Рабочая программа "Школа России" Русский язык 1 класс
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему

Осипенко Ольга Владимировна

Материалы предназначены учителям начальных классов, работающим по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_gramote_1_klass.doc400.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

обучению грамоте и русскому языку, 1 класс.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 1класса составлена на основе Федерального компонента стандарта начального общего образования по русскому языку, Примерной программы начального общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений «Русский язык. 1-4 классы» (авторы В. Г. Горецкий, В. П. Канакина; учебно-методический комплект «Школа России».

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников. Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему обучению.

Курс состоит из двух блоков: «Русский язык. Обучение письму» и «Русский язык».

Основными целями блока «Русский язык. Обучение письму» являются:

  1. Формирование основ элементарного графического навыка;
  2. Развитие речевых умений, обогащение и активизация словаря;
  3. Осуществление грамматико-орфографической пропедевтики.

Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного), послебукварного (заключительного).

Целями изучения блока «Русский язык» являются:

  1. Ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
  2. Формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

  1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  2. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
  3. Развитие коммуникативных умений;
  4. Развитие нравственных и эстетических чувств;
  5. Развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач:

  1. развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  2. формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике, морфологии и синтаксисе;
  3. формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
  4. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Общая характеристика учебного предмета.

Добукварный период является введением в систему языкового образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу письма. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения.

Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких) звуках, изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. Дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом целых букв.

Содержание букварного периода охватывает изучение написания согласных букв; последующих гласных букв; букв, не обозначающих звуков.

Послебукварный период нацелен на отработку навыка каллиграфического письма.

Блок «Русский язык» представлен в программе следующими содержательными линиями6

  1. система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова, грамматика ( морфология и синтаксис);
  2. орфография и пунктуация;
  3. развитие письменной речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию первоклассников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности. Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения письменной формой языка, культурой письменной речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи, обнаруживать орфограмму, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: умения читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Первоклассники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Место предмета в базисном учебном плане.

В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа рассчитана на 165 часов в год при 5 часах в неделю (33 учебные недели).

Формы организации  образовательного процесса:

-урок

-урок- путешествие

-урок- игра

- урок- проект

- интегрированный урок

Виды и формы контроля:

-устный фронтальный

-индивидуальный

-тестирование

-проверочная работа

-контрольное списывание

Контрольные мероприятия:

Разделы, темы

Количество часов

Количество

диктантов

проверочных работ

проектов

1

Наша речь

2

2

Текст, предложение, диалог

3

1

3

Слова, слова, слова…

4

1

4

Слово и слог. Ударение.

6

2

5

Звуки и буквы

34

3

3

2

6

Итоговое повторение

1

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

К концу изучения блока «Русский язык. Обучение письму.» учащиеся научатся:

  1. называть все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия;
  2. вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
  3. различать гласные и согласные звуки;
  4. соблюдать правила посадки, положения тетради, ручки при письме;
  5. чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, соединения, слова;
  6. выделять слова, предложения из потока речи;
  7. правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом.

К концу изучения блока «Русский язык. Обучение письму» учащиеся получат возможность научиться:

  1. слышать интонацию конца предложения, определять количество произнесённых предложений; выделять из предложения слова, определять их количество;
  2. при письме букв выбирать их соединение с учётом начертания следующей буквы;
  3. выделять последовательность звуков слова, характеризовать каждый звук;
  4. оценивать качество своего письма; сравнивать самостоятельно написанное предложение с образцом.

Блок «Русский язык» (50 часов).

Фонетика и орфография. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный-согласный; гласный ударный - безударный; согласный твёрдый – мягкий, парный - непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное и логическое ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков ( в пределах изученного). Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, катологами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Работа с разными словарямию

Подготовка к усвоению морфологии. Слова – названия предметов и явлений; слова – названия признаков предметов; слова – названия действий предметов.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:  

  1. сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;
  2. сочетания ЧК-чн, чт, нч, щн и др.;
  3. перенос слов;
  4. прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
  5. парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
  6. непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
  7. непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова;
  8. разделительный ь;
  9. знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение? Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведениями разговора. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ. Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи. Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста. План текста. Составление плана к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Слова с непроверяемыми написаниями.

Ворона, воробей, весело, девочка, дежурный, деревня, заяц, карандаш, класс, классный, корова, лисица, машина, медведь, молоко, пальто, пенал, петух, русский, собака, сорока, ученик, тетрадь, ученица, учитель, хорошо, язык.

Требования к уровню подготовки учащихся

К концу изучения блока «Русский язык» учащиеся научатся:

  1. под руководством учителя создавать короткие устные и письменные высказывания;
  2. различать слово и предложение;
  3. правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова в алфавитном порядке;
  4. правильно обозначать твёрдость и мягкость согласных звуков и звук й;
  5. обнаруживать в словах изученные орфограммы;
  6. правильно оформлять границы предложений;
  7. обозначать пробелами границы слов;
  8. писать большую букву в именах собственных;
  9. соблюдать основное правило переноса слов;
  10. правильно писать ударные слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу;
  11. писать слова с проверяемыми парными согласными на конце слова;
  12. не употреблять ь в буквосочетаниях ЧК, чн, нч, щн. Нщ и др.;
  13. списывать текст и писать текст под диктовку учителя.

