Конспект урока: «Роль суффикса в слове»
план-конспект урока по русскому языку на тему

Иванова Елена Васильевна

Предмет: русский язык

Тема урока: «Роль суффикса в слове»

Тип урока: урок «открытия нового знания»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_suffiksa_v_slove.docx35.66 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 321

Центрального района

Предмет: русский язык

Учитель: Иванова Елена Васильевна

Тема урока: «Роль суффикса в слове»

Тип урока: урок «открытия нового знания»

Цель:  формировать представление  о суффиксе как о значимой части слова, разбирать слова по составу

Задачи:  формирование умений образовывать слова при помощи суффикса, совершенствовать умение разбирать слово по составу

Планируемые результаты:

Предметные:

- находить в словах суффикс;

- различать суффикс как часть слова, образующую новые слова;

- определять значение суффикса.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД: уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы, работать по алгоритму.

Образовательные технологии: технология деятельностного метода, здоровье-сберегающая технология.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний

А) Запись слов под диктовку: Москва, кошачий, морковь, картофель, тарелки, мебель.

- Какое слово из записанных может быть лишним? (Москва – имя собственное/ кошачий – прилаг., остальные слова сущ./ морковь – парная согласная/ тарелки – мн.число/ мебель – ударение на 1ый слог)

Б) Задание на внимание: - Первая буква в первом слове, вторая во втором, третья в третьем, шестая буква в четвертом, четвертая в пятом, первая в шестом и третья в седьмом. Какое слово получилось? (Морфема)

- Какие морфемы ты знаешь?

  1. «Открытие новых знаний»

На доске плакат:

-Что такое окончание? Что такое основа? Что такое суффикс? Что такое приставка?

- Среди записанных нами слов есть прилагательное кошачий. Подбери однокоренные слова к этому слову.

- Прочитайте текст, лежащий на парте:

-Можете ли вы прочитать так, чтобы мы ярко представили главных героев этого рассказа? Какие слова помогли нам представить большого кота? (котище, хвостище, глазища, усища) Подчеркни их в тексте. Чем они похожи? (суффикс ИЩ) Как меняется значение слова, когда появляется этот суффикс? Какие слова помогли нам представить котенка? (трусишка, котишка, плутишка, серенький) А чем они похожи?

Найди однокоренные слова. Выпиши их. (Запись на доске. Разбор по составу. Кот – котище – котишка

Хвост – хвостище)

- Изменилось ли значение слова? Почему? Как изменилось? Делаем вывод, что суффикс – значимая часть слова.

Возвращаемся к плакату.

- Мы увидели, что суффиксы помогают образовывать новые слова. Он приносит в слово свое значение.

  1. Физкультминутка.

Шли по крыше три кота,

Три кота Василия. (Ходьба)

Поднимали три хвоста

Прямо в небо синее. (Поднимание рук)

Сели кисти на карниз,

Посмотрели вверх и вниз. (Приседание)

И сказали три кота:

-Красота! Красота! (Хлопки в ладоши).

  1. Первичное закрепление

Задание из книги Л.Соболевой:

- Однажды возле ручья сидели слова:

Камень

Изб – а

Уголь

Голуб – ой

Смел ый

Пень

Лед

Их окончания, даже нулевые, были слегка отодвинуты, чтобы они не мешали образованию новых слов. Тут к словам подбежали разные суффиксы. А суффиксы были такие:

- ушк -

- ёк -

- ян -

- щи -

- ость -

- ц -

Как ты думаешь, какие новые слова получились? Запиши их. А какие смешные слова могли получится? Какое у них значение?

  1. Самостоятельная работа

Работа в парах сменного состава. Игра «Пчелки» (разбор слов по составу с суффиксами, встретившимися на уроке). У каждого ребенка слово для разбора по составу. Дети обмениваются словами, разбирают слова друг друга, затем взаимопроверка и смена партнера в паре.

  1. Итог урока

- Чему учились? Все ли было понятно на уроке? Оцени свои достижения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка во 2 классе с использованием ЭОР. Тема "Наблюдение над ролью суффикса в слове. Определение суффикса".

План-конспект урока русского языка построен на основе организации учебно-познавательной деятельности учащихся с использованием ЭОР....

Конспект урока Русского языка, 2 класс, тема: "Роль суффиксов в слове"

Конспект урока построен по программе "Школа 2100"...

Конспект урока по русскому языку 2 класс по программе 21 век "Роль суффикса в слове. Определение суффикса"

Открытый урок по данной теме имел хорошие отзывы методистов. Пусть им воспользуются в своей практике другие учителя....

Урок "Роль суффикса в слове" 2 класс по программе "Школа 2100"

Урок раскрывает роль суффикса в слове....

Урок "Роль суффикса в слове" 2 класс по программе "Школа 2100"

Урок раскрывает роль суффикса в слове....

План-конспект урока по русскому языку "Роль суффиксов в слове. Определение суффикса." 2 класс

План-конспект урока по русскому языку "Роль суффиксов в слове. Определение суффикса." 2 класс...