Урок-игра по русскому языку в 4 классе по теме «Повторяем, тренируемся в правильном письме». УМК «Гармония»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Видяева Татьяна Николаевна

Нестандартный урок русского языка в 4 классе.

Обучение русскому языку в начальной школе ставит своей целью развитие устной и письменной речи школьников в единстве с развитием их мышления. Если учение не захватывает, надо вводить в урок игры и игровые ситуации: всегда легче запомнить то, что интересно.

Игра способствует повышению активности учащихся на уроках, уменьшению отвлечений, повышению успеваемости, самостоятельности при выполнении практических и умственных задач.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Видяева Т.Н.

Русский язык. 4 класс. УМК «Гармония»

Тема: Повторяем, тренируемся в правильном письме.

Цели:

совершенствовать знания о склонении имён существительных и прилагательных;

формировать умения грамотно писать безударные окончания при склонении;

развивать орфографическую зоркость;

обогащать словарный запас детей;

формировать умения работать в группе, слушать и уважать чужое мнение;

воспитывать интерес к родному языку.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор; карточки для индивидуальной работы, для работы в парах, презентация.

Ход урока

I.Мобилизующее начало урока.

- Здравствуйте.

- Тихо сядьте.

II.Сообщение темы и целей урока.

-Сегодня на уроке мы будем совершенствовать умение грамотно писать безударные окончания при склонении, совершенствовать знания о склонении имён существительных и прилагательных.

- Урок пройдёт в необычной форме – в форме игры «Что? Где? Когда?». Все вы  будете участниками команды знатоков, гости – зрителями. Капитан команды знатоков – Литвиненко Алексей. Против вас будет играть команда сказочных героев, которая будет задавать вопросы. Вы должны будете ответить на них. За правильный ответ будет присуждаться очко. Если вы отвечаете неправильно, очко присуждается команде сказочных героев. Капитан команды сказочных героев – Волк. Я буду ведущей этой игры. Желаю вам успеха.

III. Минутка чистописания.

-Посмотрим на вашу готовность.

-По какому принципу записана минутка чистописания?

ам ами ах

(Одинаковые окончания имён существительных множественного числа во всех склонениях в трёх падежах - дательном, творительном, предложном.) Напишите сочетания букв до конца строчки, чередуя.

-Запишите пример на это правило.

Проверка. Какие примеры записали?

IV.Актуализация знаний.

1.Разминка для команды:

Минутка правил  Приложение 1

- Что называется склонением? (Изменение имён по падежам называется склонением.)

- Как проверить безударное окончание имени существительного в форме косвенного падежа? (Проверочным для имени существительного с безударным окончанием будет слово того же склонения, в том же падеже, что и проверяемое, но с ударным окончанием.)

- Как определить падеж имени прилагательного? (1.Нахожу существительное, от которого зависит прилагательное. 2.Ставлю вопрос от существительного к прилагательному. 3.По вопросу определяю окончание прилагательного. 4.Определяю падеж существительного, в том же падеже будет стоять и прилагательное.)

- Как распознать формы родительного и винительного падежей у существительных 2-го склонения?

- Какая орфограмма есть в окончаниях прилагательных родительного падежа мужского и среднего рода?

- В каких падежах у имен существительных множественного числа одинаковые окончания независимо от склонения?

- Как определить род у имен прилагательных во множественном числе?

- Какие окончания в именительном падеже пишутся у имен существительных множественного числа?

-Что можете рассказать об окончаниях имен существительных в родительном падеже множественного числа?

- Расскажите о беглых гласных в основах слов.

- Все готовы?

-Итак, начинаем игру.

-Перед нами поле со стрелкой. Запускаю стрелку. Презентация.

Первый вопрос от Знайки. Из какого мультфильма этот герой? (Приключение Незнайки)

2.Запишите форму множественного числа данных существительных.

И.п.,ед.ч.

И.п.,мн.ч.

Р.п.,мн.ч.

море

дело

носок

кресло

мышь

1 человек у доски.
Взаимопроверка. 4 тетради на проверку взять._________________________________

-Очко присуждается команде_________.

-Запускаю стрелку.

-Второй вопрос от Печкина.

3.Работа по уровням. У доски ______________________________

Первый уровень

Определите падеж прилагательных:

между декабрьскими ночами, в сосновых лесах, без серебристого ковра, из – за пушистого убора, к мёрзлой ёлке, о горной вершине.