К концу изучения блока «Русский язык» учащиеся получат возможность научиться:

  1. оформлять свои мысли в устной и письменной форме (в виде предложения или небольшого текста);
  2. обнаруживать и исправлять графические и орфографические ошибки в специально предложенных и собственных записях;
  3. правильно писать изученные слова с удвоенными согласными;
  4. под руководством учителя осуществлять проверку написанного;
  5. составлять небольшой текст на заданную тему, по картинке и записывать его с помощью учителя, составлять текст из предлагаемых абзацев;
  6. выполнять звуко-буквенный анализ доступных слов, видеть несоответствия между их произношением и написанием;
  7. писать безударные гласные, проверяемые ударением, в двусложных словах.

Содержание программы (165ч).

Блок «Русский язык. Обучение письму.» (115 ч).

Виды речевой деятельности.

Слушание. Оознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Овладение разборчивым, аккуратным почерком с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серии картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Обучение письму.

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Овладение первичными навыками клавиатурного письма. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

  1. раздельное написание слов;
  2. обозначение гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши);
  3. прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
  4. перенос слов по слогам без стечения согласных;
  5. знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

К концу изучения блока «Русский язык. Обучение письму.» учащиеся научатся:

  1. называть все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия;
  2. вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
  3. различать гласные и согласные звуки;
  4. соблюдать правила посадки, положения тетради, ручки при письме;
  5. чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, соединения, слова;
  6. выделять слова, предложения из потока речи;
  7. правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом.

К концу изучения блока «Русский язык. Обучение письму» учащиеся получат возможность научиться:

  1. слышать интонацию конца предложения, определять количество произнесённых предложений; выделять из предложения слова, определять их количество;
  2. при письме букв выбирать их соединение с учётом начертания следующей буквы;
  3. выделять последовательность звуков слова, характеризовать каждый звук;
  4. оценивать качество своего письма; сравнивать самостоятельно написанное предложение с образцом.

Требования к уровню подготовки учащихся

К концу изучения блока «Русский язык» учащиеся научатся:

  1. под руководством учителя создавать короткие устные и письменные высказывания;
  2. различать слово и предложение;
  3. правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова в алфавитном порядке;
  4. правильно обозначать твёрдость и мягкость согласных звуков и звук й;
  5. обнаруживать в словах изученные орфограммы;
  6. правильно оформлять границы предложений;
  7. обозначать пробелами границы слов;
  8. писать большую букву в именах собственных;
  9. соблюдать основное правило переноса слов;
  10. правильно писать ударные слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу;
  11. писать слова с проверяемыми парными согласными на конце слова;
  12. не употреблять ь в буквосочетаниях ЧК, чн, нч, щн. Нщ и др.;
  13. списывать текст и писать текст под диктовку учителя.

К концу изучения блока «Русский язык» учащиеся получат возможность научиться:

  1. оформлять свои мысли в устной и письменной форме (в виде предложения или небольшого текста);
  2. обнаруживать и исправлять графические и орфографические ошибки в специально предложенных и собственных записях;
  3. правильно писать изученные слова с удвоенными согласными;
  4. под руководством учителя осуществлять проверку написанного;
  5. составлять небольшой текст на заданную тему, по картинке и записывать его с помощью учителя, составлять текст из предлагаемых абзацев;
  6. выполнять звуко-буквенный анализ доступных слов, видеть несоответствия между их произношением и написанием;
  7. писать безударные гласные, проверяемые ударением, в двусложных словах.

Планируемые результаты освоения предмета.

Программа обеспечивает достижение первоклассниками личностных, метапредметных и предметных результатов.

Изучение курса «Русский язык» в 1 классе направлено на получение следующих личностных результатов:

  1. чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; сознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  2. целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  3. уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  5. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  6. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  7. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  8. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  9. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  10. установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  1. Способность понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, ориентироваться в учебном материале, представляющем средства для решения;
  2. сформированность на начальном этапе умений планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  3. начальный уровень сформированности умений проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия:

  1. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
  2. осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;
  3. начальное освоение способов решения задач творческого и поискового характера;
  4. начальные умения излагать своё мнение и аргументировать;
  5. начальный уровень овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по разным признакам на доступном материале;
  6. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»;
  7. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  8. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  1. активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных познавательных задач;
  2. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  3. умение определять общую цель и пути её достижения;
  4. умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  1. первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  2. понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
  3. позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
  4. первоначальные представления о нормах русского языка и правилах речевого этикета;
  5. умение ориентпроваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов;
  6. сознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, владение умением проверять написанное;
  7. владение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
  8. первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.

Содержание учебного предмета.

Блок «Русский язык» (50 часов).

Фонетика и орфография. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный-согласный; гласный ударный - безударный; согласный твёрдый – мягкий, парный - непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное и логическое ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков ( в пределах изученного). Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, катологами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Работа с разными словарямию

Подготовка к усвоению морфологии. Слова – названия предметов и явлений; слова – названия признаков предметов; слова – названия действий предметов.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:  

  1. сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;
  2. сочетания ЧК-чн, чт, нч, щн и др.;
  3. перенос слов;
  4. прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
  5. парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
  6. непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
  7. непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова;
  8. разделительный ь;
  9. знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение? Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведениями разговора. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ. Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи. Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста. План текста. Составление плана к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Слова с непроверяемыми написаниями.

