Конспект урока по русскому языку.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Кузовлева Дарья Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_v_1_klasse_perenos_slov.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 1 классе

Учитель: Кузовлева Д.В.

 Учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык, 1 класс.

УМК «Школа России»

Тема: Перенос слов.

Цель: Ознакомление  обучающихся с правилами переноса слов.

Задачи: 

1. Формирование предметных умений:

правописные умения- делить слова на части для переноса;

- оформлять предложение на письме (большая буква в начале предложения, знак препинания в конце предложения);

учебно-языковые умения- делить слова на слоги, ставить ударение;

речевые умения- правильно списывать слова и предложения; проверять написанное, сравнивая с образцом.

2. Формирование метапредметных умений:

личностные умения- принимать и осваивать социальную роль ученика

- устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?);

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- определять общие для всех правила поведения;

- осознавать роль языка и речи жизни людей;

регулятивные умения: 

- готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке;

познавательные умения:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

- проводить анализ учебного материала;

- сравнивать и группировать буквы, слова;

- делать выводы в результате совместной работы учителя и класса;

коммуникативные умения: 

- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- учиться работать в паре.

        Ход урока

Организационный этап

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

На уроке не зевать,

А работать и писать.

- Проверьте, все ли у вас готово для работы: учебник русского языка, тетрадь, письменные принадлежности. Все ли на своих местах?

- Откройте тетради и запишите сегодняшнее число, диктуя по слогам. Проверьте по образцу, написанному на доске.

Мотивация

- Какую тему изучали на прошлом уроке? Чему учились?

(Тема: Слово и слог. Мы учились определять сколько в слове слогов. Какие слова нельзя разделить на слоги.)

- Кто вам сообщил новые знания? (Открыли сами.)

- Как вы думаете, всему ли вы научились по этой теме? (Нет.)

- Полученные знания пригодятся нам для дальнейшего? (Да.)

 - Что вы предлагаете? (Продолжить работу.)

- Чем будем заниматься на уроке? (Закреплением и узнаем что-то новое.)

- Как будете открывать новые знания? (Определим чего мы не знаем и сами будем разбираться.)

- С чего начнем? (С повторения.)

Словарная работа

л.исица          к.р.ндаш                    в.рона

п.нал               в.р.бей

- запишите слова в тетрадь, вставив нужную букву, подчеркните гласные, написание которых надо запомнить.  

(Далее выполняется самопроверка по эталону).

Актуализация опорных знаний

Из нашего ряда словарных слов назовите лишнее. (Пенал – это слово двусложное)

- Как это определили? (Сколько в слове гласных столько и слогов.)

- Предлагаю поиграть в игру «Молчанка». Я показываю слово, а вы поднимаете карточку, где указано, сколько в слове слогов.

(Слова: ужин, кто, пила, мальчик, бумага, ягода, мед, василек, мел, утенок и т.д.)

(Учащиеся читают слова, поднимают карточку, указывающую на количество слогов в слове.)

- Что мы сейчас повторили? (Словарные слова и правило деления слов на слоги.)

Актуализация и фиксирование затруднения

- Какое следующее задание я вам должна предложить? (пробное, в нем будет содержаться что-то новое.)

- Чем оно интересно? Для чего оно нужно? (С помощью таких заданий мы определим чего не знаем.)

( Учитель записывает на доске предложение, которое не помещается на одну строчку.

Иней украсил веточки деревьев.)

- Какая проблема перед нами встала? (Слово не помещается на строку.)

-Как поступить, если при написании слово не помещается на строку? (Как-то перенести на следующую строку.)

- Как выдумаете, переносить слово с одной строки на другую можно как захочет пишущий или нужно знать правила переноса? (Предполагаем, что слова переносить нужно по определенным правилам.)

Построение проекта

- Определите цель нашего урока. (Научиться переносить слова.)

- Какая будет тема урока? (Перенос слов.)

- По какому плану будем работать? (Узнаем правила, поупражняемся в переносе слов, будем учиться применять новое знание при письме предложений.)

Открытие нового знания

- Как же нам перенести слово? ( Дети: при переносе слова его надо поделить на 2 части. Мы уже умеем делить слова на части – на слоги. Значит, можно предположить, что  слово надо переносить по слогам.)

