омонимичные формы именительного и винительного падежа имен существительных
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Дмитриева Светлана Валентиновна

конспект урока русского языка для 4 класса программа развивающего обучения Эльконина -Давыдова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока381 КБ
Office presentation icon презентация к уроку128.5 КБ
Office spreadsheet icon текст к уроку37.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема урока: «Омонимичные формы именительного и винительного падежа имен    существительных» (4 класс)

Базовая программа: «Русский язык» 1-4 классы, С.В.Ломакович, Л.И.Тимченко М.: Вита-Пресс, 2004 

Тип урока: mixt (комбинированный)

Цель: предполагается, что через совместную исследовательскую деятельность учащиеся:

  • откроют дополнительные способы определения падежа у имен существительных, имеющих омонимичные окончания;
  • преобразуют модель способа определения падежа имен существительных;
  • в ситуации омонимии падежных окончаний имен существительных научатся пользоваться открытыми способами определения падежей;
  • осознают значение открытых способов для решения орфографических и синтаксических задач;
  • освоят действие самоконтроля, работая в тестовом формате программы Excel

конспект урока

Предполагаема деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учащихся

  1. Мотивационо-ориентировачная часть
  1. Актуализация знаний

Цель данного этапа: формирование эмоциональной удовлетворенности учащихся своими знаниями и умениями, положительная оценка учителем достижений учеников. Создание для учащихся «ситуация успеха».

- Ребята, я приготовила для вас текст.

 - Как вы думаете, какое задание необходимо выполнить?

       

(слайд 1)

 - Запишите текст, определите предложения, поставьте пропущенные знаки препинания

 -  Все так определили границы предложений?

(слайд 2)

 

- Сверьте с образцом. Все ли так поставили запятые?

 

 (слайд 3)

- Как вы думаете, о каком природном явлении идет речь в тексте?

 

  1. Этап мотивации

Цель данного этапа: формирование внутреннего мотива учебной деятельности, через выполнение индивидуального задания.

- Вам интересно узнать, что могло произойти дальше?

- Допишите заключительную часть текста под  диктовку:

 Из самой верхушки горы вырвался огненный столб и разлил лаву, раскалённый каменный дождь хлынул и осыпал склон.

  1. Этап постановки учебной задачи

Цель данного этапа: подведение к самостоятельному выделению предмета исследования, преобразование конкретно практической задачи УЗ, к открытию нового способа деятельности.

- Проходя по классу, я заметила, что у вас  эти предложения записаны по–разному.

(слайд 4)

                                                                   

У одних в предложении после слова хлынул  стоит запятая, а у других нет запятой.

              ?

       ,       ,

 - Такое может быть, чтобы правы были и те и другие?

 - В чем причина ошибки?

(на доске моделируется)

        - Почему было трудно выделить основу предложения?

                        И.п.

                                                          =

                        В.п           Г.З. = Г.З          П = П 

   

- Какую учебную задачу поставим на урок?

                            И.п ? В.п

 - Составим план работы

- Какую форму работы выберем?

(как удобнее для вас организовать работу?)

  1. Операционально-исполнительная часть
  1. Преобразование условия задачи

Цель данного этапа: поиск нового способа деятельности, решение поставленной учебной задачи

 ( группам раздаются листочки с предложением без знаков препинания и подчеркнутыми словами с омонимичными окончаниями дождь и склон)

- Почему в первой части предложения не возникло проблем с определением основы?

- Может быть можно  этим как-то воспользоваться?

  - Проверьте.

 - Какую еще особенность именительного падежа вы знаете?

- Как этим можно воспользоваться?

  1. Моделирование

- Мы открыли способ  определения падежа у имен существительных с омонимичными окончаниями?

- Как вы будете определять падеж имен существительных с омонимичными окончаниями?

                             ___   ____  Член предложения

    И.п ? В.л                ? ?         По второму вопросу         

                                                По наличию или    

                                               отсутствию предлога                                            

                                            замена существительным  

                                           лава                                       

                                   

3. Этап отработки открытого способа

  -Вернемся к нашему предложению.  Как же правильно надо было записать последнее  предложение?

- Значит, теперь все наши предложения с существительными с омонимичными окончаниями  будут записаны правильно?

Задание

 - Выдели основы предложений, расставь знаки препинания, определите падеж существительных.

Выпавший снег покрыл широкое пастбище голое поле и темный лес.

Самый проворный и веселый зверек в наших лесах  - шустрая белка.

Учительница сообщила про сочинение.

-Как  убедиться, что мы все можем пользоваться способами определения падежа?

- Убедитесь, что вы можете самостоятельно безошибочно определять падежи, воспользовавшись известными вам способами. Выполните тест.

III.Рефлексивно-оценочная часть

  1. Этап рефлексии

Цель данного этапа: мысленное возвращение к прошлым действиям

 - Какую учебную задачу мы ставили на уроке?

- Нашли мы такой способ?

 - В чем он заключается?

  1. Итог урока, оценивание лучших на уроке

Цель данного этапа: оценка  учебной деятельности

 - Оцените работу класса на уроке.

- Чью работу на уроке вам бы хотелось отметить особо?