Ворона, воробей, весело, девочка, дежурный, деревня, заяц, карандаш, класс, классный, корова, лисица, машина, медведь, молоко, пальто, пенал, петух, русский, собака, сорока, ученик, тетрадь, ученица, учитель, хорошо, язык.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

.Литература:

  1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 1 класс. – М.: Просвещение, 2012.
  2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 класс. – М.: Просвещение, 2012.
  3. Канакина В. П.Русский язык. Методическое пособие.1 класс. – М.: Просвещение, 2012.
  4. Дмитриева О. И. Поурочные разработки по русскому языку. 1 класс. – М.: Вако, 2012.
  5. Словари всех типов по русскому языку.

Оборудование и приборы.

  1.  Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в стандарте начального образования по русскому языку.
  2.  Наборы сюжетных и предметных картинок в соответствии с тематикой, определённой в стандарте начального образования по русскому языку.
  3. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ, указанными в стандарте начального образования по русскому языку.
  4. Наборное полотно.
  5. Демонстрационное пособие «Картинный словарь»
  6. Таблички со словарными словами, изучаемые в 1 классе.
  7. Демонстрационное пособие «Образцы письменных букв»
  8. Набор печатных букв, слогов
  9. Касса букв и сочетаний
  10. Демонстрационная таблица «Алфавит».
  11. Плакат «Правильно сиди при письме».
  12.  Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. Магнитная доска с набором маркеров.
  13.  Магнитофон. Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.
  14.  Интерактивная доска. Мультимедийные(цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике, данной в стандарте начального образования по русскому языку.

УМК:

  1. Федосова А. Н. Прописи в 4-х частях. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Горецкий В. Г. , Канакина В. П. Русский язык, учебник для первого класса. – М.: Просвещение, 2011.
  3. Электронное приложение к учебнику «Русский язык», 1 класс (Диск CD-ROM), авторы: В. Г. Горецкий, В. П. Канакина.
  4. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2012.
  5. Канакина В. П. Рабочая тетрадь по русскому языку. 1 класс. – М.: Просвещение, 2012


Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте ( письмо ) в 1 классе  в УМК «Школа России».

№ урока

№ урока по теме

Тема

Кол.

часов

Дата

УУД

Примечание

1 «А»

1 «Б»

1 «В»

1 «Г»

Добукварный период (19  ч ).

1

1

Пропись-первая учебная тетрадь.

1

Учиться соблюдать гигиенические требования при письме. Контролировать свои действия в процессе работы. Организовывать своё рабочее место и поддерживать порядок на парте.

2

2

Рабочая строка. Верхние и нижние строки рабочей строки.

1

Следить за положением ручки при письме, посадкой за столом. Выполнять работу по образцу.

3

3

Письмо овалов и полуовалов.

1

Сравнивать выполненную работу с образцом, находить несовпадения.

4

4

Рисование бордюров.

1

Различать последовательность написания  элементов  буквы и.

5

5

Письмо длинных прямых наклонных линий.

1

Комментировать  этапы выполнения основного алгоритма   письма                  

Находить характерные элементы  основного алгоритма  в образце  письма.

6

6

Письмо длинной и короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо).

1

Сопоставлять изученные элементы, находить их сходство и различия.

Строить монологическую речь в процессе выполнения графических действий.

7

7

Письмо короткой и длинной наклонной линий с закруглением вверху (влево).

1

Ориентироваться в разлиновке прописи.

Различать рабочую и дополнительную строчки. Контролировать свою работу (находить правильно выполненные, исправлять неверные).

8

8

Письмо овалов больших и маленьких.

1

Выполнять задание по образцу.

9

9

Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и вправо.

1

Ориентироваться в тетради товарища при обмене тетрадями (работа в паре).

10

10

Письмо наклонных линий с петлей вверху и внизу.

1

Анализировать образцы письма в букве и в слове, находить усвоенные элементы в незнакомых буквах, обозначать их условными значками.

Проверять выполнение задания товарищем при работе в парах, корректно сообщать об ошибках товарища.

11

11

Письмо полуовалов , их чередование.

1

Контролировать расстояние между элементами во время их написания.

Самостоятельно находить усвоенные элементы в незнакомых буквах, обозначать  их условными значками.

12

12

Строчная и заглавная буквы  «А, а.»

1

Участвовать в анализе новых элементов.

Соблюдать пропорции при написании букв А,а

13

13

Строчная и заглавные буквы « О, о.»

1

Сопоставлять услышанный алгоритм с написанным элементом. Рассуждать при сравнении выполняемых элементов букв. Комментировать вслух написание изученных элементов.

14

14

Закрепление написания изученных букв

1

. Рассуждать при сравнении выполняемых элементов букв. Комментировать вслух написание изученных элементов.

15

15

Строчная буква  «и»

1

Комментировать  этапы выполнения основного алгоритма   письма                  (написание буквы  и).

16

16

Заглавная буква «И»

1

Участвовать в анализе новых элементов.

Соблюдать пропорции при написании букв И.и.

17

    17

Строчная буква  «ы»

1

Воспроизводить написание буквы  ы  по образцу.

Сравнивать написание букв «ы»  и «и»   , находить одинаковые элементы.

Правильно соединять две буквы.

18-19

18-19

Строчная и заглавная буквы «У,у»

2

Правильно соединять изученные буквы на письме.

Классифицировать печатные и письменные буквы.

Букварный период ( 77 ч )

20

1

Строчная буква н

1

Анализировать написание буквы  н, находить знакомые элементы письма. Угадывать букву по комментированию.

Писать букву под комментирование.

Проверять работу друг друга.

21

2

Прописная  буква  Н

1

Анализировать написание буквы  Н, находить знакомые элементы письма. Писать предложение, правильно оформлять его на письме.

Классифицировать буквы по разным признакам.

Восстанавливать буквы по характерным  элементам.

