Урок русского языка во 2 классе "Учимся писать суффикс -ость-"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Бойко Марина Михайловна

Интегрированный урок русского языка и литературы по книге С.Лагерлёф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями".

Тема урока: "Учимся писать суффикс -ость-"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_urok_russkogo_yazyka.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

8.12.14

Тема урока: Учимся писать суффикс –ОСТЬ–

Цель урока: 1. познакомить со способом проверки слабых позиций в суффиксе – подбором

                      односуффиксальных слов

                      2. отработать написание суффикса  –ОСТЬ–

Задачи урока:

      1.   Познакомить с образованием слов при помощи суффикса –ОСТЬ–

2.   Определить значение суффикса  -ОСТЬ-

  1. Научиться проверять и  писать слова с этим суффиксом
  2. Повторить изученные орфограммы в корне и суффиксе
  3. Повторить определение имён существительных и имён прилагательных
  4. Продолжить работу над книгой С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
  5. развивать орфографическую зоркость, внимание, речь, мышление;
  6. воспитывать дружеские отношения, уверенность в своих силах.

Ход урока

1. Организация начала занятия

(Подготовка учащихся к работе на занятии)

- Сегодня у нас второй по счёту урок по книге С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

Надеюсь, герои книги помогут нам сегодня узнать новое и по предмету «русский язык».

- Приготовим руку к письму: запишем число, «кл.р»

- Выполните индивидуальные задания по чистописанию, внимательно рассмотрев образец учителя. Оцените качество выполнения работы, выберите лучшее соединение, поставьте под ним точку.

2. Подготовка к основному этапу

- Сегодня тема нашего урока взята из раздела «Правописание». Нас ждут орфограммы.

А) Актуализация опорных знаний.

- Что такое «Орфограмма»?

- Какие орфограммы, требующие запоминания, вы знаете?

- Какие орфограммы требуют проверки?

(схема на слайде 1)

- На какой закон мы опирались при проверке орфограмм?

ОСНОВНОЙ ЗАКОН РУССКОГО ПИСЬМА

- Как он звучит?

- Мы учились проверять орфограммы слабых позиций в корне слова. Но слабые позиции звуков встречаются и в суффиксах слов.

- Написания каких суффиксов мы изучали?

(см.слайд)

Б) Повторение и проверка изученных  орфограмм.

- Прочитайте отрывок из сказки С.Лагерлёф. О каком событии он вам напомнил? (см.слайд)

  • «Да здравствует Нильс! Бельчонок спасён! Счастливая мать обнимает своего малыша!» - трещала сорока.

(Нильс спас бельчонка Тирле) (См.слайд с картинками из книги)

- На следующем слайде пропущены орфограммы, о которых мы вспоминали.

  • «Да здра?ствует Нильс! Б_льч_нок сп_сён! Сч_с?ливая ма_ь обн_мает св_его м_лыша!» - тр_щ_ла с_рока.

- Запишите слово с пропуском слабой или сильной позиции.

- Определите место орфограммы в слове.

- Узнайте орфограмму, проверьте её УСТНО, вставьте пропущенную букву.

- Прочитайте отрывок из сказки С.Лагерлёф. О каком событии он вам напомнил? (см.слайд)

  • По середине замкового двора стоял маленький человечек и наигрывал на дудочке.

(Нильс избавил Глиммингенский замок от крыс с помощью волшебной дудочки)

(См.слайд с картинками из книги)

- Рассмотрите иллюстрации. Назовите слова с суффиксами –ИК-/-ЕК-

- Запишите с пропуском гласной в суффиксе

ЧЕЛОВЕЧ_К, МАЛЬЧ_К, ГНОМ_К

- Выделите суффиксы

- Как пишутся суффиксы –ИК-/-ЕК-?

- Проверьте орфограмму УСТНО, вставьте гласные.

- Вспомните, какой предмет был у Нильса, который ему не раз помогал в трудной ситуации.

(ножичек)

- Когда и как он пригодился мальчику?

(См.слайд с картинками из книги)

Аналогичная работа со словом НОЖИЧ_К.

3. Динамич.пауза

- Рассмотрите фотографию «Лапландия».(см.слайд)

- Послушайте народную шведскую музыку.

- Имитируйте игру на муз.инструментах: дудочке, скрипке.

- Хлопайте в ритме музыки.

4. Усвоение новых знаний и способов действий

- Сегодня у нас на уроке работа с ещё одним суффиксом

(см.слайд «Новый суффикс»)

А) Образование слов с помощью суффикса  -ОСТЬ-

Назовите, какие черты характера стали свойственны Нильсу в этом путешествии.

- Каким стал Нильс? (см.слайд)

- Записывать будем некоторые из названных слов. Мой выбор вы потом сможете оценить.

