Именительный и винительный падеж имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Золотых Екатерина Викторовна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imenit._i_vinit._padezh_imen_sushch.4kl.docx70.91 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык. 4класс. («Школа 2100»)

Тема: Именительный и винительный падежи имен существительных.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели:

  • Учить отличать сходные формы  И.п. и В.п.
  • Определять падеж существительных (преимущественно И.п. или В.п.) в тексте.
  • Закреплять умение находить в предложении главные члены.
  • Развивать орфографическую зоркость, речь учащихся, внимательность.
  • Воспитывать культуру речи, дальнейшее овладение языком.

Планируемые результаты.

1.Предметные:

  1. Учить отличать в предложении существительные именительного и винительного падежей.
  2. Закреплять умение находить в предложении главные члены.

2. Метапредметные:

Регулятивные: 
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные: 
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации

Коммуникативные: 

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

3. Личностные:

 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Оборудование: мультимедийный проектор.

Приложение: презентация.

Образовательные технологии:

Технология  проблемного обучения
Технология учебного поиска (решение учебных задач через применение ранее приобретенных знаний и умений)

 Технология оценивания учебных успехов.

                                                                                 2014 год                     Учитель: Золотых Е.В.


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

1.  Проверка домашнего задания.

1) Чтение составленных планов.

2) Заслушивание 2–3 рассказов на тему «Падежи».

3) Проверка задания № 4 из рабочей тетради.

– Как вы определяли падеж существительного на ветвях? (Нашли слово, от которого зависит это существительное, задали двойной вопрос, выделили окончание, по вопросам и окончанию определили падеж.)

Словарная работа.

Библиотека, яблоня, ягода, лестница, праздник, ученица, город, яблоко, корабль, ребята.

2. Письмо по памяти.

Дорожка домой

Мне мила с детских лет.

Дорожки знакомой

Красивее нет!

Задания после записи (можно сократить для экономии времени):

1) Обозначить орфограммы в словах и между словами.

2) Записать по два слова с орфограммой-буквой согласного, которая не встретилась в тексте. (Группа, коллектив, ненастный, окрестность, рассмешил, длинный.)

3) Определить, в каких падежах употреблено в тексте слово дорожка.

– Как вы это сделали?

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации

II. Формулирование проблемы.

 

Используется мотивирующий приём.

Поворот судьбы удивительный:

Изучаем мы падеж именительный,

И винительный падеж надо знать,

От именительного отличать.

(Т. Рик)

– Сформулируйте своими словами основную проблему урока. (Как отличить именительный падеж от винительного?)

Проблемная ситуация.

В питомнике растет кедр.

Ребята выращивают кедр.

Представлены две точки зрения на определение падежа слова кедр..

– Кто из ребят прав?

– Согласны ли вы с объяснениями ребят? Предложите, если необходимо, свой вариант.

– Почему возникли разногласия в определении падежа существительного кедр? (Существительное отвечает в разных падежах на один и тот же вопрос что?)

– Сформулируйте проблемный вопрос.

– Уточните проблемную задачу, которую предстоит решить на уроке. (Как отличить И.п. от В.п., если формы совпадают и отвечают на вопрос что?)

– Давайте составим план урока.

Дети вместе с учителем составляют план.

– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

III. Открытие новых знаний.

1. Беседа.

– Что вы знаете об именительном падеже?

– Почему именительный падеж получил такое название?

– Прочитайте об этом текст и ответьте на вопрос.

а) Упр. 130 – представлено происхождение названия «именительный» падеж.

– Прочитайте текст ознакомительным чтением. (Обратите внимание на выделенные слова. Попробуйте ответить на поставленный вопрос: почему именительный падеж получил такое название?)

– Прочитайте ещё раз внимательно.

Беседа после чтения.

– На какие вопросы вы нашли ответы в тексте? (Где родилось слово «имя»? Как звучит название этого падежа в других языках? Что значит слово именительный? В чём преимущество этого падежа? И т.д.)

– Приведите примеры употребления имён существительных в именительном падеже.

2. Актуализация и углубление знаний о винительном падеже.

Беседа.

– Назовите вопросы винительного падежа.

– Почему этот падеж мог получить такое название?

– Оказывается, объект действия, обозначенный именем существительным в В.п., является причиной, вызывающей само действие (читать книгу). Некоторые учёные находят связь названия падежа со словом «вина».

3. Поиск решения.

1) Предлагается материал для выведения правила разграничения И.п. и В.п., имеющих сходные формы (с нулевым окончанием).

Лес растет медленно.   Лесник охраняет лес.

Взошло солнце.  Туча закрыла солнце.

– Прочитайте выделенные слова.

– Можно ли сразу у них определить падеж? Почему? ( нет предлогов, вопрос что? можно задать и к И.п., и к В.п.)

Побуждающий диалог.

– Что же нужно сделать ещё, чтобы правильно определить падеж этих существительных? (Определить, каким членом предложения являются.)

– Выполняйте.

Подводящий диалог.

– Подчеркните главные члены предложения.

– Каким членом предложения являются выделенные слова в каждом примере?

Сделайте промежуточный вывод: как отличить подлежащее от второстепенного члена предложения? (Подлежащие обозначает того, кто производит действие, это лицо (предмет) – производитель действия, оно тесно связано со сказуемым.)

– Какой падеж у существительного, если оно является подлежащим? (И.п.)

– А если это второстепенный член предложения? (В.п.) Докажите.

Сделайте вывод: как отличить в предложении И.п. от сходного с

ним В.п. (Определить, каким членом предложения является слово; если подлежащим – И.п., если второстепенным членом – В.п.)

Сравним свой вывод с выводом в учебнике.

4) Проверка предположений.

Чтение 2-го абзаца правила

– Что узнали нового? Запишите предлоги винительного падежа.

– Передайте содержание каждой части правила с помощью схем, включив в них ключевые слова.

IV. Развитие умений.

Работа в учебнике.

1. Работа по карточке. Коллективная проверка.

2. Игра «Правильно-неправильно».

Сам-но ответить, проверка.

3. Самост. работа.

    В тексте определить падеж выделенных слов.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

 Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

V. Итог урока.

Вспомним, о каких падежах сегодня говорили на уроке?

Как различить, когда сущ. Стоит в ИМ.п., а когда в Вин. п.?

Оценим свои знания

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

VI. Домашнее задание.

1. Упр. 3, с. 118.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Именительный и винительный падежи имен существительных" .

Презентация  содержит разнообразный познавательный материал для учащихся; помогает учителю в игровой форме провести словарную работу на уроке, минутку чистописания, физминутку.Также  презент...

Тренажёр "Именительный и винительный падежи имени существительного во множественном числе" 4 класс

Этот материал содержит  презентацию для работы учеников с нетбуками....

Методическая разработка урока русского языка на тему «Именительный и винительный падежи имен существительных 1-го склонения» (УМК «Развивающая система Л.В. Занкова», 3А класс)

Тема: Именительный и винительный падежи имен существительных 1-го склонения.Цель: формировать у обучающихся умение определять именительный и винительный падежи имен существительных 1-го склонения.Зада...

омонимичные формы именительного и винительного падежа имен существительных

конспект урока русского языка для 4 класса программа развивающего обучения Эльконина -Давыдова...

Именительный и винительный падежи имен существительных.

Технологическая карта урока, где раскраваются способы различия именительного и винительного падежей имени существительного....

ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ И ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖИ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ И ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖИ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ...