Дополнительный материал к урокам русского языка «Правописание приставок при- и пре- »
занимательные факты по русскому языку (3 класс) на тему

Воронова Лариса Дмитриевна

Правописание приставок при- и пре- обычно вызывает у детей затруднение. Словарный запас учеников начальных классов достаточно невелик. Я заранее выделяю два - три урока на изучения правописания именно этих приставок.  В доступной форме соответстнно  возрасту детей пытаюсь обьяснить им значение приставки при - и значение приставки пре-. Конечно не получается сто- процентного усвоения этой темы. Но  это заставляет детей более внимательно анализировать лексическое значение слова, заставляет запомнить правописание некоторых слов  с данными приставками. Такой дополнительный материал вызывает интерес к предмету, служит расширению словарного запаса школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дополнительный материал к урокам русского языка

«Правописание приставок при- и пре- »

Учитель начальных классов Воронова Лариса Дмитриевна

МБОУ-лицей г. Владикавказ, Республики Северная Осетия Алания

Учащимся начальной школы  бывает затруднительно сразу сориентироваться и правильно написать без ошибок слова с приставками при- и  пре-. По этому при изучении темы «Приставка», я стараюсь максимально доступно объяснить правописание в словах приставок при- и пре-.

Какое же значение придает словам приставка  при- ?

Прошу детей самим объяснить случай написания приставки при-

  • Что общего в значении слов?

Приехал, прибежал, прискакал, приплыл, прилетел.

  • Выделите приставку.  Это легко увидеть – приставка при.  

Вот мы и сделали первый вывод

  • Слова, которые обозначают приближение, пишутся

приставкой при-.

Упражнение на закрепление:

Запишите слова, обозначающие:  

       а) приближение бабушки  Веры Ивановны, золотой рыбки, кобры, орла, старого злого колдуна.

      б) приближения мяча, автомобиля, поезда.

Выпишите из данных слов слова, обозначающие приближение:

Прискакать, прилетел, пригодился, признал, прикатиться, приобрел.

Первое значение приставки при -  - приближение.

 Второе  значение приставки при -.  очень часто бывает необходимость присоединения друг к другу разных предметов: Молоток и гвозди, клей, веревка, иголка и нитка.

Замените одним словом денные словосочетания. Присоединить: 1) с помощью скотча; 2) с помощью веревки; 3) с помощью молотка и гвоздей;  4) с помощью иголки и ниток;  5) при помощи собаки; 6) при помощи слона (5, 6 – шутка)

Определить, какие из данных  слов имеют смысл присоединения: привинтить, прикрутить, приказать, прикрикнуть, пристрелить, прицепить.

Вот вам и второе значение приставки при- присоединение.

Третье значение приставки при -. Записать на доске словосочетания заменить словосочетаниями по схеме имя прилаг. +  имя сущ. (использую приставку при-)

Яма при дороге - придорожная яма,  сад при  школе – пришкольный сад,  город при море - приморский город.

 Попробуйте  разъяснить значение приставки при - в словах. Вот вам и третье значение приставки при-  нахождение около чего-то.

 Четвертое  значение приставки при-. 

Прочитайте предложения. Найдите в них слова, обозначающие незаконченные действия.

Ветер прикоснулся к горячим щекам.

Четвертое значение приставки при - незаконченное, неполное действие.

Упражнения на закрепление.

Заменить одним словом с приставкой при-:

Ненадолго лег, слегка дотронулся, немного поднял, слегка коснулся.

Определить какие из данных слов имеют значение неполного, незаконченного действия:

Приступил, приумолк, приснился, привстал, придумал, приоткрыл, прикинул.

Такие упражнения вызывают интерес у младших школьников. Они помогают расширять словарный запас учащихся.

Что означает приставка пре- ?

Как было бы хорошо свободно писать все слова с приставкой при…. Но  есть приставка пре - ! и сеть опасность написать слово с ошибкой! Необходимо рассмотреть  с детьми случай написания приставки пре-. Случаи написания приставки пре – можно рассмотреть опираясь  на знания детей о правописании приставок. Предлагаю детям при помощи приставки пре – заменить  два слова одним.

Очень добрый – предобрый, очень хороший - …, очень старый - …, очень красивый….

Сами дети могут сделать вывод: приставка пре - значит «очень».

Упражнения для закрепления:

Определите, в каких словах нет приставки пре – со значением «очень»

Препятствие, предобрый, пресветлый, преступный, пребольшой и т.д.

Второе значение приставки пре-  бывает довольно трудно объяснить ученикам начальной школы в силу возрастных особенностей. Но для общего развития пытаюсь сделать в доступной форме. Сразу объясняю детям, что: приставка пре- пишется в тех словах, где она по смыслу схожа с приставкой пере-.

Если мы можем сказать «дерево перегородило путь», то значит можно сказать «дерево прегродило путь». Если мы можем сказать «надо переделать» значит можно написать «надо преобразовать», «дождь перестал» - «дождь прекратился».

Иногда встречаются слова в которых объяснить значения приставки пре- трудно или даже невозможно. Например:  пренебречь, преследование, презрение. Обычно дети с большим интересом увлекаются новыми для них видами работы. Конечно, ошибки будут неизбежны, но интерес заставляет детей больше читать искать в словарях объяснения новых слов. В конечном итоге у детей возникает стремление узнать больше, поделится своими знаниями с другими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка. Правописание приставок. Зима в природе. 3 кл.

Данный урок рекомендован для учителей, работающих по программе "Школа Росии". Урок способствует углублению знаний детей о приставках, их роли в словах; развивает речь; воспитывает любовь к предмету и ...

Урок русского языка. Правописание приставок и предлогов.

1) учить различать приставки и предлоги на письме; систематизировать знания о составе слова; развивать умение разбирать слова по составу; 2) развивать орфографическую зоркость; фонематический слух; у...

Презентация к уроку русского языка Правописание приставок

Данная презентация помогает ознакомить детей с новым понятием - приставка....

Урок русского языка "Правописание приставок и суффиксов в словах"

Формируем умение находить орфограммы в суффиксах и приставках, правильно обозначать буквой безударный гласный или парный по глухости–звонкости согласный звук в приставке или суффиксе, писать слова с с...

Конспект урока русского языка "Правописание приставок"

На уроке учащиеся повторяют написание гласных в приставках. Затем учитель диктует слова, в которых возникает проблема написания согласных букв з и с на конце приставок. Учитель не дает учащимся готово...

Урок русского языка "Правописание приставок и предлогов"

Представлена технологическая карта урока русского языка...