Урок русского языка "Правописание окончаний имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку на тему

тема урока "Правописание окончаний имен существительных"

Цель урока: закрепит умение правильно писать безударные падежные окончания имен существительных 1,2.3 склонения в родительном. дательном и предложном падежах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt1.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Карточки для работы

в парах сменного состава

Карточка 1        

Комната, шестнадцать,

 теперь, самолет.

Карточка 2

Квартира, погода,

Горизонт, издалека.

Карточки для индивидуальной

работы

Карточка 3

Запиши слова в 2 столбика по окончаниям.

К учительниц…, к вещ…, по рассад..,

 в очеред…, о чувств…,об опасност…,

 на местност…, около яблон…,

 в горшочк…, у речк…

Карточки

для домашней работы

Упражнение 1.

вдоль тропинк… к речк…

от пристан… до деревн…

по Волг… на лодк…

от дяд… к тет…

по дорожк… к рощ…

1. Составь предложения с данными

словосочетаниями.

2. Составь небольшой рассказ, используя

данные словосочетания.

Карточки с заданиями дифференцированного характера.

Карточка 4.

Запишите слова в два столбика

 по окончаниям:

На топол…, от бол…,

 по комнат…, в радост….

Карточка 5.

Спишите. К словам подберите

 однокоренные слова другого склонения

в том же числе и падеже.

На брош…  -на …

Около постельк…- около…

О медал… - о …

Карточка 6.

Напишите словосочетания по данным схемам.

 Окончания имен существительных

 должны быть безударными.

В (1 скл.,ж.р.,П.п.) около (2скл.,м.р.,Р.п.)

У (1скл.,ж.р.,Р.п.) (3скл.,Р.п.)

У (1скл.,ж.р.,Р.п.) на (1скл.,ж.р.,П.п.)


Анализ урока

Тема урока: « Правописание окончаний имен существительных       единственного числа в родительном, дательном и предложном падежах».

Тип урока: урок закрепления изученного материала

Цели урока:

Обучающие:закрепление умений правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1,2,3 склонения в родительном, дательном и предложном падежах.

Развивающие:

1. Развитие аналитико-синтетического мышления во время проведения минутки чистописания, формулировании цели урока, работе с предложением.

2. Развитие гибкости мышления при делении имен существительных на две группы по разным основаниям.

3.Развитие самостоятельности, самоконтроля и самооценки при проверке выполненной работы.

4. Развитие коммуникативных навыков при работе в группах, парах сменного состава.

5. Формирование познавательной мотивации через организацию дифференцированной работы по уровню трудности, характеру учебных действий, уровню творчества, через организацию обратной связи.

6. Развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса при работе с текстом.

Воспитательные:воспитание интереса к урокам русского языка, уважения к товарищам, умение работать сообща через организацию парной и групповой работы.

Оборудование: Учебник «Русский язык» 4 класс (1-4) Т.Г.Рамзаева, таблица «Окончания имен существительных 1,2,3 склонения», рисунок тучи, конверт с заданием, плакат с написанными именами существительными, плакат с записанными предложениями, маркер, опорные слова для формулирования цели урока, схема для выполнения задания в парах сменного состава, карточки для индивидуальной работы, записи на доске, раздаточный материал: снежинки, сигнальные карточки – светофоры, карточки с заданиями дифференцированного характера по уровню трудности и уровню творчества,  веер с гласными буквами, карточки для домашней работы.


План урока.

I. Организационный момент.                                                                   1 мин.

II. Чистописание.                                                                                       3 мин.

III. Словарно-орфографическая работа.                                                  6 мин.

IV. Актуализация знаний.

      Формулирование учащимися цели урока.                                         4 мин.

V. Закрепление изученного.

     1. Повторение знаний о правописании безударных  

             гласных в окончаниях имен существительных.                          5 мин.

     2. Буквенный диктант.                                                                           4 мин.

VI. Физкультминутка.                                                                                 1 мин.

V. Закрепление изученного (продолжение).

       3. Выполнение дифференцированного задания

           по уровню трудности и уровню творчества.                                  4 мин.

       4. Работа с предложением.                                                                   5 мин.

       5. Работа с текстом.                                                                              10 мин.

VII. Подведение итогов урока.                                                                   1 мин.

VIII. Задание на дом.                                                                                   1 мин.

 


Ход урока.

I. Организационный момент.

Готовы все к уроку?

Да!

На вас надеюсь я, друзья,

Мы хороший дружный класс

Все получится у нас!

Если знаешь – отвечай.

Друга не перебивай.

Если надо – помоги,

Дети мы одной семьи.

Сегодня мы продолжаем наше путешествие по городу «Имен существительных». Волшебная Тучка заглянула к нам в гости.  Она приготовила вам несколько заданий и подарила снежинки разного цвета.

II. Чистописание.

У. – На минутке чистописания мы напишем две буквы. Первая буква – окончание имен существительных 1 и 2 склонения в предложном падеже. Какая это буква? Докажите правильность своего суждения.

Д. – Это буква «е». Имена существительные 1 и 2 склонения в предложном падеже имеют окончание «е». Например, в земле, на столе.

У. – Вторая буква- окончание имен существительных 3 склонения в дательном падеже. Какая это буква? Докажите правильность своего ответа.

Д.- Это буква «и». Имена существительные 3 склонения в дательном падеже имеют окончание «и». Например, по степи.

(учитель дает образец написания на доске для каждой группы)

1 группа                            2 группа                  3 группа

(белая                                (желтая                    (голубая

снежинка)                          снежинка)                снежинка)

_____________________________________

_____________________________________

У. – Посмотрите на написанные вами сочетания, Подчеркните самые красивые.

III. Словарно-орфографическая работа.

У. – А сейчас Тучка предлагает вам повторить слова с непроверяемыми написаниями. Работать вы будете в парах сменного состава. (Карточки 1,2.См. приложение.)

 

Учитель объясняет порядок выполнения задания по схеме:

        ○     ○

        ○     ○

У. – Продиктуйте слова товарищу орфоэпически, затем проверьте. Если задание выполнено без ошибок, на полях поставьте ( + ).

 Учащиеся выполняют задание, 2 человека получают задания на карточках. (Карточка 3. См. приложение.)

У. – Кто выполнил задание без ошибок?

       Молодцы!

IV.Актуализация знаний. Формулирование учащимися цели урока.

У. – Чему будем учиться сегодня на уроке, вы сможете ответить, когда выполните несколько заданий, которые приготовила для вас Тучка.

Прочитайте записанные слова. (Слова записаны на плакате.)

             На ладон…

             По зимушк…

             В зоопарк…

             До полк…

             О деревн…

             По площад…

У. – Что общего?

Д. – Это имена существительные. Они употреблены в косвенных падежах с предлогами.

У. - Первое задание: разделите эти имена существительные на три группы.

Д. – Эти имена существительные можно разделить на три группы по склонениям.

 1 скл.: по зимушке, до полки, о деревне.

 2 скл.: в зоопарке.

 3 скл.: на ладони, по площади.

Учитель записывает склонения маркером на плакате.

У. – По какому еще признаку можно разделить эти имена существительные на три группы?

Д. – Эти имена существительные можно разделить на три группы по падежам.

Р. п.: до полки.

Д. п.: по зимушке, по площади.

П.п.: на ладони, в зоопарке, о деревне.

Учитель записывает падежи маркером на плакате.

У. – Второе задание: разделите эти имена существительные на две равные группы.

Д. – Эти имена существительные можно разделить на две равные группы по окончаниям.

Окончание «е»: по зимушке, в зоопарке, о деревне.

Окончание «и»: на ладони, до полки, по площади.

Учитель записывает окончания маркером на плакате.

У. – Сформулируйте цель сегодняшнего рока, используя опорные слова:

Цель: учиться писать … …. ….  … склонения в ….. падежах.

Д. – Цель сегодняшнего урока: учиться писать безударные окончания имен существительных 1,2, 3 склонения в родительном, дательном, предложном падежах.

V. Закрепление изученного.

1. Повторение знаний о правописании безударных гласных в окончаниях имен существительных.

У. – Тучка подарила вам снежинки разного   цвета.

- Тем, у кого снежинка белого цвета выполняют задание: (задания записаны на доске)

Определите склонение имен существительных мышка, мышь, поставьте их в форму родительного, дательного и предложного падежа. Окончания выделите.

                    мышь              мышка

Р.п.

Д.п.

П.п.

1 ученик выполняет задание на дополнительной доске. Проверка осуществляется фронтально при помощи сигнальных карточек-светофоров. У кого задание выполнено без ошибок, на полях ставят ( + )

.

У. -  Те дети, у которых снежинки желтого и голубого цвета,  выполняют другое задание:

Подберите по одному существительному 1 и 3 склонения. Поставьте их в форму родительного, дательного и предложного падежей.

Работа выполняется, проверяется, когда дети будут приводить примеры на правило.

У. - Сделайте вывод, какие окончания имеют имена существительные 1 и 3 склонения в родительном, дательном и предложном падежах. Приведите примеры.

Учащиеся первой группы формулируют правило, а учащиеся второй и третьей группы приводят примеры. Правильность ответов контролируется при помощи сигнальных карточек-светофоров.

2. Буквенный диктант.

У. – Следующее задание Тучки находится в конверте. (Учитель показывает конверт).

Я буду называть вам слова – имена существительные с безударными окончаниями. Вы запишите только одну букву – окончание. Записывать будете в два столбика по 4 буквы в каждом.

