Методическая разработка уроков русского языка в совмещённом класс-комплекте
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Платонова Нина Николаевна
Урок проводится в малокомплектной школе в условиях совмещенного класс – комплекта (1 и 4 классы). Для достижения эффективности урока используются современные образовательные технологии – создание проблемы, использование дидактической игры, что способствует активизации мыслительной, познавательной деятельности, обучение в сотрудничестве (в парах и в группе), учащиеся имеют возможность оценить свои действия, действия товарищей и анализировать их, здоровьесберегающие технологии (различные виды физминуток, смена видов деятельности). Главным критерием считаю интерес и вовлеченность в деятельность детей на уроке. Вовлекаю учащихся в ситуации, необходимые для освоения тех или иных компетенций: коммуникативной, общекультурной, информационной и компетенции личного самосовершенства. Урок в 1-ом классе длится 35 минут, а в 4 –ом классе – 45 минут. По окончанию своего урока первоклассники занимаются в классе в игровой зоне (собирают пазлы, раскрашивают раскраски, играют в настольные игры).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_urokov_russkogo_yazyka-platonova_n.n.docx31.95 КБ

Предварительный просмотр:

1 КЛАСС

4 КЛАСС

Тема урока: Безударные гласные в корне слова.

Тема урока: Глагол

Цель урока: Формирование навыков правописания безударных гласных.

Цель урока: Актуализировать знания учащихся о части речи – глагол.

Планируемые результаты:

Предметные:

-умение распознавать безударные гласные, подбирать проверочные слова;

-вырабатывать навык грамотного письма;

-подбирать к существительным подходящие по смыслу имена прилагательные (не называя данных терминов).

Коммуникативные:

-работать в паре, в группе, вести диалог, проявлять активность во взаимодействии в игре для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные:

-оценивать собственную деятельность, самостоятельно выполнять задания учителя в соответствии с поставленной целью.

Личностные:

- развитие доброжелательности, уважение к культуре.

Планируемые результаты:

Предметные:

-закрепят знания о глаголах;

-формирование умений находить в тексте глаголы;

-правильное использование глаголов в речи;

- получат опыт наблюдения над значением слов и включение слов в предложения.

Коммуникативные:

-работать в группе, вести диалог, проявлять активность во взаимодействии в игре для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные:

-оценивать себя, товарища, границы своего знания и незнания, осуществлять самоконтроль.

Личностные:

- развитие доброжелательности, уважение к культуре.

Место урока в системе образовательного процесса:

Урок проводится в 3 четверти, уроки письма  в  послебукварный период, 1-ый урок по данной теме.

Место урока в системе образовательного процесса:

Урок проводится в 3 четверти, раздел «Части речи», тема «глагол» - 1-ый урок; комплект «Школа России», учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. «Русский язык, 4 класс 2 часть».

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Тип урока: урок  систематизации знаний.

Используемое оборудование: музыкальное сопровождение (Л. Бетховен «К Элизе», песня «Голубой вагон»), презентация к уроку, ромашка,  1 класс – рисунок подснежника, кубики, 4 класс - перфокарты, индив. карточки,  корзинки с карточками, толковые словари для учащихся, карточки для рефлексии.

Исполь-зование дидакти-ческого материа-ла

Деятельность учителя

Деятельность ученика

(1 класс)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

(4 класс)

Исполь-зуемые совре-менные образо-ватель-ные техноло-гии

Рисунок большой ромашки со словами на лепестках

I. Психологический настрой на урок (Л Бетховен « К Элизе»)

Я очень рада видеть ваши веселые глазки. Вижу, что вы готовы к уроку. Предлагаю  выбрать лепесток с нашей ромашки (уч-ся выбираю лепесток и объясняют почему).

У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся в очередное путешествие по Великой стране Русский  язык. Удачи вам и новых открытий.

За работу! Проведем пальчиковую гимнастику.

Утром в школу мы бежим.

На мороз мы не глядим.

Под ногами снег скрипит,

В небе солнышко блестит.

На уроке тишина,

А на улице ….(зима)

Покажите пальчикам, как светит солнце летом, а как зимой. Лепим снежный ком, разминаем пальчики, чтобы они хорошо писали (музыка выключается).

II. Минутка чистописания.

Начинаем урок с минутки чистописания. На доске буквы м, а, з, и.

Задание:

Найдите гласные буквы. Докажите.

Повторим их правописание.

и а и а

(показываю на доске)

Работают в тетрадях.

Запишите сочетания из этих 4 букв, каждый раз меняя их местами.

По 1 ученику «по цепочке» записывают на доске.

Среди получившихся сочетаний спрятано слово, которое обозначает имя сущ. ед. числа. Подчеркните это слово. Докажите, что это имя существит..

III. Постановка учебной задачи.

Слайд 2

Перфокарты 4 кл.

 

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Найдем, какое слово спряталось в работе 4-классников. Запишем это слово. Выделим ударные и безударные гласные.

Сегодня утром Снеговичок принес нам телеграмму. Наши друзья из лесной школы просят помощи. Объясните, какие буквы пропущены. Какие звуки обозначают?

В написание каких гласных мы чаще всего допускаем ошибки? Почему обращаем внимание на написание безударных гласных?

Определим тему урока. Поставим перед собой цели.

Запишите предложение в тетради. Выделите пропущенные безударные гласные.

В л.су живёт л.са.

Работа в группах.

Высказывают свои предположения каждая группа. Выбираем верное рассуждение.

Записывают предложение.

Узнать

Научиться

(слова на доске)

.

Образуйте от данного слова однокоренное слово, которое отвечает на вопрос что делать? К какой части речи отнесем новое слово.

Определите тему урока. Какие цели поставим перед собой?

Выполним упр.1 в учебнике.

Проверка.

Объяснения учащихся.

Глагол.

Обобщить:

Научиться:

(Слова на доске)

Выполняют задание по перфокартам. (Самопроверка - внутри перфокарты)

Работа в парах.

Проблемное обучение

Обучение в сотрудничестве (в группе)

Физминутка для глаз по кругам Ф. Базарного.

Здоровьесберегающие технол-гии

IV. Решение учебной задачи.

IV. Словарная работа

Слайд 6

Слайд 7

Какое время года приходит после зимы. Запишем с проверкой.

Православные отмечают праздник, когда зима встречается с весной.

Объясняют написание слова весна

1 ученик работает у доски.

Есть волшебная страна,

Что распахнута пред вами.

Та, которая словами,

Как людьми, заселена.

Правит ими государь

По прозванию Словарь. Отданных слов образуйте глаголы и запишите.

Будьте внимательны, обратите внимание на огоньки.

Задание на внимание: используем буквы записанных слов по такому принципу: 1слово - 1 буква, 2 слово -2 буква, 3 слово – 3 буква и т.д.

Самост. работа

(Самопроверка с доски)

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Какое слово получилось? (Сретение)

Кто знает, что это за праздник?

Иисус Христос родился 7 января – праздник Рождество Христово. Когда исполнилось 40 дней, младенца принесли в храм. 

 Его встретил старец Симеон, который по преданиям жил 300 лет. Этот день празднуется православными крестьянами. Праздник называется Сретение Господне, что означает «встреча». Сретение символизирует встречу Ветхого Завета с Новым Заветом, принесенную в мир Иисусом Христовом.

Православная церковь празднует Сретение 15 февраля. Праздник приходится на середину февраля.

В народе считали, что в этот день зима встречается с весной, они борются – кому уходить, а кому оставаться. Морозы чередуются оттепелями, появляются сосульки. С этого дня погода могла преподнести самые разные сюрпризы – то сретенские морозы, то сретенские оттепели.

V. Решение учебной задачи.

Карточки – 4 кл.

1.Какие гласные мы всегда должны проверять?

Если буква гласная

Вызвала сомнения,

Ты немедленно ее

Ставь под ударение.

Ударение над гласным

Может сделать букву ясной.

Разучивание правила

1.Работа с карточкой

Музыкальная танцевальная  физминутка.

Толковые словари -4 кл.

Рисунок подснеж-

ника с задания-

ми на лепестках- 1кл.

Нарисованные корзинки, карточки со словами.

2.Снеговичок дарит нам подснежник.

Какой сделаем вывод, как проверить безударные гласные

3. Из данных слов выберите те, которые отвечают на вопрос что? Подберите к ним подходящие по смыслу слова, отвечающие на вопрос какой?

Проверка.

По 1 ученику работают на доске, остальные работают в тетрадях.

Сн.жок -…..

Самос. работа

2.Как вы понимаете значение слов: Лютый –

Лик –

Сулят –

Объясните правописание пропущенных букв.

Подчерните глаголы, определите число и время.

Объясните знаки препинания в последнем предложении.

3.Игра «Собери корзинку»

Работа со словарем в парах.

Ответы уч-ся

Работа в группах.

1 группа – весна, 2 группа – зима.

Исследовательская работа

Техноло-

гия использо-

вания игровых методов

Техноло-

гия использо-

вания игровых методов

VI.Рефлексия.

Пора заканчивать урок и подвести итоги.

Какие цели мы ставили?

Что было трудным на уроке?

Что понравилось? Оцените свою работу. Построим башню знаний.

Из кубиков строят башню: желтый цвет – все понял и усвоил;

зеленый – есть над чем поработать; красный – испытываю трудность, прошу помощи.

Проверка.

Записать мини – сочинение по своим опорным словам. Зима – это глаголы настоящего времени, а весна – глаголы будущего времени.

Проверка.

Самост. работа

Слайд 14

VI.Рефлексия.

Подведем итоги нашей работы.

Чего достигли на уроке?

Какие цели достигли?

Оцените каждый  свою работу.

Дом.зад. –упр.8

Ответы уч-ся.

Выбирают карточки:

1.Урок полезен – все понятно.

2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

3.Еще придется потрудиться.

4. Да, трудно все-таки учиться.

Приложение.

Ромашка с лепестками:

1 – Ожидающее  (Жду от урока новых открытий)

2 – Спокойное (Не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу спокойно работать дальше)

3 – Приподнятое (Я люблю этот урок. Мы выполняем интересные задания)

4 –Ликующее (Рада, что начинается мой любимый урок)

5 – Грустное (Мне грустно, на этом уроке для меня много трудностей)

1 класс.

Подснежник с лепестками –словами:

Сн.жок,  гн.здо,  гр.чи,  кл.сты,  з.мля, п.ля.

4  класс.

Перфокарты:

Глагол обозначает ______________

Глаголы отвечают на вопросы _________

Глаголы изменяются ___________

                                     ___________

Карточка:

Прочитайте. Спишите выделенные предложения, вставляя пропущенные буквы.

Дружно з.вут февраль лютым. Г.в.рят: у февраля два друга – метель да вьюга. Тёплый февраль пр.носит холодную весну. Длинные февральские  сосульки сулят долгую  зиму. Февральский снег весною пахнет, хоть февраль и зли(т, ть)ся, но весну чует. Да ведь он и другой лик имеет. Он – бокогрей: лесному боярину бок согрел в берлоге.

Корзинка со словами:

Журчит ручей, трещат морозы, кружатся снежинки, воет вьюга, звенит капель, тает снег, появились проталинки, снег искрится, лес просыпается, пробудилась земля, посыпался иней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".

На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....

Методические разработки уроков. «Русский язык» авт. В.П.Канакина 1 класс (50часов, 5 уроков в неделю) НАША РЕЧЬ (2ч.)

Методические разработки уроков.«Русский язык» авт. В.П.Канакина1 класс(50часов, 5 уроков в неделю)НАША РЕЧЬ (2ч.)...

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...

Методическая разработка урока русского языка "Перенос слов" (урок-путешествие)

Методическая разработка урока русского языка "Перенос слов" предназначена для учащихся 2 класса. Тип урока: Изучение нового. Методы. Словесный, наглядный, практический.Методики. Ди...

Методическая разработка урока русского языка "Урок письма" (3 класс)

Тема урока: "Правила написания писем".Цель урока. Возрождение русских традиций эпистолярного жанра, получение первоначальных навыков правильного написания письма....

Методическая разработка урока русского языка « Что такое предложение" по программе « Школа России» 2 класс УМК : "Русский язык" В.П. Канакина, В.Г.Горецкий

Методическая разработка урока  русского языка во 2 классе по теме «Что такое предложение»    включает в себя план-конспект урока. Материал может быть использован для проведе...