока по русскому языку в 1 классе

                 

Тема урока: « Звуки [т], [т’], буквы Т т»

                                                                 

Метапредметные цели: 

познавательные УУД – развитие познавательного интереса в исследовании родного языка, создание и нахождение путей выхода из проблемной ситуации, поиск необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания

 коммуникативные УУД - развитие умения точно и правильно выражать свои мысли, работать в сотрудничестве, слушать собеседника;

  регулятивные УУД -  формирование оценочной самостоятельности учащихся, контролирование своей деятельности.

  личностные УУД – проявление познавательной инициативы в оказании помощи ученикам, формирование личностного смысла учения.

  Предметные цели – познакомить со звуками /т/, /т// и буквами Тт ;  слышать и различать новые звуки в словах;  выделение нового звука в  процессе слогозвукового анализа слов; чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами; характеристика выделенного звука, сравнение  их по твердости и мягкости;

Оборудование:  схемы-опоры, таблица, экран настроения, памятки с алгоритмом ,презентация,  учебно-методический  диск для начальной школы  « Уроки Кирилла  и Мефодия»,фишки, модели  слов  для составления предложений, звуковые модели, картинки с героями.

                                                   

                                                                                             Ход урока

Этапы работы

Содержание этапа

1

Организационный момент.

Цель,  которая должна быть достигнута  обучающимися:

психологически настроиться на учебную деятельность, на совместную работу с товарищами

Цель, которую хочет достигнуть учитель: создание эмоционального и психологического настроя на совместную коллективную деятельность.

Задачи для учащихся: Организовать свое рабочее место, проверить наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Задачи для учителя: Подготовить и настроить учащихся на эффективную работу на уроке.

Методы организации работы: беседа, самопроверка.

Критерии достижения цели: Полная готовность класса, настрой на совместную коллективную работу.

тема урока закрыта, после определения темы урока отрывается слово ЗВУКИ, остальное закрыто.( Все открывается постепенно)\

 Мы урок начнем с разминки,

Выпрямили свои спинки,

Все друг другу улыбнулись.

Чтобы знания добывать,

Нам урок пора начать

2

Мотивация к учебной деятельности. Актуализация опорных знаний.

Цель,  которая должна быть достигнута  обучающимися:

учиться выполнять различные задания с использованием полученных знаний о согласных и гласных

Цель, которую хочет достигнуть учитель :актуализировать имеющиеся знания обучающихся

Предметные задачи:

учить сравнивать,   обобщать и классифицировать по признакам;

формировать  умение на основе анализа делать выводы ;закрепить  навыками плавного слогового чтения с буквой Д

Результат: распределение данных букв по группам, выделение разных признаков, закрепление навыка чтения слогов и слов с буквой Д

Коррекция

Методы организации работы: коллективная и самостоятельная работа

Коммуникативные УУД - развитие умения точно и правильно выражать свои мысли; слушать и понимать речь других. 

Познавательные УУД –

умение выделять звуки  [д]и [д'] умение находить , выделять перерабатывать ранее полученную информацию

Личностные УУД: формировать способность к самооценке

К нам на урок пришли наши друзья. Они пришли с заданиями.

IMG_20131201_184239IMG_20131201_184306IMG_20131201_184458IMG_20131201_184438IMG_20131201_184337IMG_20131201_184409

- Посмотрите на первое задание  ( слайд 2)

Задание на группировку букв.

      у к И ы Д г М о Ё 

     

- Посмотрите внимательно, на какие группы можно разделить все эти буквы

 - назовите буквы, которые обозначают гласные звуки?

- назовите буквы, которые обозначают согласные звуки?

 - как отличить гласные звуки от согласных?

- Как по-другому можно разделить эти буквы на группы? (большие и маленькие).

-С какими звуками работали на последних уроках? [д], [д']. Дайте им характеристику.

- Какой буквой обозначаются эти звуки?

- Куда мы поселили букву Д? (размещение в кассе букв и слогов).

 Чтение слогов    ( слайд 3)

- Читаем слияния:

Да до ду ды де ди дя

  -Прочитай слоги, где согласный звук [д']

−  Прочитай слоги, где гласная показывает, что согласный произносится твердо

Игра "Доскажи словечко".

3

Изучение нового материала.  Постановка темы и целей урока

 Цель,  которая должна быть достигнута  обучающимися: уметь ставить учебную задачу, учиться читать слоги и слова с изученными буквами

    Цель, которую хочет достигнуть учитель : актуализировать знания учащихся: умение находить, сравнивать,  осуществлять анализ объектов с выделением признаков формировать умения работать в паре, самостоятельно.

 Предметные задачи: :   познакомить с согласными звуками [т] и [т’]; учить выделять и находить новые звуки в словах, составлять звуковые схемы слов с этими звуками, читать слова с изученными буквами

Результат: составление плана работы, выполнение звуко -буквенного разбора по алгоритму ,разгадывание загадок

Коррекция

Методы организации работы: самостоятельная и групповая работа, работа в парах,

Личностные УУД: формировать способность к самооценке.

Познавательные УУД: формировать умение  составлять и преобразовывать модели и схемы слов и предложений; умения определять в звучащем слове твёрдый и мягкий звуки; читать слоги с изменением буквы гласного; объяснять значение слова, составлять слоги и  слова с изученными буквами.                            

Коммуникативные УУД:

участие в диалоге, учет разных мнений, аргументация своего мнения, умение договариваться, приходить к общему мнению

Регулятивные УУД – контроль, оценка и коррекция своей деятельности

-Дядюшка Ага очень любит загадывать вам загадки. Отгадайте их. Отгадывание загадок

1) Что за дивная собака!

Не найдёшь длинней, однако. (Такса)

2)Почему корова эта

Маленького роста?

Отвечает Вове Света:

— Очень даже просто:

Это же ребёнок.

Это же … (Телёнок)

3)То я в клетку, то в линейку.

Написать по ним сумей-ка.

Можешь и нарисовать.

Что такое я? (Тетрадь)

4)Летит орлица по синему небу,

Крылья распластала,

Солнышко застлала. (Туча)

 -Какой звук  встречался в словах –отгадках в начале слов?

Сообщение цели и темы урока

   - Кто догадался, какая сегодня тема урока?

-Что это за схему показывает Дедушка Ус? ( слайд 4)

 

                                 

   

     

Учиться отличать:

Познакомиться с:

Учиться читать:

- Что необходимо для этого?     (слушать внимательно, не отвлекаться, дружно работать)

Актуализация знаний

- Чтобы вам было легче и все получилось, Дядюшка Ага предлагает  вспомнить алгоритм: ( слайд 5)

Памятка звукобуквенного анализа:

- произносим слово;

-ставим ударение.(дети находят ошибку и исправляют ее)

- определяем количество звуков;

- обозначаем звуки фишками;

- делим на слоги;(слайд)

 Вы с ним согласны? Почему?

Послушайте загадку. 

Этот зверь живет лишь дома

С этим зверем все знакомы

У него усы, как спицы

Он, мурлыча, песнь поет

Только мышь его боится

Угадали? Это-…(кот) ( слайд 6)

- Посмотрите, какой кот пришел к нам на урок. (Показываю картинку)

- Как мы выделяем звуки?

-Правильно, выполнять звуковой разбор   

Но прежде, чем приступить к работе напомните

правило работы в парах.

1) Перед работой надо договориться  кто, что будет начинать.

2) Не спорить зря, а доказывать и объяснять.

3) Стараться понять друг друга.

4) Возражая или соглашаясь с другим, обращаться к говорящему лично.

5) Каждый имеет право обратиться за помощью.

Звуко -буквенный разбор выполняют в паре,1 пара у доски

- Вам нравится наш кот? Красивый? А как мы скажем про него ласково?

-Выполните самостоятельно  разбор слова котик.

   Дети на парте выкладывают карточки- выполняют схему слова.

Небойсик тоже выполнял с вами разбор. Оцените его работу.

-Докажите, что он допустил ошибки.

- Как  Вы думаете, почему он допустил ошибки?

-Обозначим звук на доске карточкой.

 - Назовем еще раз звуки: последний в слове кот, какой он.

- Найдите в слове котик парный ему звук по твердости-мягкости.

- какая была следующая цель урока?  (узнать какой буквой обозначается)

   - где мы это можем узнать?  (в учебнике.)

    - откройте учебник на стр73.

   -  Может, кто то знает как называется эта буква? (Тт) 

   Показ буквы Тт.

-сравните заглавную и строчную.

   - Для чего нам нужна заглавная буква Т?

Печатание буквы Тт и выкладывание из спичек

- А как это на модели показать?

   

 

   - На что похожа буква Т?    

     Буква Т стоит на крыше

       Телевизор в доме том

Т в антенну превратилась

И на доме очутилась.

   - найдем место нашей букве в алфавите. (где находится, соседи) ( слайд 7)

Определение звонкости-глухости согласных Д-Т

-Как вы думаете, почему буквы «д» и «т» пришли вдвоём, парой? Назовите ещё раз работы буквы «д»

(Буква «д» выполняет 2 работы: согласный твёрдый звонкий звук и согласный мягкий звонкий звук [д*])

-А теперь в звуке [д]  «выключите» голос, какой звук услышали?

(Мы услышали новый  звук [т])

-Действительно вы услышали новый звук.

(Как только «выключаем» голос при звуках [д-д*], то слышим  [т-т*])

-Молодцы! Как называются такие звуки ?

 - засели букву Т в  домик на ленте букв.

(В теме урока вместо пустого квадрата появляются буквы Тт).

 

Физминутка: слайд 8

4

Закрепление учебного материала.

Цель,  которая должна быть достигнута  обучающимися:

Самостоятельно и в сотрудничестве выполнять задания, находить пути решения, применять полученные знания на практике

Цель, которую хочет достигнуть учитель :

формировать умение работать самостоятельно, выполнять действия по алгоритму

Предметные задачи:

Развитие у обучающихся умения слышать и различать новые звуки в словах;  выделение нового звука в  процессе слого-звукового анализа слов; чтение слогов, слов и предложений с изученной буквой, знаково-символическое моделирование

Коррекция

Методы организации работы:

фронтальная беседа, групповая и самостоятельная работа, самооценка.

Личностные УУД: осознавать алгоритм учебного действия, формировать способность к самооценке.

Познавательные УУД: побуждение к осознанию противоречия,

побуждение к проблеме. отвечать на простые вопросы учителя;

 логические (синтез как составление  целого из частей).

Регулятивные УУД: учитывать правило в планировании и контроле способа решения, осваивать умение принимать и сохранять учебную задачу, контролировать и оценивать свои действия, проявлять самостоятельность.

 Коммуникативные УУД:  ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии, уметь высказывать свои мысли в устной форме, совместно договариваться  и уметь сотрудничать на уроке

Что мы будем делать дальше?

Работа с учебником с 73

Прочитаем слоги по слоговой таблице по букварю.

 1 раз -  хором; 2   раз – девочки  с буквой д (хором);    3 раз -  мальчики с буквой т (хором)

- прочитать слоги, где звук / т//  Как Вы определяете?

Чтение слов

-по цепочке читают слова и объясняют значение слов тюк и трюм(толковый словарь)

-прочитайте слова из 1 слога, из 2 слогов, из 3 слогов. Докажите свой выбор.

-найдите слова, где слышим звуки  [т], [т’],

Самостоятельная работа (на выбор)

-: Кто готов работать? Давайте Дедушке Ага покажем все наши знания и старания, хорошо?

 Сейчас будете работать самостоятельно и сделаем звуковой анализ слов. Каждый выберет сам для себя слово(дифференцированное задание)

   картина                           нитки        танк

По одному человеку у доски   (самомопроверка)

-Встаньте дети, для которых эта буква «родная».

(Встают дети, чьи имена и фамилии пишутся с буквой «д», неважно  место буквы в слове: начало, середина, конец слова)

Игра «Камень и вата»

Учитель называет слова. Если есть мягкий звук / т// –встают девочки.

. Если твердый /т/ – встают  мальчики

Тихо, суббота, тарелка, просить, тигр, тапочки, стихи, ток, тут, парк, тетради

-Почему никто не встал на слово парк?

Почему все встали на слово тетради?

Развитие речи. Работа со схемами слов в высказывании. ( слайд 9)

 Прочитайте текст. В некоторых словах ловушки рассыпались буквы. Собери правильно слово.

У меня красивый  ток. Его зовут  имТак. Он любит…

- О чем говорится в тексте? Закончи рассказ.

- У кого из вас живет дома кот?

- Как его зовут?

- Что любит делать ваш кот?

  - Составьте предложение со словом кот.

-Составьте схему этого предложения.

-Составьте схему предложения

ПУШИСТЫЙ КОТИК СИДИТ НА ЗАБОРЕ. Рыжий кот лакает молоко.

Игра в слова.(работа в группах)

Если взять большое слово,

Вынуть буквы раз и два.

А потом сложить их снова –

Выйдут новые слова.

