Урок русского языка по теме "Время глагола"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Казьмина Людмила Петровна
Конспект урока русского языка в 4 классе "Время глагола". УМК "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_teme_vremya_glagola.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цели: 

1. Способствовать систематизации знаний учащихся о временных формах глагола;

2. Содействовать совершенствованию умения определять время глагола,  изменять  глаголы    по временам;

3. Способствовать развитию  орфографической  зоркости, устной  и письменной речи,  внимания, мышления;

4. Содействовать воспитанию  интереса к предмету, умения слушать и слышать себя, товарища, учителя.

Ход урока:

1.Организационный момент:

-Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Давайте начнем наш урок .Урок у нас необычный: к нам пришли гости.

-На улице погода пасмурная. Но  у нас есть свое солнышко. Посмотрите, как оно нам улыбается. Давайте ему тоже улыбнемся и с хорошим настроением начнем урок.

2. Чистописание :

-Начнем, ребята с чистописания. А вот над какой буквой мы будем работать, вам предстоит угадать. Посмотрите  и найдите букву, которая обозначает  звук,  отличающийся от остальных(слайд), обоснуйте выбор. Спишите буквосочетания и пословицу (слайд).

Заболел – полечись, а здоров – берегись.

Как вы понимаете ее смысл? Что нужно делать, чтобы сохранить здоровье?

3. Словарная работа: (слайд)

-Посмотрите на доску. Вставьте пропущеннные буквы, запишите слова в тетради.

Р.бота, б.седа, пут.шествие, п.беда, праз.ник, м…роз.

(проверка в парах)

-Скажите, какой частью речи являются записанные слова? На какой вопрос отвечают имена существительные? Давайте из имен существительных образуем глаголы. На какой вопрос отвечают глаголы?

(слайд)

Работа – работать

Беседа – беседовать

Путешествие – путешествовать

Победа – побеждать
Праздник – праздновать

Мороз – морозить

- В какой форме стоят глаголы?

- Как назовем группы слов, которые получились?

4. Орфографическая минутка: (слайд)

-Последний глагол у нас морозить. На улице еще холодно, можно замерзнуть и простудиться. А что же нужно делать, чтобы оставаться здоровым, мы узнаем из стихотворения. Посмотрите на доску? (слайд)

- Прочитайте стихотворение,вставьте пропущенные бкувы, раскройте скобки.

Чтоб зд…ровье (со)хр…нить,
Организм свой укр…пить,
Знает вся моя с…мья
Должен быть реж…м у дня.

Следует, р…бята, знать
Нужно всем (п…)дольше спать.
Ну а утром (не) л…ниться–
На заря…ку ст…новиться!

- Назовите глаголы в неопределенной форме.
- Найдите обращение в этом стихотворении.

- Спишите 1 любое четверостишие.

5. Постановка темы и целей урока:

- Послушайте, ребята, сказку – шутку. Слушайте внимательно. Кто будет внимателен – много всякой всячины усвоит, а кто невзначай уснет, тот ни с чем уйдет.
Однажды на уроке русского языка учительница спросила Лентяйкина:
- Если я говорю: «Я умываюсь, ты умываешься, он умывается, мы умываемся, вы умываетесь,они умываются. Какое это время?
Лентяйкин не задумываясь воскликнул: «Утро!»
- А как вы думаете, в каком времени употреблены глаголы, которые назвала учительница?

- Сформулируйте тему урока.

6. Работа по теме урока:

а) актуализация опорных знаний:

(слайд)

Этот хитренький глагол
Себе ВРЕМЯ
 изобрел.
«
Ухожу», - кричит сегодня,
 А вчера кричит: « ушел!»
Завтра  скажет: « я уйду!»
Позавидуйте ему!

- О чем это стихотворение? В каком времени могут употребляться глаголы?

- Какое действие обозначают глаголы в настоящем, прошедшем, будущем времени и на какие вопросы отвечают?

7. Физминутка для глаз: (слайд)

- Давайте отдохнем.

- Что нам порекомендовал кот Леопольд?  

8. Продолжение работы:

а) закрепление пройденного материала:

1) Работа по рядам:

-Распределите слова с доски по столбикам и запишите: 1 ряд – глаголы настоящего времени, 2 ряд – прошедшего времени, 3 ряд – будущего времени.

Играю, прочитаем, сделал, присел, буду писать, смотрите, работали, идет, поедет, заметил, решаешь, приготовим.

2) Игра с мячом:

- Ребята, я бросаю мяч и называю глагол, ваше задание определить время глагола и вернуть мяч.

(будут прыгать, катается, сварила, клюет, промахнулся, нарисую, украсят, поют, танцевали ,поеду ,режет ,читаю ,бегают.)

3) Определение времени глаголов: упр. 36, с. 67.

- Прочитаем стихотворение.

- Выпишите глаголы из стихотворения, определите время каждого глагола. (работа по цепочке с места)

- Объясните расстановку знаков препинания в выделенном предложении.

4) Образование глаголов:    рабочая тетрадь с 77, упр. 14

- Каждый глагол давайте поставим во все возможные временные формы. (работа у доски)

9. Физминутка.

Дети рано утром встали, за грибами в лес пошли.  ( ходьба на месте )
Приседали, приседали, белый гриб в траве нашли.  ( приседания)
На пеньке растут опята, наклонитесь к ним, ребята
Наклоняйся, раз- два- три  и в лукошко набери!  (наклоны )
Вон на дереве орех, кто подпрыгнет выше всех?    ( прыжки)
Если хочешь дотянуться, надо сильно потянуться.  (потягивания- руки вверх)
Три часа в лесу бродили, все тропинки исходили.   (ходьба на месте)
Утомил всех долгий путь, дети сели отдохнуть.   ( садятся за парты)  

10. Продолжение работы:

5) Творческая работа: «Оживи текст»

-Ребята, посмотрите на доску. Можно ли эти группы слов назвать предложениями? Что нужно сделать, чтобы получились предложения?

-Вам нужно дополнить текст подходящими по смыслу глаголами, употребив их в настоящем, прошедшем, будущем времени на тему «Весна». (самотоятельная работа)

Долгожданная весна. Весёлая капель. Говорливые ручьи. Деревья в листву. Перелётные птицы.

(Наступила  долгожданная  весна. Звенит весёлая капель. Бегут говорливые ручьи. Скоро деревья оденутся в листву. Прилетят  перелётные  птицы).

-Давайте проверим, что у вас получилось. (зачитывают 2-3 ученика)

10. Итог урока, оценивание знаний.

- О чем говорили сегодня на уроке?

-Какие времена имеют глаголы?

11. Домашнее задание:   стр. 68, упр. 39.

12. Рефлексия:

-Посмотрите на доску (слайд). Продолжите данные предложения и выскажите свое мнение об уроке: что у вас получилось, что не получилось, что понравилось?

- Наш урок окончен. Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Глагол. Форма глагола"

Урок русского языка во 2 класса по теме "Глагол, Форма глагола" по развивающей программе Л.В.Занкова. Конспект урока составлен в виде технологической карты в соответствии ФГОС....

Урок русского языка 2 кл. «Глагол. Признаки отличия глаголов от других частей речи».

Урок русского языка во 2 классе по теме: « Глагол.  Признаки отличия глаголов от других частей речи». Тип урока: комбинированный.Методы работы: словесные (рассказ, беседа), ...

Презентация- тренажер к урокам русского языка по теме "Глагол. Спряжение глагола"

Презентация- тренажер включает задания на определение спряжения глагола по личному окончанию, по начальной форме, на определение глаголов-исключений. К урокам русского языка по теме "Глагол. Спря...

Урок русского языка по теме: "Глагол"Распознавание глагола по вопросам

Урок открыитя новых знаний. Урок с использованием презентации....

Технологическая карта урока русского языка Тема: «Формы глагола. Неопределенная форма глагола.».

Цели деятельности учителя: познакомить детей  с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам. Планируемые результаты:Предметные: развивать умения самостоятельно формир...

Урок русского языка 3 класс Глагол. Время глагола.

Класс: 3УМК: система РО Л.В. Занкова.Предмет: русский языкТема: Глагол. Время глагола.Тип урока: урок открытия нового знания.Место и роль урока в изучаемой теме :урок изучается в разделе: «Измен...

Конспект урока русского языка, тема: «Число глаголов. Изменение глаголов по числам», 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по числам, определять число глагола.Планируемые результатыПредметные:     - Уметь правильно ставить вопросы к глагол...