проект урока по русскому языку 4 класс
проект по русскому языку (4 класс) на тему

Ерашова Валентина Николаевна

Правописание падежных безударных окончаний имён существительных трёх склонений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_uroka_1.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока по русскому языку.

Тема урока: «Проверка безударных окончаний имён существительных 1, 2, 3 склонений»

Выполнил учитель начальных классов

МБОУ № 26  Сормовского района

Ерашова Валентина Николаевна

Квалификационная категория высшая

Стаж работы учителем начальных классов 37 лет

Н.Новгород

2014 год

Учебный предмет: русский язык

УМК: Классическая начальная школа.   Т.Г.Рамзаева.  Русский язык. Часть 1.

Тема урока: «Проверка безударных окончаний имён существительных 1,2,3, склонений»

Тип урока: объяснение нового материала

Задачи: 1. образовательные:

- на основе групповых и коллективных наблюдений подвести к выведению правила правописания безударных падежных окончаний;

- составить алгоритм проверки безударных падежных окончаний имён существительных и научиться пользоваться им.

2. развивающие:

 - развивать умение ставить учебную задачу, работать по алгоритму, оценивать свою деятельность;

- развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, умение делать вывод)

- развивать умение работать в паре, группе, формулировать свои мысли.

3. воспитательные:

- прививать интерес к познавательной деятельности, получению новых знаний через решение орфографических задач.

Ожидаемые результаты:

1. Личностные (положительное отношение к получению новых знаний, умение осознавать и преодолевать свои трудности)

2. Метапредметные:

- регулятивные (умение принимать и сохранять учебную задачу, действовать по алгоритму, контролировать процесс и результат своей деятельности, адекватно оценивать свои достижения)

- познавательные (умение осознавать учебную задачу, развитие анализа, сравнения, обобщения, умения делать вывод)

- коммуникативные (умение выражать свои мысли, доказывать свою точку зрения, осуществлять учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками)

3. Предметные (знакомство с правилом проверки безударных окончаний существительных, умение его использовать на практике)

Оборудование: учебник, тетрадь, карточки (групповые – с орфографической задачей, индивидуальные – с самостоятельной работой), интерактивная доска (слайды с алгоритмом проверки орфограммы)

Исходный уровень знаний и умений для изучения данной темы: учащиеся знают грамматические признаки имени существительного (род, число, падеж, склонение); умеют определять число, род, падеж, склонение по начальной форме.

Этапы урока и хронометраж:

1. Мотивация (2 мин.)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений (6 мин.)

3. Постановка учебной задачи (2 мин.)

4. «Открытие» новых знаний (решение учебной задачи) (15 мин.)

5. Реализация исходного проекта (решение исходной задачи) (4 мин.)

6. Первичное закрепление. (10 мин.)

7. Самостоятельная работа, рефлексия. Задание на дом (6 мин.)


Содержание урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое

обоснование

Мотивация

Ребята, хотите проверить свою грамотность и помочь соседу по парте, если у него есть сомнения? Посмотрите на доску и прочитайте предложение.

В парк. на б..рёз.  расп..вают г..л..систые  с..л..вьи.

Спишите это предложение и вставьте пропущенные буквы.

Да, хотим.

В это время один ученик на обратной стороне доски работает над этим же предложением.

Личностные (положительное отношение к познавательной деятельности)

Актуализация и фиксация индивидуальных  затруднений.

Если у вас будут сомнения, отметьте простым карандашом, потом обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и поочерёдно объясните написание пропущенных орфограмм друг другу.

Поднимите руку те пары, в которых не возникло затруднений в написании орфограмм в корне слова. Почему у вас не возникло затруднений? Поднимите руку те пары, в  которых возникло затруднение при написании окончаний имён существительных.

Учащиеся записывают предложение,

 затем обмениваются тетрадями, доказывают пропущенные орфограммы. Открываем доску и сравниваем написание предложения с доской. (Ученик, работающий у доски, объясняет орфограммы).

Мы знаем способ проверки безударного гласного в корне: для этого нужно подобрать родственное слово так, чтобы гласный звук стал ударным. Непроверяемый гласный запоминаем или проверяем по словарю.

Коммуникативные (умение осуществлять совместную деятельность в парах, формулировать собственные мысли)

Познавательные   (умение анализировать, сравнивать, делать выводы)

Личностные (осознание своих трудностей и стремление их преодолеть, желание приобрести новые знания)

Постановка учебной задачи.

Сможете объяснить написание безударных окончаний имён существительных?

А что для этого нужно сделать?

Какая задача будет стоять перед нами на этом уроке?

Вспомните, о чём мы говорили на прошлом уроке? Какие наблюдения проводили над написанием окончаний имён существительных?

Нет.

Нам надо научиться проверять безударные окончания имён существительных.

Будем знакомиться со способом проверки безударных падежных окончаний.

Существительные одного и того же склонения имеют одинаковые окончания в одних и тех же падежах

Познавательные (умение осознавать учебную задачу)

«Открытие» нового знания (решение учебной задачи)

Попробуйте решить орфографическую задачу. Работать будете в группах по 4 человека. Перед каждой группой карточка с предложениями. Проанализируйте: почему в первом предложении у имён существительных разные окончания, а во втором предложении одинаковые? Объясните свой ответ.

1) На матери и дочке были красивые туфли.

2) На траве и просёлочной дороге были огромные лужи.

Какое из двух слов второго предложения поможет правильно написать окончание?

А для слова на дочк… оно может считаться проверочным?

А какое слово является проверочным  для слова дороге?

Соответствует ли этот способ проверки общему способу проверки гласных: безударный гласный можно проверить, поставив его под ударение ( в сильную позицию)?

В чём вы заметили различие проверки безударного гласного в окончании с проверкой безударного  гласного в корне слова?

Учащиеся работают в группах, обсуждают предположения, фиксируют свои выводы на бумаге, рассуждают.

 От каждой группы заслушивают по одному ученику.

Вывод получился такой:

  1. В первом предложении существительные стоят в предложном падеже, единственном числе, они женского рода, но относятся к разным склонениям, поэтому у них разные окончания.
  2. Во втором предложении существительные стоят  тоже в предложном падеже единственного числа, женского рода и оба первого склонения, поэтому у них одинаковые окончания

Слово трава, потому что у него ударное окончание, эти слова первого склонения.

Да, соответствует.

Чтобы проверить гласный в корне, нужно подобрать однокоренное слово или изменить это слово так, чтобы гласный стал ударным.

Чтобы проверить безударный гласный в окончании, нужно подобрать слово того же склонения, но с ударным окончанием.

Познавательные (операции анализа, сравнения., умение делать вывод).

Коммуникативные (умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, отвечать на вопросы.)

Реализация построенного проекта (решение исходной задачи)

А теперь, работая в группах, посовещайтесь и запишите себе в тетрадь слова, которые можно считать проверочными для существительных 1,2,3 склонений (по 2-4 слова) Можно пользоваться учебником.

Проверим подобранные существительные. Запомните и подчеркните только по одному существительному с ударным окончанием каждого склонения, которое будете использовать при проверке безударного окончания.

Варианты учащихся:

1скл. лиса, вода

2скл. стол, село

3скл. степь печь

Познавательные (находить ответы на вопросы, используя свои знания, операция обобщения )

Познавательные (умение находить информацию и работать с ней).

Первичное закрепление.

Давайте составим вместе алгоритм проверки написания безударных окончаний существительных по ходу решения нашей орфографической задачи.

Что мы делали сначала?

Посмотрите на слайд на интерактивной доске. Давайте закончим предложение (пункты алгоритма появляются постепенно на интерактивной доске).

Алгоритм проверки.

1 слайд: Нахожу (имя существительное).

Дальше что делали?

2 слайд: Определяю падеж

А дальше?

А как определить склонение?

3 слайд: Ставлю существительное в начальную форму и определяю склонение.

Какой следующий шаг?

4 слайд: Подбираю слово «помощник» того же склонения с ударным окончанием и ставлю его в том же падеже.

Какие окончания у слов одного склонения с ударным и безударным окончанием?

5 слайд: Пишу такое же окончание, как и у слова «помощника».

(На последнем слайде все этапы алгоритма).

Какую задачу мы ставили в начале урока?

Как вы считаете, мы справились с этой задачей?

Давайте возвратимся к первому заданию. Зная алгоритм проверки, попробуйте объяснить написание слов с пропущенными окончаниями.

Нашли в предложении существительные.

В предложении находим имя существительное.

Обозначу падеж имени существительного.

Определяю склонение имени существительного.

Ставлю имя существительное в начальную форму.

Определили, что слова в первом предложении имеют разные склонения и разные окончания, а во втором одинаковые склонения и одинаковые окончания.

Слово «помощник» взяли этого же склонения, но с ударным окончанием

Одинаковые.

Да, мы составили алгоритм проверки новой орфограммы.