- То есть, как можно перенести слово веточки? (Ве – точки, веточ – ки)

- Давайте проверим. Запишем предложение. По небу плывет пушистое облако.

(Учащиеся записывают.)

- Разделите каждое слово на слоги

(Учащиеся карандашом проводят вертикальные линии.)

- Вот так можно перенести слова с одной строки на другую.

( Учитель показывает запись, выполненную заранее: По не-бу плы-вет пушис-тое об-локо.)

- Сформулируйте по записи на доске правило переноса. ( Чтобы перенести слово с одной строки на другую, надо разделить слова на слоги.)

( Учитель предлагает прочитать правило переноса в стихах и запомнить его.)

Перенос веди толково,

Чтобы дело шло на лад,

Раздели на слоги слово

Как на дольки шо-ко-лад.

Первичное закрепление

(Дети получают карточку для самостоятельной работы.)

Задание. Раздели слова для переноса.

Арбуз, армия, полка, земля, красный, сладкий, храбрый, Денис, гроза.

(Фронтально разбираются 3 слова; следующие три слова разбираются в парах; следующие 3 слова – самостоятельно._

Проверка по образцу.

Ар – буз, ар – мия, пол – кА, зем – ля, крас – ный, слад – кий, храб – рый, Де – нис, гро – за

Физкультминутка

  Зайка, заинька сидит
 И ушами шевелит.
 Зайке холодно сидеть,
 Надо лапочки погреть,
 Зайке холодно стоять,
 Надо зайке поскакать.
 Кто-то зайку напугал,
 Зайка прыг и ускакал.

Проблемный вопрос

- Можно ли перенести с одной строки на другую слово кит? (нет, т.к. в слове кит1 слог.)

- Можно ли перенести слово осень? (2 мнения: можно: о-сень; нельзя: 1 буква на строке не остается.)

- Послушайте стихотворение и сделайте вывод.

Мы изучали перенос,

Вот как слова я перенес:

Едва я перенес:

Е-два,

И получил за это «два»,

Укол я перенес:

У-кол

И получил за это «кол»,

Опять я перенес:

О-пять,

Тепер, наверное, будет «пять»?!

- Так получит мальчик оценку «пять»? (Нет.)

- Почему? Объясните. (Из стихотворения мы поняли, что одну букву нельзя оставлять на строке.)

(На доске появляется второе правило переноса.)

Одну букву не оставляют на строке и не переносят на другую строчку.

- Придумайте подобные слова, которые нельзя переносить. ( Аня, Оля, ежик, оса и т.д.)

Применение нового знания

  1. Упражнение в делении слов для переноса.

Диван, барсук, мяч, оса, бабочка, тетрадь, калач.

(Учащиеся выполняют на доске и в тетрадях с объяснением и проговариванием правила.)

- Чтобы убедиться, что мы овладели новыми знаниями что вы должны выполнить теперь? (Самостоятельную работу.)

  1. Выборочный диктант.

- Из каждой пары слов выбери только одно слово, которое можно переносить.

Ольга – Оля, Ирина – Ира, Петр – Петя, елка – ель, шары – шар

(Взаимопроверка после выполнения задания.)

  1. Верно ли поставлен знак переноса:

Ст – ол, ру – ки, ма – лина, пена – л, у – рок, ст – риж

(Проверка по образцу.)

  1. Списать слова в два столбика:

В первый – двусложные,

Во второй – трехсложные.

Разделить слова черточками для переноса.

Дописать в каждый столбик по 1 слову.

Дорога, ягода, ветер, кино, пенал, карандаш, каток, осина, груша.

(Проверка по образцу.)

Рефлексия

- Какая была цель урока? (Научиться делить слова для переноса.)

- Достигли мы ее? (Достигли.)

- Как это доказать? (Знаем правила. )

(Рассказывают изученные правила)

- Как вы открыли новое знание? (Составили план.)

- Оцените свою деятельность на уроке.

( На доске с помощью веселых и грустных Смайликов)

Домашняя работа по желанию.

Упр. 4, с. 38 (учебник).

(Учитель уточняет задание.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Роль этимологии в изучении русского языка"

Формировать представления детей о значении и происхождении слов русского языка, прививать любовь к родному языку....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).

Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....