О мякоти                         на горизонте

По пустыне                     по горсти

От радости                      к победе

На лошади                       на лошадке

В долине                          для библиотеки

Работа выполняется, проверяется при помощи веера гласных букв.

У. – Оцените свою работу.

       Кто выполнил на «5»? На «4»?

      Молодцы! А теперь немного отдохнем.

VI. Физкультминутка.

Проводит ученик.

Солнце спит, небо спит.

Даже ветер не шумит.

Рано утром солнце встало,

Всем лучи свои раздало.

Вдруг повеял ветерок,

Тучей небо заволок

И деревья закачал.

Дождь по крыше застучал.

Барабанит дождь по крыше,

Солнце клонится все ниже.

Вот и спряталось за тучку.

Ни один не видно лучик.

V.Закрепление изученного

(продолжение).

3. Выполнение дифференцированного задания по уровню трудности и уровню творчества.

У. -  Новое задание Тучки записано на карточках.

Те, у кого снежинка белого цвета выполняют задание (Карточка 4.):

Запишите слова в два столбика по окончаниям:

На топол…, от бол…, по комнат…, в радост….

Задание выполняется, проверяется учениками самостоятельно по карточке «Проверь себя». Если задание выполнено без ошибок, учащиеся ставят на полях ( + ).

-Те ребята, у которых снежинка желтого цвета, выполняют такое задание (Карточка 5):

Спишите. К словам подберите однокоренные слова другого склонения в том же числе и падеже.

На брош…  -на …

Около постельк…- около…

О медал… - о …

На плакате  самостоятельно выполняет один ученик. Задание проверяется фронтально при помощи сигнальных карточек-светофоров.

-Те ребята, у которых снежинка голубого цвета, выполняют такое задание (Карточка 6):

Напишите словосочетания по данным схемам. Окончания имен существительных должны быть безударными.

В (1 скл.,ж.р.,П.п.) около (2скл.,м.р.,Р.п.)

У (1скл.,ж.р.,Р.п.) (3скл.,Р.п.)

У (1скл.,ж.р.,Р.п.) на (1скл.,ж.р.,П.п.)

Задание проверяется фронтально. Учащиеся читают примеры, которые подобрали к каждой схеме.

4. Работа с предложением.

У. – Прочитайте записанные предложения.

(Предложения записаны на плакате).

До беседк… я шел по ….

Охотники прошли по …  около … и скрылись в предрассветном ….

У. – Спишите предложения, вставляя пропущенные слова. Подчеркните главные члены предложения, обозначьте части речи.

 1 ученик выполняет задание на индивидуальной доске. Задание выполняется, проверяется с помощью сигнальных карточек – светофоров. Учащиеся, которые выполнили задание без ошибок, ставят на полях ( + ).

5. Работа с текстом.

У. – Вы сегодня очень хорошо работаете. Надеюсь, следующее задание вы тоже выполните на отлично, потому что выполнять его будете в группах.

Для каждой группы учитель раздает снежинки  с написанными на них опорными словами.

            По алле…

           Дни золотой осен…

           На лапах ел…

           В кустах сирен…

           Блестят на солнц…

У. – Используя опорные слова, составьте небольшой текст. Запишите его на отдельном листочке. Озаглавьте.

Задание выполняется, проверяется. По одному ученику от каждой группы читают составленные тексты.

VII. Подведение итогов урока.

У. – Чему учились на уроке?

Д. – На уроке мы учились писать безударные окончания имен существительных 1,2,3 склонения в родительном, дательном, предложном падежах.

У. – Отметьте самое интересное задание «!», самое трудное – «?».

VIII. Задание на дом.

У. – Волшебная Тучка благодарит вас за хорошую работу, прощается с вами, оставляя вам еще одно  задание.

Учащиеся получают карточки с домашним заданием. (Упражнение 1.)

Упражнение 1.

вдоль тропинк… к речк…

от пристан… до деревн…

по Волг… на лодк…

от дяд… к тет…

по дорожк… к рощ…

1. Составь предложения с данными

словосочетаниями.

2. Составь небольшой рассказ, используя

данные словосочетания.

У. – Выберите задание, которое вам больше нравится. Выполните его дома.

               

 

 

Развитие познавательной мотивации на основе социальной. Психологическая подготовка учащихся к общению, установление эмоционально-положительной обстановки на уроке.

Развитие операционного компонента УД через развитие логического мышления (операции анализа).

Формирование навыка быстрого каллиграфически правильного письма.

Развитие мотивационного компонента УД через организацию дифференцированной работы по уровню трудности.

Развитие регулирующего компонента УД через формирование итогового самоконтроля.

Развитие регулирующего компонента УД через организацию взаимоконтроля.

Развитие коммуникативных навыков через организацию парной работы.

Развитие навыков самостоятельной работы.