22

3

Строчная буква с

1

Наблюдать за словами, находить различия в них.

Подбирать к заданному элементу буквы, в которых он встречается.

Анализировать слова в предложении.

23

4

Прописная  буква  С

1

Списывать печатный текст.

24

5

Закрепление написания изученных букв «Н, н , С, с,

1

Объяснять устранение графических ошибок.

Рассуждать при дописывании в слове недостающих элементов букв. Овладевать графической зоркостью

25

6

Строчная буква к

1

Объяснять устранение графических ошибок.

Рассуждать при дописывании в слове недостающих элементов букв. Овладевать графической зоркостью.

26

7

Прописная  буква  К

1

Наблюдать за образцом, выполнять задания по образцу. Самостоятельно дописывать в буквах недостающие элементы.

Правильно переводить печатный текст  в письменный.

Составлять анаграммы, решать ребусы.

27

8

Строчная буква т

1

Составлять самостоятельно алгоритм проговаривания для написания. Обосновывать правильность выбора буквы из группы с графическими ошибками.

Находить графические ошибки в заданных словах.

28

9

Прописная  буква  Т

1

Самостоятельно выводить алгоритм написания буквы  Т.

Самостоятельно выполнять работу по образцу.

29

10

Закрепление написания изученных букв «Н,н, С, с, К, к, Т,Т »

Находить графические ошибки в заданных словах.

Самостоятельно выполнять работу по образцу.

30

11

Строчная буква л

1

Писать слова и предложения по пунктиру и самостоятельно.

Правильно оформлять запись предложения, соблюдать интервал между словами.

Анализировать графические ошибки, находить правильно написанную букву.

31

12

Прописная  буква  Л

1

Сравнивать и анализировать начертание буквы  Л с изученными буквами. Наблюдать за изменением слов в предложении (по родам).

Конструировать слово из заданного набора букв.

32

13

Строчная буква р

1

Анализировать начертание новой буквы, самостоятельно выводить алгоритм её написания.

Конструировать буквы  из элементов.

33

14

Прописная  буква  Р

1

Анализировать образец письма, вычленять все мелкие элементы предложенного слова.

Дописывать деформированные слова. Находить заданную букву в таблице.

34

15

Закрепление написания слов, предложений с изученными буквами.

1

Находить графические ошибки в заданных словах.

Самостоятельно выполнять работу по образцу.

35

16

Строчная буква в

1

Проговаривать алгоритм написания строчной буквы  в. Записывать  буквы  по алгоритму под диктовку; слова, данные печатными буквами. Находить общие элементы в буквах

36

17

Прописная  буква  В

1

Записывать слоги под диктовку алгоритма написания. Анализировать виды соединения с другими буквами.

Наблюдать за изменением слов по числам, использовать наблюдения при записи слов с глухими согласными.

37

18

Строчная буква е

1

Списывать слова по образцу. Списывать печатный текст

38

19

Прописная  буква  Е

1

Записывать слоги под диктовку алгоритма написания. Анализировать виды соединения с другими буквами

39

20

Письмо изученных букв

1

Списывать слова по образцу. Списывать печатный текст

40

21

Строчная буква п. 

1

Анализировать начертание буквы  п, вырабатывать алгоритм её написания.

Наблюдать за изменением значения слова при замене буквы на письме.

41

22

Прописная  буква  П

1

Коллективно составлять алгоритм написания буквы  П.  Определять в слове графические ошибки, сравнивать с образцом.

Конструировать слова из слогов, из заданного слова (анаграммы).

42

23

Строчная буква м. 

1

Воспроизводить написание буквы по произнесённому  алгоритму.

Писать слово из 4-х букв (мама).

Читать слова с опорой на рисунки, определять место буквы в слове, вписывать недостающие буквы.

43

24

Прописная  буква  М

1

Писать слоги и слова по образцу (по пунктиру и самостоятельно).

Конструировать слово из набора букв.

Писать буквы в связке.

 Давать графическое задание товарищу и проверять его выполнение.

44

25

Письмо изученных букв

1

Писать слоги и слова по образцу (по пунктиру и самостоятельно).

Конструировать слово из набора букв.

45

26

Строчная буква з

1

Формулировать пути устранения графических ошибок в букве.

Классифицировать буквы с дописанными недостающими элементами. Доказывать обоснованность предложенной классификации.

Находить в группе предложенных слов общую часть, сходства и различия между ними.

Восстанавливать слова с пропущенными элементами. Решать ребусы.

46

27

Прописная  буква  З

1

Сравнивать начертание заглавной и строчной буквы.

Наблюдать над видами соединений изучаемой буквы с другими.

47

28

Строчная буква б

1

Анализировать начертание буквы  б, вырабатывать алгоритм её написания.

Находить правильно выполненную букву среди 6 предложенных, объяснять графические ошибки в других буквах.

48

29

Прописная  буква  Б

1

Вычленять известные элементы в начертании буквы  Б. Выполнять письмо с графическим комментированием.

Наблюдать за парами слов, устанавливать сходство и различие.

49

30

Письмо букв слов, предложений с изученными буквами.

1

Писать слоги и слова по образцу (по пунктиру и самостоятельно).

Конструировать слово из набора букв.

50

31

Строчная буква д. 

1

Самостоятельно объяснять и проговаривать алгоритм написания буквы  д.

Сравнивать предложенную группу слов, наблюдать за их изменением. Без ошибок переводить печатный текст в письменный, видеть в словах «опасные» места.

Составлять из слогов слова, знать, какие из них всегда пишутся с большой буквы и почему.

