Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Карпинская Светлана Борисовна

Урок русского языка для 4 класса по теме "Три склонения имен существительных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_4_klass.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

4 класс

Учитель – Карпинская С. Б.

Тема: Три склонения имён существительных

Цели и задачи:

- Дать понятие о трёх склонениях имён существительных

- Сформировать умение определять склонение имён существительных.

- Развитие речи учащихся

Ход урока

I. Организационный момент

- Проверьте свою готовность к уроку. У вас на парте лежат: учебник, рабочая тетрадь№1, дидактическая тетрадь и отдельный листок с заданием.

II. Чистописание

Открыли тетради, пишем соединения заглавной и строчной букв.

Аа, Оо, Ии, Уу, Яя, Ее, Ёё, Ээ, Юю, ы

- Сравним эти буквы:

- Что общего? (гласные)- Чем отличаются? (Обозначающие твёрдость или мягкость предыдущего согласного звука)

- Ещё на какие группы можно разделить? (требующие проверки при письме в безударном положении и не требующие – пять безударных гласных:а,о,и,е,я)

- Запишем сочетания с этими буквами

Ая, яя, ое, ее, ие, ые

- Знакомы вам эти сочетания? (это окончания прилагательных в им.падеже)

- Каких сочетаний не хватает? (ой, ый, ий – мужского рода)

- Допишите их до конца строчки.

III. Проверка домашнего задания

- Когда, ребята, вы последний раз сталкивались в своей работе с окончаниями прилагательных? ( в домашней работе)

- Давайте проверим, как вы справились.

- Откройте дидактические тетради на стр.4. Поменяйтесь тетрадями с соседом. Внимание на экран – сравните с образцом! Поставьте плюс за правильность. Знак готовности в паре - «домик». Верните тетради. Кто получил плюс, поднимите руки.

-Мы видим, не все словосочетания стояли в именительном падеже. Как вы определили окончания прилагательных в других падежах? (задали вопрос от существительного- какое окончание у вопроса, такое и у прилагательного)

-Например, вопрос – какого? (ого,его); какому? (ому, ему); какую?(ую, юю)

IV. Постановка проблемы

- А теперь возьмите листочки. Найдите задание 1. Впишите пропущенные окончания. Знак готовности – рука на локте.

- Проверьте себя сами – внимание на экран.

- У кого совпало с образцом, встаньте! Молодцы, поставьте себе плюс. Что вам помогло выполнить задание – интуиция, правило, чувство языка? ---Почему не так успешно получилось? (правила не знаем- как писать окончания существительных)

- Запутались, где надо И, а где – Е! (у учителя карточки с этими буквами)

- Как вы думаете, есть такое правило? (конечно!)

- Вот сегодня мы и начнём приобретать новые знания, чтобы знать, как проверять окончания существительных в разных падежах.

V. Новый материал - работа по учебнику.

- Откройте учебник на стр.97, прочитайте тему урока

Три склонения имён существительных.

-Все слова вам знакомы?

(имя существительное- часть речи, склонение –изменение по падежам, три – числительное)

- Как вы думаете, какое слова здесь главное? («три»)

-Сколько групп слов видим в упр.178? (три)- Что общего у всех слов?(они существительные)

-Чем отличаются?- назовите общие грамматические признаки каждой группы.

- Осталось слово «склонение»

-Я спрошу, а вы ответьте словами первой группы – нет кого? (лисы, сестры, папы)- Дети отвечают хором.

- Доволен чем?- вторая группа- (гнездом, столом, окном)

- Думаю о чём? – третья группа – ( о степи, о ржи, о глуши)

- Что замечаете?- При склонении слова каждой группы имеют одинаковые окончания! Будешь знать, какого склонения существительное, правильно напишешь окончание в нужном падеже.

- Хотите заглянуть вперёд, увидеть правило, которого мы не знали? Откройте стр. 140. Видите таблицу внизу страницы? Вот наши И и Е!

- Это правило впереди, а сегодня, как вы думаете, какое задание мы можем выполнить, чтобы запомнить склонения? (самим придумать слова)

VI. Самостоятельная работа в парах

 Возьмите опять листочки, найдите таблицу №2, её надо заполнить.  

- Даю подсказку, оглянитесь вокруг – любое слово-существительное подойдёт к одному из столбиков.

- Можно советоваться с соседом. (если дети затрудняются, можно предложить слова для справок, помещённые после таблицы)

-Кто сделал, встал!

Проверка – опрос.

- Какие существительные должны быть в первой графе? (ж.р. и м.р. – а,я)

- Слушаю!.. и т.д.

Те, кто не ошибся, поставьте себе плюс.

VII. Самостоятельная работа индивидуально.

- Я вижу, вы уже немного устали. И приглашаю вас к себе на кухню. Да, да! Я летом делала ремонт на кухне. Прошу! (слайд-фотография). Прочитайте слова на карточках, которые вы видите на доске. С какой темой они связаны? С ремонтом, конечно! Сейчас каждый ученик побывает у меня в гостях и возьмёт себе одно слово.

- Договоримся – ребята с первой колонки берут слова 1 склонения, второй- второго, а третьей – третьего.

Выходите к доске парами от каждой колонки – итого по 6 человек.

- Покажите мне свои карточки. А теперь сравните с образцом- экран.

1склонение: кухня, мама, краска, стена, бригада, плита, вода, уборка, Илья, мечта

2 склонение: ремонт, окно, стол, сахар, мусор, кран, время, объём, ведро, маляр

3 склонение: дверь, соль, мысль, радость, пыль, кисть, зелень, дрель, грязь, дочь

- У кого получилось? Молодцы! Ставим плюс в тетради на полях.

VIII. Работа в тетради.

- Ребята, мы совсем не писали в тетради! Как  вы думаете, что можно теперь написать, после того, как мы так хорошо поработали с отдельными существительными? (предложение)

Положите перед собой учебник - стр. 97. Мы видим картину художника А.А. Пластова. Как она называется? – «Первый снег». Какие чувства у нас вызывает первый снег? ( удивление, радость, волнение)

- Вот и дети на картине радуются, видя первый снег.

Составим предложение про них, используя как можно больше существительных.

- Я начну- Сестра с братом стоят … на крылечке дома и любуются первым снегом.

- Спишите это предложение. (слайд) Найдите в нём существительные, определите их склонение, надпишите сверху зелёной пастой.

- Сравните с образцом. У кого правильно? Ставим плюс.

- Как вы определили склонение? (поставили существительное в начальную форму). Эту работу мы продолжим на следующих уроках.

IХ. Подведение итогов. Рефлексия.

- Что нового узнали на уроке? Все ли были одинаково успешны? Кто доволен своими результатами- получил много плюсов? Что посоветуем тем, у кого ещё не всё получается? Прочитать правила дома, выполнить упражнение, потренироваться, и всё получится!

Х. Домашнее задание

 с. 98- правило, упр. 181


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....