Второй уровень

Запишите словосочетания в винительном и творительном падежах:

еловый лес, зимняя сказка, пушистое покрывало, тёплая одежда, раннее утро.

Самопроверка. 4 листочка взять на проверку______________________________

-Проверяем.

-Поднимите руки, у кого за это задание «5»,  «4».

-Очко присуждается команде__________.

-Запускаю стрелку.

Третий вопрос от Волка - капитана команды сказочных героев.
4.Конкурс для капитана:

По аналогии с игрой “Кто хочет стать миллионером?”, но подсказка только одна – помощь команды.

а) – г) Закончите фразу и угадайте, откуда она взята.

а) «Под __________ небесами

Великолепными коврами…»(А.С.Пушкин «Зимнее утро».)

A. Синими
B. Голубыми

C. Белыми
D. Волшебными

-Внимание, правильный ответ!

б) «Поёт зима – аукает,

_________ лес баюкает…» (С.Есенин «Поёт зима – аукает»)

A. Мохнатый

 B. Сосновый

 C. Зимний

 D. Сонный

 -Внимание, правильный ответ!

в) «__________ избушка

Вся в снегу стоит…» (А.Блок «Ветхая избушка»)

A. Старая
B. Грустная
C. Новая
D. Ветхая

-Внимание, правильный ответ!

г) «_________ берёза

Под моим окном…»(С.Есенин «Белая берёза»)

 A. Сонная
B. Белая
C. Зелёная
D. Пушистая

-Внимание, правильный ответ!

 -Очко присуждается команде__________.

-Запускаю стрелку.

Четвёртый вопрос от  Бабы – Яги.

5. Выполните тест. 1 человек у доски сзади, остальные в тетрадях выполняют работу.

1. Укажи прилагательное:

а) зима

б) зимний
в) зимовать

2. Укажи прилагательное во множественном числе:

а) пушистый

б) солнечная
в) снежные

3. С какой частью речи всегда связано прилагательное?

а) с глаголом
б) с существительным
в) с прилагательным

4. Укажи прилагательные, в окончаниях которых пишется буква “О”:

а) тепл…е (одеяло)
б) зимн…я (накидка)
в) сер…е (облако)

-Проверка. Обменяйтесь тетрадями, проверьте правильность выполнения задания. Внимание! Правильный ответ:

4а,в

Использование цветовых сигналов.

-Поднимите руки, у кого за это задание «5»,  «4».

-Очко присуждается команде__________.

6. Обобщение знаний.

-Для чего в речи мы используем имена прилагательные?

Физминутка для глаз.

-Запускаю стрелку.

-Отдохнём немного с котом Леопольдом.

V.Работа по теме урока.

-Запускаю стрелку.

Пятый  вопрос от  попугая Кеши..

1.Запишите словосочетания. Разберите имена прилагательные по составу. 1 человек у доски.______________________

Серебристым ковром, в пушистом уборе, от рыхлого снега, длинные тени, в еловом лесу.

-Ошибка в слове пушистом, рыхлого. Почему допущены ошибки? Какие правила нужно знать? Кеша допустил ошибку, а вы, молодцы, заметили её. Теперь Кеша не будет делать ошибки в словах на это правило.

-Очко присуждается команде__________.

2.Разбор предложения по членам.

-Запускаю стрелку.

Шестой  вопрос от  Красной Шапочки.

-Запишите предложение. Разберите его по членам. У доски ________________________ .

 Наступило морозное утро.

-Очко присуждается команде__________.

3.Работа по картине.

-Запускаю стрелку.

Седьмой  вопрос от  Колобка. Он предлагает описать картину устно, используя прилагательные.

-Текст какого вида получился? (Описание)

-Почему?

-Очко присуждается команде__________.

Физминутка.

Вновь у нас физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова. (Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

(Дети садятся за парты.)

4.Работа с фразеологизмами.

-Запускаю стрелку.

Восьмой  вопрос от  Старика.

- Вставьте прилагательные в устойчивые словосочетания, определите их падеж.

 (Коллективно)
Человек
большой души (благородный, высоконравственный и чуткий человек),

- Когда так говорят?

человек с большой буквы (человек, достойный уважения, отличающийся высокими моральными качествами),

-О ком так говорят?

большому кораблю – большое плавание (о человеке с большими способностями, от которого следует ожидать многого).

-В каком случае так говорят?

-Выпускник начальной школы должен обладать такими моральными качествами, о которых мы говорили. Он должен быть гордостью класса, лицея и быть человеком с большой буквы.

-Какова роль фразеологизмов? (Речь становится яркой и образной).

-Очко присуждается команде__________.

5. Работа в парах.

-Запускаю стрелку.

Девятый  вопрос от  дяди Фёдора.

-Проверьте правильность определения падежей. Если падеж определён правильно, закрасьте прямоугольник.

-Как работать в паре? Какие правила нужно соблюдать? (Когда я работаю в паре, я вежлив и внимателен, говорить нужно так, чтобы слышал только твой партнёр, вторгаться в работу другой пары запрещено, проявлять взаимное уважение, уметь выслушать точку зрения партнёра.)

-Если у вас получилась цифра 5, то вы хорошо усвоили тему.

6.Работа с ЭОРами. Резерв.

-Запускаю стрелку.

Десятый  вопрос от  Незнайки.

Определите род имён прилагательных (проверка). (Диск Рамзаевой).

-Очко присуждается команде__________.

Подводим итоги игры. Победила команда_________________.

VI. Итог урока.

- Как проверить безударное окончание имени существительного в форме косвенного падежа? (Проверочным для имени существительного с безударным окончанием будет слово того же склонения, в том же падеже, что и проверяемое, но с ударным окончанием.)

- Как определить падеж имени прилагательного? (1.Нахожу существительное, от которого зависит прилагательное. 2.Ставлю вопрос от существительного к прилагательному. 3.По вопросу определяю окончание прилагательного. 4.Определяю падеж существительного, в том же падеже будет стоять и прилагательное.)

- Какое задание вам показалось самым легким?
- Самым трудным?
- Самым интересным?

- Как вы чувствовали себя на уроке? Скажите, используя прилагательные.

(Дети говорят: теплая,  уютная обстановка,  интересные задания,  веселая конкуренция)

- Вы работали хорошо, мне с вами на уроке было интересно.

1 ученица 

Существительное — школа,
Просыпается — глагол,
С прилагательным — веселый,
Новый школьный день пришел!

2 ученица

Мы наречием отлично
На уроках дорожим,
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.

Учитель

После школы, как известно,
Вы играете совместно.
А потом, прошу вас, дети,
Повторяйте части речи!

VII. Домашнее задание. Предлагает вам Карлсон, по выбору: составить четверостишие (буриме) с данными рифмами или составить текст по опорным словам. Приложение 2.

Буриме (фр. bouts-rimés — «рифмованные концы») — литературная игра, заключающаяся в сочинении стихов, чаще шуточных, на заданные рифмы, иногда ещё и на заданную тему.



Предварительный просмотр:

Урок-игра по русскому языку в 4 классе по теме «Повторяем, тренируемся в правильном письме». УМК «Гармония»

МОАУ «Лицей №7» г. Оренбурга

Учитель Видяева Т.Н.

Нестандартный урок русского языка в 4 классе.

Обучение русскому языку в начальной школе ставит своей целью развитие устной и письменной речи школьников в единстве с развитием их мышления. Если учение не захватывает, надо вводить в урок игры и игровые ситуации: всегда легче запомнить то, что интересно.

Игра способствует повышению активности учащихся на уроках, уменьшению отвлечений, повышению успеваемости, самостоятельности при выполнении практических и умственных задач.



Предварительный просмотр:

Минутка правил

— Что называется склонением?

— Как проверить безударное окончание имени существительного в форме косвенного падежа?

— Как распознать формы родительного и винительного падежей у существительных 2-го склонения?

— Как не ошибаться в безударных окончаниях имён существительных?

— Какая орфограмма есть в окончаниях родительного падежа мужского и среднего рода?

— В каких падежах у имен существительных множественного  числа одинаковые окончания независимо от склонения?

— Как определить род у имен прилагательных во множественном числе? (Ловушка.)

— Какие окончания в именительном падеже пишутся у имен существительных?

—Что можете рассказать об окончаниях имен существительных в родительном падеже множественного числа?

— Расскажите о беглых гласных в основах слов.



Предварительный просмотр:

Первый уровень

Определите падеж прилагательных:

между декабрьскими ночами, в сосновых лесах, без серебристого ковра,

из – за пушистого убора, к мёрзлой ёлке, о горной вершине.

Второй уровень

Запишите словосочетания в винительном и творительном падежах:

еловый лес – елов__  лес__ , елов__  лес__;

зимняя сказка – зимн__  сказк__, зимн__ сказк__;

пушистое покрывало – пушист___  покрывал___, пушист___ покрывал___;

тёплая одежда – тёпл__  одежд__, тёпл___  одежд__;

раннее утро – ранн___  утр__, ранн___ утр____.



Предварительный просмотр:

И..п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

Младший брат

До позднего вечера

К молчаливому лесу

Раннюю весну

Ранней осенью

В глубоком овраге

Безмолвное море

С потухшим небом

Сонный воздух

Зимним лесом

От птичьего разговора

К тенистой аллее

Последний луч

Из-за елового леса

Последнему

лучу

Мелкую рыбёшку

Хорошей погодой

В нарядном уборе

Блестящей струёй

Мокрая трава

От зелёного попугая

К широкой площади

Из дальнего плавания

На снежном обрыве

Потухшим небом

Ранней осенью

В осеннюю ночь

Под тенистым дубом

В вечернюю газету

О последней реке

Мягким снегом

Глубокую тайну

На горной вершине

Длинной тенью

От рыхлого снега

В вечерней газете

Душистый зной

От душистой черёмухи

К тенистому дубу

Молчаливый лес

Мокрой травой

О завтрашнем дне

Проверьте правильность определения падежей. Если падеж определён правильно,

закрасьте прямоугольник.

Проверьте правильность определения падежей. Если падеж определён правильно,

закрасьте прямоугольник.

И..п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

Младший брат

До позднего вечера

К молчаливому лесу

Раннюю весну

Ранней осенью

В глубоком овраге

Безмолвное море

С потухшим небом

Сонный воздух

Зимним лесом

От птичьего разговора

К тенистой аллее

Последний луч

Из-за елового леса

Последнему

лучу

Мелкую рыбёшку

Хорошей погодой

В нарядном уборе

Блестящей струёй

Мокрая трава

От зелёного попугая

К широкой площади

Из дальнего плавания

На снежном обрыве

Потухшим небом

Ранней осенью

В осеннюю ночь

Под тенистым дубом

В вечернюю газету

О последней реке

Мягким снегом

Глубокую тайну

На горной вершине

Длинной тенью

От рыхлого снега

В вечерней газете

Душистый зной

От душистой черёмухи

К тенистому дубу

Молчаливый лес

Мокрой травой

О завтрашнем дне



Предварительный просмотр:

Домашнее задание по выбору: составьте четверостишие (буриме)  с данными рифмами:

…пушистая,
… смелая.

… чистая,
… белая!

Составьте текст  по опорным словам:

серебристый иней, чудный ковёр, сверкающий снег, белые шубки, обнял гордую красавицу, прикрыл зеркальным стеклом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме:Упражнение в правильном написании предлогов

Урок русского языка во 2 классе . урок с презентацией на уроке отрабатываются умение правильно употреблять и писать предлоги со слвами в русском языке. Проект Зонты. выпллнила ученица 3 класса Ан...

презентация к уроку русского языка 2 класс по теме Повторяем правописание частей слова

резентация к уроку русского языка 2 класс по теме Повторяем правописание частей слова...

презентация к уроку русского языка 2 класс по теме Повторяем правописание частей слова

резентация к уроку русского языка 2 класс по теме Повторяем правописание частей слова...

Презентация к уроку-игре по русскому языку в 4 классе по теме «Повторяем, тренируемся в правильном письме». УМК «Гармония»

Презентация к уроку-игре по русскому языку дополняет конспект урока по теме «Повторяем, тренируемся в правильном письме». УМК «Гармония»...

Открытый урок по математике в 1 классе по теме "Повторяем. Тренируемся. Знакомимся"

Открытый урок по математике в 1 классе по теме "Повторяем. Тренируемся. Знакомимся." Решение текстовых задач. Вычисления с переходом через десяток....

«Повторяем, тренируемся в правильном письме у имен существительных и прилагательных»

Цели:  ·        выработать у учащихся умение проверять написание и оценивать себя         в данных частях речи;·...

«Повторяем, тренируемся в правильном письме».

Ход урока  Организационный этап. Эмоциональный настрой на работу  Учитель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Им интересно узнать, как же ученика 4б класса познают тайны русского языка...