51

32

Прописная  буква  Д

1

Воспроизводить написание по образцу под комментирование алгоритма учителем.

Точно повторять различные виды соединений с другими буквами. Овладевать точным графическим письмом  по образцу.

Соблюдать правильный интервал между словами на письме. Восстанавливать деформированное предложение.  Писать имена и фамилии с большой буквы.

52

33

Строчная буква я

1

Вступать в диалог с учителем при объяснении новой буквы.

Воспроизводить изменённые имена по образцу. Находить в родственных словах общую часть, устанавливать их лексическое значение, доказывать обоснованность своего выбора. Восстанавливать слова путём дописывания недостающих элементов.

53

34

Прописная  буква  Я

1

Составлять из слогов слова.  Дописывать недостающие элементы в буквах слова. Объяснять смысл пословицы.

Самостоятельно находить графические ошибки в словах

54

35

Строчная и прописная буквы  Я, я

1

Находить и выделять в изученных буквах заданный элемент.

Контролировать соблюдение высоты, ширины наклона букв, интервала между словами, отступов на строке.

Объяснять смысл пословицы

55

36

Строчная буква  г

1

Комментировать алгоритм буквы, определять правильность написания и пути устранения графических ошибок.

Выполнять написание слов по образцу.

Наблюдать за получением нового слова с помощью перестановки букв.

56

37

Прописная  буква  Г

1

Самостоятельно выстраивать алгоритм написания изучаемой буквы. Проговаривать алгоритм буквы для записи одноклассниками.

Различать на письме парные согласные и выделять их подчеркиванием.

Классифицировать слова по обозначенному признаку.

57

38

Строчная буква  ч

1

Самостоятельно, без помощи учителя составлять алгоритм написания буквы   ч.

Собирать из слогов слова и самостоятельно их записывать с предварительным анализом.

58

39

Сочетания «ча», «чу»

1

Составлять предложения по образцу и записывать их. Составлять анаграммы.

Составлять буквы из заданных элементов

59

40

Прописная  буква  Ч

1

Находить элементы буквы  Ч  в изученных буквах, конструировать новую букву из изученных элементов. Составлять предложения по образцу и записывать их. Составлять анаграммы.

Составлять буквы из заданных элементов.

60

41

Письмо изученных букв

1

Писать слоги и слова по образцу (по пунктиру и самостоятельно).

Конструировать слово из набора букв.

61

42

Письмо буквы ь

1

Анализировать образец, работать по образцу.

Уметь отгадывать загадки.

Наблюдать за изменением слов при добавлении  ь.

Дополнять заданный элемент с целью получения буквы, рассматривая разные варианты дополнения.

Правильно ставить ударение.

62

43

Письмо слов и предложений с изученными буквами

1

Составлять буквы из заданных элементов.

Писать слоги и слова по образцу (по пунктиру и самостоятельно).

Конструировать слово из набора букв.

63

44

Буква ь в середине слова

1

Наблюдать за изменением слов при добавлении  ь.

64

45

Письмо слов с буквой ь

1

Конструировать слово из набора букв.

Наблюдать за изменением слов при добавлении  ь.

65

46

Строчная буква  ш

1

Определять графические ошибки в заданных буквах.

Наблюдать за словами с общей частью, находить эту часть, обосновывать сходство в написании слов.

Изменять слова по образцу. Самостоятельно составлять слова из слогов и записывать в тетрадь.

Дополнять элементы  до букв, классифицировать их по заданным признакам.

66

47

Прописная  буква  Ш

1

Находить знакомые элементы в букве  Ш .

Различать слова, которые всегда пишутся с большой буквы. Наблюдать за словами, которые имеют изменения  на конце, доказывать разницу между ними. Подбирать в слово правильные недостающие элементы. Наблюдать за написанием слов со слогом  ши. Работать с   анаграммами.

67

48

Строчная буква  ж

1

Видеть в предложенных буквах графические ошибки и показывать пути их устранения. Писать предложенные слова по образцу. Записывать печатные слова письменными буквами.

Находить в группе слов одинаковую часть и доказывать сходство.

68

49

Прописная  буква  Ж

1

Различать слова с написанием с большой буквы. Доказывать, почему в середине предложения слово пишется с большой буквы. Работать с образцом. Находить в слове мелкие элементы письма и обозначать их значками. Воспроизводить слово по заданным слогам.

Отгадывать ребусы, решать кроссворды, загадки.

69

50

Слова с сочетаниями жи-ши

1

Работать с образцом. Находить в слове мелкие элементы письма и обозначать их значками. Воспроизводить слово по заданным слогам.

70

51

Строчная буква  ё

1

Списывать слова по образцу. Списывать печатный текст. Наблюдать за изменением  слов, различать признаки их изменения. Дописывать недостающие элементы в букве, классифицировать их по графическому признаку. Решать ребусы.

Изменять слова по образцу, доказывать обоснованность своего выбора.

71

52

Прописная  буква  Ё

1

Сравнивать изучаемые буквы с ранее изученными.

Находить в изучаемых буквах уже известные элементы

72

53

Буква   Ё после согласных

1

Сравнивать изучаемые буквы с ранее изученными.

Находить в изучаемых буквах уже известные элементы

73

54

Строчная буква  й

1

Сравнивать изучаемые буквы с ранее изученными.

Находить в изучаемых буквах уже известные элементы

74

55

Письмо слов с буквой й

1

Анализировать своё письмо и указывать пути исправления графических ошибок.

