Урок русского языка "Правописание приставок и предлогов"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Харина Наталья Николаевна

Представлена технологическая карта урока русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:


                                                                                                                №71     ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК  И ПРЕДЛОГОВ

Педагогические
цели

Способствовать развитию умений распознавать приставки и предлоги, находить их в тексте, правильно писать приставки и предлоги

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые
результаты
(предметные)

Распознают части речи на основе усвоенных признаков, устанавливают отличие предлогов от приставок,
наблюдают за способами образования слов при помощи приставки, пополняют словарь слов с непроверяемым написанием, выделяют в слове приставки и корни, дают толкование слова

Личностные
результаты

Ориентируются на развитие сотрудничества с учителем и сверстниками на уроке; проявляют способность
к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, интерес к познанию русского языка

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков; строят несложные рассуждения, делают выводы, устанавливают причинно-следственные связи; воспринимают смысл читаемых текстов, выделяют из них существенную информацию.

Регулятивные: проявляют познавательную инициативу, определяют трудности, видят способы их преодоления; выполняют действия по инструкциям, содержащимся в справочном материале учебника; устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: участвуют в диалоге, общей беседе; строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи; ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

Основное содержание темы, понятия
и термины

Приставка, предлог, часть слова и часть речи, орфограмма «Написание приставок и предлогов»; слово с непро-веряемым написанием «желать»; фразеологизм, лексическое значение

Образовательные
ресурсы

1. Учебник, рабочая тетрадь.

2. презентация

Организационная структура  урока

Этапы урока

Формы,
методы, методические
приемы

Деятельность учителя

I. Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)

Фронтальный. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей
на столе

II. Чистописание

Фронтальная, индивидуальная. Практический. Письмо

– Прочитайте пословицу, запишите и объясните ее смысл.

На доске:

Без муки нет науки

Выполняют письмо
по образцу

III. Создание проблемной
ситуации.
Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный.
Беседа. Практический. Письмо

– Без труда и стараний знания нам, действительно, не достаются. И вот вам первое испытание сегодняшнего урока. На доске
два столбика слов:

   (в)бежал         (в)комнату

   (от)бежал        (от)остановки

   (за)ехал         (за)линию

   (у)селся         (у)дерева

Анализируют слова, предложенные учителем; находят критерии для их классификации, выбирают вариант написания
и объясняют его.

На основе анализа языкового материала

Работа в группах.

– Прочитайте слова. Что вы заметили? (В одном столбике глаголы с приставками, в другом существительные с предлогами.)

– Поработайте в группах, запишите эти слова, раскрывая скобки.

- Что у вас получилось? С какой проблемой столкнулись?

– Какую тему мы будем изучать
сегодня на уроке?
(Правописание приставок и предлогов.)

– Чему должны научиться? (Различать приставки и предлоги.)

делают выводы
о том, какова тема урока, и высказывают предположения
о цели урока

IV. Актуализация знаний.

Работа с учебником (упр. 257,
с. 131)

Фронтальная. Словесный.

Беседа. Наблюдение над языковым материалом. Решение
проблемной
ситуации

– Вспомните, что нам известно
о приставках и предлогах.

– Посмотрите на словосочетания
в упр. 257 учебника: найдите
в них приставки и предлоги.
Сравните их звучание и состав. Сравните их написание

Выясняют, что предлоги и приставки
могут одинаково звучать и состоять
из одних и тех же букв, однако приставки пишутся со словами слитно, а предлоги – раздельно. Выполняют задания
(учебник, упр. 257)

V. Усвоение
новых знаний
и способов действий.

Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа

– Расшифруйте пословицу
из упр. 258. Объясните ее смысл.

– Найдите в учебнике (с. 132)
правило о правописании при-

Выполняют устно
задание упр. 258, объясняют значение пословицы.

1. Работа
по учебнику
(с. 132, упр. 258)

ставок в словах и предлогов
со словами.

– Попробуйте сделать вывод: как отличить предлог от приставки?

Работают с теорети-ческим материалом учебника (с. 132),
пытаются ответить
на проблемный вопрос, поставленный учителем

2. Выполнение
упр. 182 в рабочей тетради

Фронтальная, работа в парах. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо

Организует работу с упражне-
ниями, контролирует их выпол-
нение

Работают в парах, упражняясь в выборе подходящих по смыслу предлогов, соединяющих слова
в предложениях

Физкультминутка

Коллективная. Практический. Пальчиковая гимнастика

Вы, наверное, устали?      Ну, тогда все дружно встали,

Ножками потопали,         Ручками похлопали.