(Сильный ученик объясняет написание окончаний по алгоритму)

1.Окончание пропущено у слова в парк….

2.Определяю падеж: распевают в чём? В парк…(П. п.)

3.Ставлю существительное в начальную форму: что? Парк окончание нулевое, мужской род, значит, оно относится ко второму склонению.

4.Подбираю слово «помощник» стол и ставлю его в П.п. в столе

5. Пишу окончание  е  как у слова «помощника».

Регулятивные (умение принимать и сохранять учебную задачу).

Регулятивные (умение работать по плану)

Познавательные (анализ, умение делать вывод, умение найти информацию и работать с ней).

Самостоятельная работа. Рефлексия.

Задание на дом

В учебнике на стр. 96-97 прочитайте образец алгоритма проверки безударного окончания (№185).

У вас на столах карточки с заданиями. Можете выбирать любое задание.

1 задание: вставить пропущенные окончания

На ветк…ел…, спать в кроват…на постельк…

2 задание: составить предложение, вставить пропущенные буквы.

Л.жал, снег, на,  елк..,  в.рхушк…, шапкой.

Оцените свои результаты на шкале самооценки. Если не было затруднений, то поставьте крестик вверху, если небольшие затруднения, то крестик поставьте посередине. Если сложно было выполнить задание, крестик поставьте внизу. Я проверю ваши работы, и мы разберём ошибки.

Чтобы потренироваться в написании новой орфограммы на стр. 96-97 читаем выводы и выполните домашнее задание.    (Даю детям карточки с заданием)

Карточка. Списать, вставить окончания, определить падеж и склонение существительных.

На крыш.. избушк.., на ветк.. сирен.., на площад.. окол башн.., на окраин.. деревн.., в театр.. на спектакл.., в рукопис.. книг.., из жизн.. девочк.., по глупост.. Ан.., в радост.. и печал.., без помощ.. подруг.., на макушк.. яблон.., в честност.. Саш.., на опушк.. рощ.., на концерт.. тёт.., на ветв.. яблон.., о мудрост.. Кол..

Регулятивные (умение действовать по плану, работать с информацией).

Регулятивные (умение контролировать процесс и результат деятельности, адекватно оценивать свои достижения)

Литература

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ (А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская и др.); под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.

2. Проблемный урок в начальной школе, или как открывать знания вместе с учениками. Мельникова Е.Л.  – М.: АПК и ПРО, 2006.

3. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учётом требований ФГОС: Методическое пособие / Под ред. Н.Н.Деменевой. – М.: Аркти

            4.Сборник диктантов 1-4 классы Проверочные и контрольные работы. Мониторинг качества образования. Практическое пособие. Автор-составитель В.Т.Голубь. Воронеж


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по русскому языку "Обобщение знаний об имени прилагательном"2 класс

Данный урок стоит седьмым в разделе тематического планирования. Урок составлен с учетом ФГОсов, а также с использованием технических средств обучения. В уроке использованы раз...

Проект урока по русскому языку в 4-ом классе по теме "Способы образования наречий"

Проект урока русского языка в 4 – ом классе по программе «Начальная школа XXI века».Тема – Способы образований наречий.Цель –  Закрепление знаний о словообразовании в русском языке на примере обр...

Проект урока по русскому языку в 4-ом классе по теме "Словообразование глаголов"

Проект урока русского языка в 4 – ом классе по программе «Начальная школа XXI века». Тема –  Словообразование глаголов.Цель –  Закрепление знаний о словообразовании в русском язык...

Проект урока по русскому языку во 2 классе по теме: «Слова однозначные и многозначные»

Открытый урок русского языка во 2 классе, УМК «Начальная школа ХХI века», ФГОС. Тип урока: урок сообщения новых знаний....

Проект урока по русскому языку в 4 классе на тему " Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения."

Проект урока по русскому  языку  на тему "Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения." (составлен  в соответствии с рабочей программой  УМК "Школа России"( 1 - ...

Проект урока по русскому языку в 1 классе . Программа: « Школа России ».

Тема: « Знаки препинания в конце предложения ».Педагогическая цель: способствовать формированию первичных представлений о видах предложения по цели высказывания.Тип урока: решение учебной задачи...

Проект урока по русскому языку во 2 «А» классе.Тема: «Имя прилагательное, как часть речи. Словосочетание. Синонимы и антонимы»

Проект урока по русскому языку во 2 «А» классе.Тема: «Имя прилагательное, как часть речи.  Словосочетание.  Синонимы и антонимы»Программа: УМК «Занков», А.В. Полякова....