75

56

Строчная буква  х

1

Наблюдать за изменением слов по родам. Соблюдать при списывании заданные параметры написания букв и слов. Анализировать своё письмо и указывать пути исправления графических ошибок.

76

57

Прописная  буква  Х..

1

Соблюдать при списывании заданные параметры написания слов.

Анализировать своё письмо и указывать пути исправления графических ошибок. Собирать из заданных элементов как можно больше букв, а из них слова.

77

58

Строчная буква  ю

1

Конструировать букву  ю  из знакомых элементов.

Находить недочёты в графическом написании предложенной ленты букв  ю. Объяснять вид соединения, устанавливать причину недочёта.

Сравнивать начертание новой буквы с изученными, вычленять схожие элементы.

78

59

Прописная  буква  Ю

1

Комментировать написание известных букв по алгоритму или писать их под диктовку учителя, учащихся. Работать по заданному образцу. Отмечать в слове заданными значками мелкие элементы письма в буквах и соединениях.

Собирать из элементов буквы и составлять слова.

79

60

Письмо слов с буквой ю после согласных

1

Собирать из элементов буквы и составлять слова

80

61

Строчная буква  ц

1

Находить графические ошибки в заданных буквах.

Наблюдать за словами, делать выводы о написании слова в одном случае с большой буквы, а в другом - с маленькой (в середине предложения).

Восстанавливать деформированное предложение. Собирать слова из заданных элементов.

81

62

Прописная  буква  Ц

1

Конструировать модель изучаемой буквы.

Восстанавливать деформированное предложение. Составлять слова по заданию, наблюдать за изменением слов. Проверять работу товарища

82

63

Строчная буква  э

1

Воспроизводить изученные буквы на слух.

Угадывать место изученных букв в слове, вписывать их.

Восстанавливать буквы по характерным элементам.

83

64

Прописная  буква  Э

1

Сравнивать начертание букв, выявлять их графическое сходство, определять, по каким признакам сгруппированы буквы. Соотносить букву и её элементы.

Ориентироваться в таблице  (находить и вычёркивать заданную букву).

84

65

Закрепление изученных букв

1

Сравнивать печатный и письменный шрифт.

Контролировать соблюдение высоты, ширины наклона букв, интервала между словами, отступов на строке.

Собирать из разбросанных слогов слова.

85

66

Строчная буква  щ

1

Самостоятельно списывать печатный текст.

Давать письменный ответ на поставленный вопрос.

Самостоятельно определять допущенное количество графических ошибок в слове, формулировать пути их устранения.

86

67

Слова с сочетаниями ща-щу

1

Находить и выделять в изученных буквах заданный элемент.

Контролировать соблюдение высоты, ширины наклона букв, интервала между словами, отступов на строке.

Объяснять смысл пословицы.

87

68

Прописная  буква  Щ

1

Самостоятельно составлять алгоритм написания буквы   Щ.

Строго следовать образцу при письме, соблюдать все правила графического начертания букв, их соединений, интервала между словами, отступов на строке.

88

69

Строчная буква  ф

1

Выполнять письмо по образцу (самостоятельно).

Восстанавливать деформированные слова, буквы.

89

70

Письмо слов и предложений с изученными буквами

1

Выполнять письмо по образцу (самостоятельно).

Восстанавливать деформированные слова, буквы.

90

71

Прописная  буква  Ф. 

1

Выполнять письмо по образцу (самостоятельно).

Восстанавливать деформированные слова, буквы. Ориентироваться в столбцах таблицы, дополнять слова буквами.

91

72

Буквы ь, ъ

1

Выполнять письмо по образцу (самостоятельно).

Восстанавливать деформированные слова, буквы.

92

73

Закрепление пройденного

1

Составлять предложение из данных слов.

Наблюдать за изменением слов по смыслу и на письме. Записывать слова, данные печатными буквами

93

74

Обобщающий урок

1

Составлять предложение из данных слов.

Наблюдать за изменением слов по смыслу и на письме. Записывать слова, данные печатными буквами

94

75

Алфавит

1

Сравнивать печатный и письменный шрифт.

Контролировать соблюдение высоты, ширины наклона букв, интервала между словами, отступов на строке.

Собирать из разбросанных слогов слова.

95

76

Списывание печатного текста

1

Наблюдать над видами соединений изучаемой буквы с другими.

Списывать слоги по образцу

96

77

Работа над ошибками

1

Наблюдать над видами соединений изучаемой буквы с другими.

Послебукварный период ( 19 ч )

97

1

Повторение по теме «Парные согласные звуки». Словарный диктант (15 мин)

1

Различать на слух и при письме парные согласные.

Различать слова в ед. и мн. числе, изменять их по заданному образцу.

Списывать печатный текст.

Составлять из заданных букв слова.

98

2

Списывание текста .

1

Наблюдать над видами соединений изучаемой буквы с другими.

Списывать слова , предложения по образцу.

99

100

3

4

Оформление предложений в тексте. 

2

Составлять предложение из данных слов.

Наблюдать за изменением слов по смыслу и на письме. Записывать слова, данные печатными буквами

101

5

Слова, отвечающие на вопросы «Кто?», «Что?»

1

Находить и выделять в изученных буквах заданный элемент.

Контролировать соблюдение высоты, ширины наклона букв, интервала между словами, отступов на строке.

Объяснять смысл пословицы.

102

6

Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?», «Что сделать?»

1

Контролировать соблюдение высоты, ширины наклона букв, интервала между словами, отступов на строке.

Объяснять смысл пословицы.

103

7

Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?»