Установление эмоционально-положительной атмосферы на уроке.

Развитие операционного компонента УД через развитие логического мышления (операция обобщения)

Развитие операционного компонента УД через развитие логического мышления (операции классификации по самостоятельно выбранному обоснованию).

Обучение самостоятельной постановке учебной задачи.

Развитие мотивационного компонента УД через организацию дифференцированной работы по характеру учебных действий.

Развитие регулирующего компонента УД через формирование итогового самоконтроля.

Формирование операции сравнения.

Развитие операционного компонента УД через развитие логического мышления (операция обобщения).

Развитие операционного компонента УД через организацию самостоятельной работы.

Развитие регулирующего компонента УД через формирование итогового самоконтроля, самооценки.

Снятие мышечной, физической напряженности, усталости с помощью смены вида деятельности.

Развитие мотивационного компонента УД через организацию дифференцированной работы по уровню трудности  и уровню творчества.

Развитие регулирующего компонента УД через формирование итогового самоконтроля.

Развитие регулирующего компонента УД через формирование взаимоконтроля.

Развитие операционного компонента УД через развитие логического мышления.

Развитие регулирующего компонента УД через формирование самоконтроля и  взаимоконтроля.

Развитие коммуникативных навыков через организацию групповой работы.

Развитие связной речи через составление предложений, обогащение словарного запаса через организацию работы в группах.

Развитие регулирующего компонента УД через организацию рефлексии.

Развитие мотивационного компонента УД через организацию дифференцированной работы по уровню творчества.

        

Анализ.

         Считаю, что урок получился результативным, носил обучающий, развивающий и воспитывающий характер.

 Все дети справились с предложенными заданиями и упражнениями, т.к. при планировании урока учителем учитывались психологические особенности детей, и применялся дифференцированный подход. Критерием дифференциации была степень обученности, а способ дифференциации менялся (по характеру учебных действий, по уровню трудности, по уровню творчества). Каждый ученик получил задание по способностям. Учитель постаралась создать необходимые условия для того, чтобы каждый ученик мог реализовать свои индивидуальные особенности. Учащиеся четко реагировали на все действия учителя и продуктивно выполняли все его задания.

Для снятия усталости и напряжения была проведена физкультминутка.

Выбранная структура урокам рациональна для решения поставленных задач. Время, отведенное на все этапы урока, так же распределено рационально. Этапы урока логически связаны между собой, на каждом из них подводился итог. Каждый этап урока направлен на развитие учащихся. (Минутка чистописания – этап нахождения буквы, актуализация знаний – умение анализировать, словарно-орфографическая работа – развитие коммуникативных умений, закрепление изученного – умение обобщать, развитие связной речи, умение логически оформить свои мысли, формирование контроля и самоконтроля).

Все задания контролировались, осуществлялась обратная связь при помощи сигнальных карточек – светофоров. На уроке использовалась  самооценка.

Продуктивной деятельности способствовали различные формы (фронтальная, индивидуальная, дифференцированная работа, работа в группах и парах сменного состава), которые были подобраны таким образом, чтобы учащиеся воспроизводили знания и применяли их не только в знакомой ситуации, но и в незнакомой, имели возможность выполнять более сложные мыслительные действия.

На уроке царила доброжелательная обстановка, атмосфера сотрудничества: «учитель – ученик», «ученик – ученик», развивались коммуникативные навыки.

На протяжении всего урока учитель стимулировала детей посредством положительных подкреплений, оказывала необходимую помощь, создавала ситуацию успеха.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока " Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения."

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения.Цели урока: развивать умения распознавать имена существительные 1- го склонения; пров...

Конспект урока " Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения."

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения.Цели урока: развивать умения распознавать имена существительные 1-го склонения; прове...

Конспект урока Правописание падежных окончаний имен существительных 2-го склонения.

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Правописание падежных окончаний имен существительных 2-го склонения.Цели урока: развивать умения распознавать имена существительные 2- го склонения; пров...

Конспект урока Правописание падежных окончаний имен существительных 2-го склонения. 3 урок

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Правописание падежных окончаний имен существительных 2-го склонения.Цели урока: развивать умения распознавать имена существительные 2- го склонения; провести н...

Конспект урока "Правописание падежных окончаний имен существительных 2-го склонения." 2 урок

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Правописание падежных окончаний имен существительных 2-го склонения.Цели урока: развивать умения распознавать имена существительные 2- го склонения; провести н...

Конспект урока Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения.

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения.Цели урока: развивать умения распознавать имена существительные 1- го склонения; провести н...

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС в 4 классе (УМК «Планета знаний» Тема урока: Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе.)

Данный урок был проведен в 4 классе по УМК"Планета знаний"по ФГОС. Цель урока:формировать умения правописания падежных окончаний имён   существительных  множественного числа в...