Покрутились, повертел       И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,   Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем       И работать продолжаем

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

3. Работа
по учебнику
(упр. 259)

Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, коммен-
тированное письмо

Поясняет задание, контролирует правильность выполнения

Отрабатывают умение различать при-ставки и предлоги

VI. Закрепление знаний
и способов действий.

1. Работа
по учебнику - . Словарно-ор-фографическая
 работа: слово
с непроверяемым написанием «желать»

Парная.

Словесный, наглядный, практический. Беседа, письмо

Знакомит с новым словом с непроверяемым написанием, организует работу по запоминанию написания слова, а также лексическую работу

 Работают
со словарным словом «желать»: выя няют значение и написание слова. Записывают словосочетания «пожелать счастья», «высказать
желание».

Выделяют в словах приставки и корни

2.  Лексическая работа (учебник, упр. 261)

Групповая.

Словесный
(ответы на во-просы). Индивидуальный
(представление творческих работ). Практический
(письмо)

Прочитайте фразеологизмы
(учебник, упр. 261). Попробуйте объяснить их лексическое значение. Определите, к какому фразеологизму относится предложенный рисунок. Какие рисунки можно придумать к другим фразеологизмам?
*

– Запишите понравившиеся вам три фразеологизма, выделите
в них приставки и обозначьте предлоги.

– Составьте предложение
с одним из фразеологизмов

Объясняют лексическое значение фразеологизмов, предложенных каждой группе, находят соответствие между рисунком
и фразеологизмом;
защищают самостоятельно выполненные творческие
работы.

Выполняют письменное задание, выделяют приставки и находят предлоги

3. Выполнение упражнений
в рабочей тетради (183)

Индивидуальный. Практический. Письмо

Поясняет задание, контролирует правильность выполнения

Составляют словосочетания (в упр. 183)

VII. Рефлексия учебной деятельности
на уроке (итог)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

– Какое открытие сделали на уроке? Что нужно знать о правописании приставок и предлогов?

– Как отличить приставку
от предлога?

– Какой вид работы понравился больше?

– О чем хотели бы узнать подробнее?

Отвечают на во-
просы

Домашнее
задание
(учебник, упр. 260,
рабочая тетрадь, упр. 184)

Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие
записи

– Прочитайте слова. Что вы заметили?

– Поработайте в группах, запишите эти слова, раскрывая скобки.

   (в)бежал         ______________       (в)комнату__________________

   (от)бежал  ______________            (от)остановки_______________

   (за)ехал _______________            (за)линию__________________

   (у)селся _______________            (у)дерева__________________

– Прочитайте слова. Что вы заметили?

– Поработайте в группах, запишите эти слова, раскрывая скобки.

   (в)бежал         ______________       (в)комнату__________________

   (от)бежал  ______________            (от)остановки_______________

   (за)ехал _______________            (за)линию__________________

   (у)селся _______________            (у)дерева__________________

– Прочитайте слова. Что вы заметили?

– Поработайте в группах, запишите эти слова, раскрывая скобки.

   (в)бежал         ______________       (в)комнату__________________

   (от)бежал  ______________            (от)остановки_______________

   (за)ехал _______________            (за)линию__________________

   (у)селся _______________            (у)дерева__________________

– Прочитайте слова. Что вы заметили?

– Поработайте в группах, запишите эти слова, раскрывая скобки.

   (в)бежал         ______________       (в)комнату__________________

   (от)бежал  ______________            (от)остановки_______________

   (за)ехал _______________            (за)линию__________________

   (у)селся _______________            (у)дерева__________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация + конспект урока русского языка по теме: Предлог. Раздельное написание предлогов со словами.2 класс. Школа 2100.

Урок изучения нового. Материал преподносится детям в занимательной, игровой форме, построенной на элементах драматизации.На уроке ученики вместе с Буратино и Мальвиной повторят изученные части речи и ...

Конспект урока русского языка на тему " Предлог. Роль предлога в речи."

Конспект урока русского языка на тему " Предлог. Роль предлога в речи."...

Конспект урока русского языка на тему: "Предлог как часть речи. Роль предлога в речи." (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя:·        формирование знаний о правописании предлогов;·        развитие умения употреблять...

Конспект урока русского языка по теме: "Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи."

Цели деятельности учителя: формирование представлений о предлогах и их роли в речиПланируемые результатыПредметные: знать что такое предлог; уметь его отличать от других частей речиЛичностные: проявля...

Конспект урока русского языка по теме: «Предлог. Роль предлогов в речи и их функции»

В данном материале размещен конспект урока русского языка по теме: «Предлог. Роль предлогов в речи и их функции»...

Технологическая карта урока русского (2 класс). Тема: "Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи". УМК «Школа России»

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о предлоге, как о служебной части речи.Задачи урокаДидактические:1. учить распознавать предлоги среди других слов и в пре...