1

Наблюдать над видами соединений изучаемой буквы с другими.

Списывать слоги, слова  по образцу.

104

8

Правописание безударных гласных в корне слова

1

Составлять предложения по образцу и записывать их. Составлять анаграммы.

Составлять буквы из заданных элементов.

105

9

Правописание безударных гласных в корне слова

1

Сравнивать печатный и письменный шрифт.

Контролировать соблюдение высоты, ширины наклона букв, интервала между словами, отступов на строке.

106

10

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова .

1

Выполнять письмо по образцу (самостоятельно).

Восстанавливать деформированные слова, буквы.

107

11

Повторение изученного.

1

Контролировать соблюдение высоты, ширины наклона букв, интервала между словами, отступов на строке.

Объяснять смысл пословицы

108

12

Правописание  жи-ши

1

Грамотно писать слова с сочетаниями  жи-ши.

Изменять слова по образцу. Находить и выделять в изученных буквах заданный элемент.

Чётко прочитывать скороговорку.

109

13

Правописание  ча-ща.

1

Грамотно писать слова с сочетаниями  ча-ща Изменять слова по образцу. Находить и выделять в изученных буквах заданный элемент.

Чётко прочитывать скороговорку.

110

14

Правописание чу-щу

1

Грамотно писать слова с сочетаниями  чу-щу Изменять слова по образцу.

111

15

Правописание  чк, чн, щн

1

Изменять слова по образцу. Находить и выделять в изученных буквах заданный элемент

112-113

16-17

Заглавная буква в именах собственных

2

Выполнять письмо по образцу (самостоятельно).

Восстанавливать деформированные слова, буквы.

114

18

Контрольное списывание.

1

Контролировать соблюдение высоты, ширины наклона букв, интервала между словами, отступов на строке.

115

19

Работа над ошибками.

Контролировать соблюдение высоты, ширины наклона букв, интервала между словами, отступов на строке. Находить и исправлять ошибки.


Календарно-тематическое планирование по русскому языку

по программе  В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого

Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи 1 класс

                                                                                                            170ч.

№ урока

Дата

Тема  урока

Вид контроля

Элементы дополнительного необязательного содержания

1.

Знакомство с учебником «Русский язык». Язык и речь.

Текущий

Упражнения для совершенствования слухового восприятия текста

Текст и предложение (3 ч ).

2.

Общее представление о тексте и предложении.

Деление текста на предложения

Упражнения на развитие умения определять количество слов в предложении

3.

Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации.

Текущий

Упражнения на развитие связной речи.

Составление рассказа.

Совершенствование диалогической речи учащихся.

4.

Упражнения в составлении предложений и текста.

Озаглавить текст

Слово ( 4 часа ).

5.

Слово. Роль слов в речи.

Текущий

Составление и запись предложений из группы  слов

6.

Слова, названия предметов, признаков и действий предметов.

Контрольное списывание

Слова с переносным значением

7.

Вежливые, ласковые слова.

Однозначные и многозначные слова.                              

Текущий

Составление и запись словосочетаний и коротких предложений

8.

Загадки русских слов (антонимы, синонимы )

Выборочный диктант

Составление текста с многозначными словами

Слово и слог ( 2 часа) .

9.

Слог как часть слова. Слогообразующая роль гласных.

Текущий

Формы одного и того же слова

10.

Выделение слогов в слове.

Текущий

Упражнения для совершенствования графических навыков письма

Ударение ( 2 часа ).

11.

Ударение. Ударные и безударные гласные.

Восстановление деформированных предложений

Нормы ударения в слове

12.

Ударение .Слогообразующая роль ударения.

Текущий

Омонимы

Звуки и буквы  ( 2 часа)

13.

Звуки и буквы.

Составление предложений по картинке

Тематические группы слов

14.

Звуки и буквы. Звуковая запись слов.

Текущий

Анаграммы

Алфавит, или азбука (2 часа ).

15.

Алфавит или азбука.

Проверочный диктант

16.

Упражнения на расположение слов в алфавитном порядке.

Текущий

Упражнения для развития навыка самоконтроля

Гласные звуки и буквы ( 3 часа )

17.

Гласные звуки и буквы.

Распространение предложений

Совершенствование навыков выразительного чтения. Определение темы прочитанного текста

18.

Распознавание гласных звуков и букв.

Текущий

19.

Слова с буквой «Э».

Проверочное списывание

Ударные и безударные гласные ( 5 часов ).

20.

Ударные и безударные гласные.

Текущий

Употребление пословиц в речи

21.

Наблюдение над обозначением гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах ( общее представление).

Картинный диктант

Составление рассказа из предложений, не связанных по смыслу

22.

Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах двусложных слов.

Составление предложений по серии картинок

Однокоренные слова

23.

Проверка написания безударных гласных в двусложных словах.

Проверочное списывание

Составление предложений с однокоренными словами

24.

Наблюдение над написанием слов с проверяемой и непроверяемой  ударной гласной в безударном слоге.

Запись слов с пропущенными буквами

Упражнения для совершенствования навыков орфоэпического чтения

Согласные звуки и буквы (3 часа ).

25.

Согласные звуки и буквы.

Самостоятельная работа

Упражнения для совершенствования навыка соотнесения произношения и правописания слов

26.

Согласные звуки и буквы. Двойные согласные.

Текущий

27.

Буквы «И», «Й». Звуки [и], [й].

Текущий

Слова с переносным значением, их употребление в речи

Твердые и мягкие согласные звуки (3 часа ).

28.

Твердые и мягкие согласные звуки.

Восстановление дефформированных предложений

29.

Парные твердые и мягкие согласные звуки.

Составление предложений на определенную тему

30.

Твердые и мягкие согласные звуки .Их обозначение на письме.

Текущий

Мягкий знак ( 3 часа ).

31.

Мягкий знак (Ь) . Его роль в слове.

Текущий

Звуко-буквенный анализ слов

32.

Обозначение мягкого согласного звука мягким знаком  (ь ) в конце и середине слова.

Проверочное списывание

33.

Упражнение в правописании слов с мягким знаком ( ь) .

Работа с текстом.

Текущий

Упражнения в правильном переносе слов

Глухие и звонкие согласные звуки ( 5 часов ).

34.

Особенности произношения глухих и звонких согласных звуков.

Текущий

Совершенствование каллиграфических навыков письма

35.

Парные звонкие и глухие согласные звуки.

Текущий

Формы одного и того же слова

36.

Наблюдение над обозначением парных согласных звуков буквами  в конце слова.

Нахождение ответов в тексте по заданным вопросам

Однокоренные слова

37.

Упражнение в правописании слов с парными согласными звуками  на конце слов.

Текущий

38.

Особенности проверочных и проверяемых слов.

Списывание с заданием

Шипящие согласные звуки ( 4 часа ).

39.

Шипящие согласные звуки.

Составление предложений по началу

Письмо слов после их звукового анализа

40.

Слова с буквосочетаниями «чк», «чн», «нч».

Текущий

Совершенствование навыков связногои ритмичного написания

41.

Правописание слов с сочетаниями «ча», «ща», «чу», «щу».

Восстановление деформированного текста

42.

Правописание слов с сочетаниями «жи», «ши».

Запись слов с пропущенными буквами

Составление предложений

Перенос слов ( 2 часа ).

43.

Ознакомление с правилами переноса слов.

Картинный диктант

44.

Упражнения  на перенос слов с одной строки на другую.

Проверочное списывание

Совершенствование навыков списывания слов с образца

Заглавная буква в словах  ( 2 часа ).

45.

Заглавная буква в словах.

Текущий

Работа над выразительным чтением

46.

Упражнение в правописании имен собственных.

Выборочное списывание

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Повторение изученного за год ( 2 часа ).

47.

Проверочный диктант.

48.

Анализ ошибок, допущенных в диктанте.

Повторение изученного материала .

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

.Литература:

  1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 1 класс. – М.: Просвещение, 2012.
  2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 класс. – М.: Просвещение, 2012.
  3. Канакина В. П.Русский язык. Методическое пособие.1 класс. – М.: Просвещение, 2012.
  4. Дмитриева О. И. Поурочные разработки по русскому языку. 1 класс. – М.: Вако, 2012.
  5. Словари всех типов по русскому языку.

Оборудование и приборы.

  1.  Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в стандарте начального образования по русскому языку.
  2.  Наборы сюжетных и предметных картинок в соответствии с тематикой, определённой в стандарте начального образования по русскому языку.
  3. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ, указанными в стандарте начального образования по русскому языку.
  4. Наборное полотно.
  5. Демонстрационное пособие «Картинный словарь»
  6. Таблички со словарными словами, изучаемые в 1 классе.
  7. Демонстрационное пособие «Образцы письменных букв»

13.Набор печатных букв, слогов

  1. Касса букв и сочетаний
  2. Демонстрационная таблица «Алфавит».
  3. Плакат «Правильно сиди при письме».
  4.  Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. Магнитная доска с набором маркеров.
  5.  Магнитофон. Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.
  6.  Интерактивная доска. Мультимедийные(цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике, данной в стандарте начального образования по русскому языку.

УМК:

  1. Федосова А. Н. Прописи в 4-х частях. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Горецкий В. Г. , Канакина В. П. Русский язык, учебник для первого класса. – М.: Просвещение, 2011.
  3. Электронное приложение к учебнику «Русский язык», 1 класс (Диск CD-ROM), авторы: В. Г. Горецкий, В. П. Канакина.
  4. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2012.
  5. Канакина В. П. Рабочая тетрадь по русскому языку. 1 класс. – М.: Просвещение, 2012



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы для 1 класса татарской школы по татарскому языку и литературному чтению на татарском языке по учебникам Мияссаровой

Рабочие программы для первого класса по ФГОС по УМК " Перспективная начальная школа". Авторы учебников: И.Х. Мияссарова, Ч.М. Харисова. Татар теле. Казан «Мәгариф-Вакыт», 2012,И.Х. Мияссарова, Ф...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочая программа английского языка «Грамматика английского языка» для 4 класса

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования нового поколения и рабочей программы курса английского языка к У...

рабочая программа "Эрзянский язык и литературное чтение на эрзянском языке" 1 класс

рабочая програма " эрзянский язык и литературное чтение на эрзянском языке" 1 кл для национальных школ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Русский язык» Климанова Л.Ф., Макеева С.Г, Русский язык. Учебник.3 класс. М. Просвещение, 2018

         Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Федеральный компонент государственного стандарта общего обр...

Рабочая программа. Русский язык. 1 класс. (165 часов в год, 5 часов в неделю) Обучение письму. Илюхина В.А. «Чудо-пропись» - 4 части. Рамзаева Т.Г. Русский язык.

Русский язык(165 часов в год, 5 часов в неделю)Обучение письму.  Илюхина В.А. «Чудо-пропись» - 4 части.Рамзаева Т.Г. Русский язык. Программа составлена в соответствии с основной ...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...