 - Предложите домашнее задание, которое вам хотелось бы сделать.

(недоумение детей, возможно, что они скажут, что это не текст, т. к. не выделены предложения)

- Определить предложения и записать их, поставив пропущенные знаки препинания

 

(дети записывают текст)

     Огромная гора сотрясалась от грохота. Мрачная туча дыма и пепла поднималась над её вершиной. Туча росла, росла и закрыла собой небо. Молнии разорвали её на части, но туча только густела и разбухала. 

( возможны варианты 4 или 5 предложений:

Молнии разорвали её на части, но туча только густела и разбухала. Или

 Молнии разорвали её на части. Но туча только густела и разбухала.)

- да

- об извержении вулкана

- Да

(дети выполняют работу, учитель проходит по классу и смотрит в тетради)

 

 - Нет, кто-то допустил ошибку

- Неправильно определили главные и второстепенные члены предложения

- В предложении существительные дождь и склон имеют омонимичные окончания

 - Открыть способ определения падежа у существительных с омонимичными окончаниями

 - 1) Будем наблюдать над словами с омонимичными окончаниями в этих предложениях и определим их работу как члена предложения; 2) сравним вопросы, на которые они отвечают; 3) ?

 - будем работать в паре

- будем работать в группе

( предполагаемые результаты работы)

 - Мы знаем, что имя существительное в именительном  падеже всегда главный член предложения: или подлежащее или сказуемое. Значит, определяем падеж существительного.

 дождь (что сделал?) хлынул, осыпал

 хлынул, осыпал (что?) дождь

           что сделал?

         что?       что?

дождь хлынул и осыпал

 - Чтобы проверить падеж имени существительного подставлю оба падежных вопроса

 Хлынул (кто? что?) дождь (И.п.) - подлежащее

 Осыпал  (кого? что?) склон (В.п.) – второстепенный член предложения

- Существительное лава в И.п. и В.п. имеют разные окончания

  - Да, если заменить существительное, в падеже которого сомневаешься, существительным лава:

каменная лава хлынула и осыпала лаву  

-  Окончания разные, значит разные падежи

 - У него нет предлогов

- Существительные именительного падежа не употребляются с предлогами; у винительного падежа – предлоги есть

 - Посмотреть на наличие предлога или отсутствие предлога

 - Да

 

 - 1) по члену предложения;

   2) заменой существительным 1 склонения

   3) по наличию или отсутствию предлогов

   4) по второму вопросу

 

Из самой верхушки горы вырвался огненный столб и разлил лаву, раскалённый каменный дождь хлынул и осыпал склон.

 - Мы должны потренироваться определить члены предложения в предложениях с омонимичными окончаниями имен существительных

Выпавший снег(Ип) покрыл широкое пастбище(Вп),  голое поле(Вп) и темный лес(Вп).

Самый проворный и веселый зверек(Ип) в наших лесах  - шустрая белка(Ип).

Учительница(Ип) сообщила про сочинение(Вп).

- Самостоятельно определить падеж существительных

(выполняется тест в программе ЕхсеL)

 - Открыть новые способы определения падежа у имен существительных с омонимичными окончаниями

 - Да

-1) определить член предложения;

 2) посмотреть на наличие предлогов;

 3) поставить второй вопрос;

 4) заменить существительным лиса


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выделить предложения и записать их, поставив пропущенные знаки препинания огромная гора сотрясалась от грохота мрачная туча дыма и пепла поднималась над её вершиной туча росла росла и закрыла собой небо молнии разорвали ее на части но туча только густела и разбухала

Слайд 2

О громная гора сотрясалась от гро – хота . М рачная туча дыма и пепла под – нималась над её вершиной . Т уча росла, росла и закрыла собой небо . М олнии разорвали её на части, но туча только густела и разбухала .

Слайд 3

Огромная гора сотрясалась от гро – хота. Мрачная туча дыма и пепла под – нималась над её вершиной. Туча росла , росла и закрыла собой небо. Молнии разорвали её на части , но туча только густела и разбухала.

Слайд 4

Из самой верхушки горы вырвался огненный столб и разлил лаву, раскалённый каменный дождь хлынул , и осыпал склон. Из самой верхушки горы вырвался огненный столб и разлил лаву, раскалённый каменный дождь хлынул и осыпал склон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Именительный и винительный падежи имен существительных" .

Презентация  содержит разнообразный познавательный материал для учащихся; помогает учителю в игровой форме провести словарную работу на уроке, минутку чистописания, физминутку.Также  презент...

Тренажёр "Именительный и винительный падежи имени существительного во множественном числе" 4 класс

Этот материал содержит  презентацию для работы учеников с нетбуками....

Методическая разработка урока русского языка на тему «Именительный и винительный падежи имен существительных 1-го склонения» (УМК «Развивающая система Л.В. Занкова», 3А класс)

Тема: Именительный и винительный падежи имен существительных 1-го склонения.Цель: формировать у обучающихся умение определять именительный и винительный падежи имен существительных 1-го склонения.Зада...

Именительный и винительный падежи имен существительных.

Технологическая карта урока, где раскраваются способы различия именительного и винительного падежей имени существительного....

ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ И ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖИ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ И ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖИ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ...