Мягкий знак в конце существительных после шипящих.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Пенкина Наталья Юрьевна

Урок расширяет знания о функциях мягкого знака ,учит детей правильно писать имена существительные с шипящим на конце.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Подготовила учитель начальных классов Пенкина Н.Ю.

                  ТЕМА : Мягкий знак в конце существительных после шипящих.

                 КЛАСС : 3 (1-4)

                ОБОРУДОВАНИЕ : учебник «Русский язык», карточки с заданиями для исследовательской работы в группах, опорные карточки со словами «дочь», «глушь», опорная таблица с алгоритмом, индивидуальные таблицы с алгоритмом, индивидуальные карточки с заданиями.

                 ТИП УРОКА : сообщение новых знаний.

                  ЦЕЛЬ УРОКА :

                 научить детей правильно писать имена существительные с шипящими на конце.

                  ЗАДАЧИ УРОКА :

1. Углубить знания о функциях мягкого знака: показатель мягкости согласных, разделительный мягкий знак, показатель женского рода имен существительных после шипящих; формировать умение распознавать существительные женского и мужского рода с шипящими звуками на конце.

                 2. Развивать орфографическую зоркость, речь, новые орфографические возможности письма, обогащать словарный запас учащихся.

                 3. Воспитывать культуру общения, уважение к русскому языку, умение работать самостоятельно и коллективно.

                                       

                                                 ХОД  УРОКА.

     1.   ОРГАНИЗАЦИОННОЕ    НАЧАЛО.

    ( проверить готовность, посадку, создание мотивации на предстоящую деятельность)

   _ Сегодня на уроке мы познакомимся с новой темой, которую, я думаю, вы сами сможете определить по ходу урока. Будем работать вместе и самостоятельно.

    2.   ЧИСТОПИСАНИЕ.

         

       На доске :  з, ч, ф, с, ш, ц, ж, ч

    _  Выберите буквы, обозначающие шипящие звуки. Запишите их поочерёдно в тетрадь.

   3.  АКТУАЛИЗАЦИЯ   ЗНАНИЙ. ( повторение изученного о мягком знаке)

     На доске :

        Кон_ки,  друз_я,  вороб_и,  ладон_,  ден_,  лист_я.

    _ Прочитайте  слова самостоятельно, подумайте, какие буквы пропущены и запишите слова в два столбика по пропущенным орфограммам. (1 человек за доской.)

       Проверка.

   _ Почему разделил слова на такие группы?

       ( Ь- показатель мягкости согласного,  разделительный мягкий знак)

 ВОПРОС № 1 (на доске)

             

                                1. ЧТО  МЫ  ЗНАЕМ  О  РОЛИ   Ь?

                                2. ЧТО  ХОТИМ  УЗНАТЬ?

                                 3. ЧТО  УЗНАЛИ?

 

     4.  ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ  (создание ситуации, приводящей к проблеме)

      _Предлагаю вам слово :

             

                                                     ДОЧЬ

      _К какой группе вы отнесёте это слово?

      _Почему?

   

     _ Давайте понаблюдаем за словом.

     _Произнесите последний звук?  ( [ч]-мягкий )

     _ Какой он? (Согласный, шипящий, мягкий)

     _ Что вы можете сказать о написании слова? (на конце слова после ч написан ь)

      _ А теперь в слове  дочь я закрою Ь. Прочитайте, произнесите звук на конце.

          (звук произносится, так же как и с Ь)

     _Куда определим слово дочь ? (к 3 группе)

     

       Предлагаю другое слово          ГЛУШЬ

     

     _ Как понимаете это слово?   (работа со словарём)

     _Произнесите последний  звук.

     _Какой он?

     _Что скажите о написании слова ?

     _ А теперь в слове ГЛУШЬ я закрою мягкий знак. Прочитайте, произнесите звук на конце.

    _ Куда определим слово ГЛУШЬ ?  (к 3 группе)

   

                                                           ДОЧЬ

                                             

                                                          ГЛУШЬ

    _Почему в этих словах пишется мягкий знак ?

                    Проблема.

    _Хотите узнать почему?

  ВОПРОС  №2 (на доске)

                            2. ЧТО   ХОТИМ   УЗНАТЬ?

      _Сегодня мы узнаем, когда после шипящего пишется Ь и тема нашего урока звучит так:

                МЯГКИЙ ЗНАК В КОНЦЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ.     (на  доске

       

        5.  ОТКРЫТИЕ ДЕТЬМИ НОВОГО ЗНАНИЯ.

      _Предлагаю поработать в группах. Вы выбрали в каждой группе ведущего исследователя. Внимательно читайте задание и «шаг за шагом» выполняйте работу.

         Работа в группах.  (карточка 1)

     _Каждая группа оформляет работу на листе А4.

       Защита выводов ведущими исследователями.

    1 группа     У существительных после шипящих на конце Ь пишется только в Ж.Р., а в М.Р. не пишется.

     _А  2 и 3 группы, к каким выводам пришли?

     _Молодцы! Смогли сами сформулировать правило. Давайте проверим не ошиблись ли мы?

       Работа с учебником стр. 29, правило.

     _Читаем правило, сравниваем.

     _Открою вам небольшой секрет, чтобы лучше его запомнить: женщины - мягкие, добрые и у существительных Ж.Р. пишется Ь, а мужчины  - суровые, твёрдые и у существительных М.Р. Ь не пишется.

   

         6. ВОЗВРАЩЕНИЕ  К  ПРОБЛЕМЕ.

      _Почему в словах 3 столбика на конце пишется Ь?  (Ж.Р.)

      _Убираю Ь.

     _Какова роль Ь в этих словах? (указывает на Ж.Р. существительных с шипящими на конце).

       _Это орфограмма. Будем обозначать её так     ЧЬ,  ШЬ

        7.  СОСТАВЛЕНИЕ   АЛГОРИТМА.

       _ Давайте составим алгоритм (план действий) при написании существительных с шипящими на конце.

           СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ  С  ШИПЯЩИМИ  НА  КОНЦЕ

                                                                                     

                                                       РОД

                           

                     

                  Ж.Р.                                                                 М.Р.

         

                                                               

                      Ь                                                                    ___

8. ПЕРВИЧНОЕ  ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

          стр. 30, упр. 46   по вариантом.

9. МОМЕНТ  КОНТРОЛЯ.

          Взаимопроверка.

_Поднимите руку, кто справился без ошибок. Что вам помогло?

10. ИГРА.

    _Отгадываем вместе загадки. Если в слове-отгадке надо писать Ь- встают девочки, если в слове- отгадке не надо писать Ь, то встают мальчики.

                                       ЗАГАДКИ.

 1) Бабушка седа - бела

      Зимой всем мила,

      А как лето наступает

      Про бабушку забывают.

                                          ( печь)

2) По пустому животу

     Бьют меня, а я молчу

     Метко сыплют игроки

    Мне ногами тумаки.

                                          (мяч)

3) Серый шарик под лавкой шарит.

                                           (мышь)

4) Беленькие горошки

     На зелёной ножке.       (ландыш)

5)  У речки стоит, при ветре шуршит.

                                              (камыш)

6) Чёрный Ивашка, деревянная рубашка.

     Где носом пройдёт, там заметку кладёт.

                                                ( карандаш)

11. ИТОГ  УРОКА.

_Обратимся к ВОПРОСУ №3.

_Что было трудным, интересным, лёгким?

12. ДОМАШНЕЕ   ЗАДАНИЕ:

             Выучить алгоритм,

              стр.29, правило, стр. 31, упр. 48

13. РЕФЛЕКСИЯ.

       _Положите кружок в один из этих конвертов.

       1. Понял, могу

          помочь другому.    

      2. Понял.                    

      3. Понял, но нужна    

          помощь.

      4. Ничего не  понял.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс Тема: Мягкий знак на конце существительных после шипящих.

Урок русского языка 3 класс. Учебник "К тайнам нашего языка" М.С. Соловейчик.На уроке использованы упражнения для интеллектуального развития учащихся, также применены групповые формы работы с ра...

Открытый урок русского языка в 3 классе "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

Открытый урок русского языка  с применение технологии проблемного обучения...

урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих" проблемно - диалогическая технология...

урок по русскому языку 3 класс "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

Конспект урока по русскому языку по теме:"Мягкий знак на конце существительных после шипящих".На уроке используется работа в парах,проблемная ситуация,дети учатся сравнивать, анализировать, выдвигать ...

Дидактические карточки "Мягкий знак на конце существительных после шипящих", 3 класс

Дидактические материалы в помощь учителю для индивидуальной работы с учащимися...