-Кто составит больше слов?(Д ТОАЮЫКРМ)

Работа с пословицей.

Терпенье и труд всё перетрут.

-Как Вы это высказывание  понимаете?

Игра «Буква потерялась» ( слайд 10)

ка..ок,  ле..о,ра..уга,…омино

-Какие буквы убежали?

.Какую цель поставим на следующий урок?

5

5. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

Цель,  которая должна быть достигнута  обучающимися: научиться давать оценку  своей работе на уроке.

Цель, которую хочет достигнуть учитель : мобилизировать учащихся на рефлексию своей работы, способов деятельности, общения, установить соответствие между поставленными задачами урока и его результатами.

Результат: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, вызвать положительные эмоции и желание к познанию.

Методы мотивации: социальные(заинтересованность результатами коллективной и индивидуальной работы), освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи, волевые(формирование ответственного отношения, рефлексивности на данном этапе)

. регулятивные УУД - контролировать и оценивать свои действия и действия класса;

оценка (выделение и осознание уч-ся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения)

Ребята, давайте подведем итог нашей сегодняшней работе.

Рефлексия учебной деятельности: ( слайд 11)

-Продолжите предложения:

-Я сегодня узнал…

-Я научился….

-Мне было трудно…

-Мне было интересно…

– Что вызвало затруднение? Почему? :

 Наш урок  подошёл к концу. Вот вам последняя ловушка: если такое задание выполняли - хлопаем в ладоши, если нет - топаем ногами.

- Находили буквы, обозначающие гласные и согласные звуки?

- Со звуковыми схемами работали?

- Со словами встречались?

- Кофе пили?

- Предложения составляли?

- С горки катались?

- Слова на слоги делили?

- Мультфильмы смотрели?

- новые слова узнали?

- Сильно устали?

Перед вами магнитики разного цвета. В руках вы держите свое настроение. На три секунды задумайтесь. Понравилось ли вам сегодня на уроке. Вам было интересно? Если да, то возьмите красный магнит.

 Если вы считаете, что урок прошел хорошо, то желтый. А если вы думаете, что что-то вы упустили, недопоняли, то синий магнит

Все определились с выбором? Выбранный вами магнит – это ваше настроение.

Какой скоро праздник наступит? Новый год. И вот в преддверии нового года я предлагая вам нарядить елочку вашими шариками. Пусть она вместе с нами порадуется, зарядится хорошим настроением. И увидит, какие вы дружные ребята. На этом наш урок окончен. Спасибо за хорошую работу.

( слайд   12)

Список использованной литературы

1.Е.В.Восторгова Краткий методический комментарий к  Ьукварю и к учебнику русского  языка для 1 класса. Пособие для учителя начальных классов (Система Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова) М.: Вита – Пресс, 2011.

2.В.В.Репкин , Е.В. Восторгова В.А.Левин Ьукварь: Учебник для 1 класса начальной школы (Система Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова): В 2 –х кн. Кн.1. – 9 – е изд. - М.: Вита – Пресс, 2013.

3.В.Волина.Азбуковедение.М:Олма-Пресс,2011.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки"( "УМК Перспективная начальная школа", 3 класс)

Цели деятельности учителя:  создание условий для формирования знаний учащихся о условиях выбора гласных в суффиксах существительных –ек, -ик, и, так называемых беглых гласных звуках  ...

Конспект урока русского языка «Гласные звуки. Какие звуки называются гласными» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о гласных звуках и развитие умения обозначать их на письме.Планируемые результатыПредметные:- знать общее представление о гласных звуках;- знать правильн...

Конспект урока русского языка «Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове» (УМК «Школа России»)

Цели деятельности учителя: совершенствование знаний детей о гласных звуках; формирование знаний о роли букв для гласных в слове; наблюдение над смыслоразличительной функцией гласных в слове; формирова...

Конспект урока русского языка "Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки." 3 класс

Цели деятельности учителя:Ознакомление с существованием беглых гласных Е и О; формирование умения определять, является ли гласный в корне беглым; формирование умения выделять корни в словах с таким че...

Конспект урока русского языка (обучение письму) «Письмо строчной буквы «з», слогов и слов с ней» (1 класс, УМК «Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова»)

Цель деятельности учителя: формирование у обучающихся умений писать строчную букву «з» и соединять её с другими буквами в словах.Планируемые  результаты:Предметные:знать графический о...