Запись подчёркнутых слов:

Смелый     добрый

Храбрый

Надёжный

Верный

- Какой была старая гусыня Акка Кнебекайзе? (см.слайд)

Мудрая

Строгая

- Каким был враг Нильса и гусей – лис Смирре? (см.слайд)

Запись:

Хитрый

Злой

Коварный (Кова́рство — качество человека; лукавство, склонность к хитрым и злым умыслам

                   и поступкам, прикрытым внешней доброжелательностью)

Вероломный  (нарушающий обязательство, клятву; коварный, предательский)

-Какой частью речи являются записанные слова? Докажите.

- Образуйте однокоренные слова – имена существительные. Назовите их.

- Запишите под диктовку учителя:

СМЕЛОСТЬ                     МУДРОСТЬ                      
ХРАБРОСТЬ                    СТРОГОСТЬ                          
НАДЁЖНОСТЬ                ХИТРОСТЬ
ВЕРНОСТЬ                       ЗЛОСТЬ

                   

Б) Значение суффикса –ОСТЬ-

- Что вы заметили?

(Слова оканчиваются на –ОСТЬ-)

- Какой частью слова является это сочетание букв? (Суффиксом)

- Итак, наш новый знакомый – суффикс –ОСТЬ- (см.слайд)

 - Что называют все эти слова? (качества, например,  характера) (см.слайд)

- Запишите транскрипцию слова «МУДРОСТЬ»

- Выделите слабые позиции в слове.

- Запишите с пропуском слабых позиций

МУДР___ ____ ____Ь

- Определите, в какой части слова оказались слабые позиции.

- Оказывается, проблема в суффиксе. (см.слайд)

В) Проверка орфограмм в суффиксе

- Но мы не учились проверять слабые позиции в суффиксе...Всегда проблемы были в корне, и мы проверяли орфограммы в корне с помощью однокоренных слов

Формулировка задачи:

«попробуем проверить орфограммы в суффиксе»

- Может, мы можем применить прежние знания, чтобы проверить последнюю согласную?

(Мудрости)

- Да, мы изменили слово и по форме слова смогли проверить парную согласную в конце слова.

- А как проверить написание буквы С?

ВНИМАНИЕ!

В русских корнях и суффиксах встречаются сочетания звуков З  и  С с  другими звуками.

И эти звуки всегда оказываются в слабой позиции.

Чтобы определить, какая именно буква (З или С) пишется в слове, полезно помнить, что перед звонкими согласными пишется только буква З, а перед глухими согласными пишется С.

Пример: ЗДРАВСТВУЙТЕ

- Впишите букву С перед глухой согласной Т.

- А как проверить гласную?

- Найдите среди записанных слов то, в котором гласную проверять не надо. (ЗЛОСТЬ) Почему в нём не надо проверять гласную?

- Будет ли основной закон письма действовать в суффиксе?

- Чем будет это слово для других слов?

- Но ведь это слово не является однокоренным для других слов!

- Но мы же проверяем букву в суффиксе, значит нам нужно проверочное ОДНОСУФФИКСАЛЬНОЕ слово!

- Проверьте написание гласной О в слове «мудрость, храбрость, строгость». Какое слово будет проверочным?

ВЫВОД: получается, что слово ЗЛОСТЬ помогает проверить написание гласной О во всех словах с суффиксом О

5. Первичная проверка понимания нового материала

А) Работа по учебнику

Стр. 131 – прочитайте правило

- Назовите проверочное слово для слов  с суффиксом –ОСТЬ- Докажите свою правоту.

- Рассмотрите имена прилагательные из упр.1, стр.131

- Составляйте однокоренные имена сущ с суффиксом –ОСТЬ-, подбирайте их к строкам кроссворда.(см.слайд)

Физминутка. Дети изображают героев.

- Кто раньше всех знал тайну гнома  о том, как расколдовать мальчика? (Совы)

(см.слайд)

В лесу темно,        Только Совушка-сова,

Все спят давно.        Большая голова,

И зайцы спят,        На суку сидит,

И белки спят.        Головой вертит,

        Во все стороны глядит,

        Да вдруг – как полетит!

6. Закрепление новых знаний и способов действий

Уч.- стр. 132, упр.2

- Прочитайте задание.

- Как называются слова, противоположные по смыслу?

Самостоятельная работа, помощь в паре

7. Контроль и самопроверка знаний.

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий-

А)  Представитель пары отчитывается у доски за пару слов – антонимов

Б)- С помощью оценочных линеечек оцените качество (аккуратность и правильность) работы в тетради.

8. Подведение итога урока.

А) - Вспомните, что ожидали, что хотели узнать в начале урока, чего достигли?

- Какие открытия для себя вы сделали сегодня? –

Чего вы достигли на уроке?  

Б)Сообщение отметок за работу.

В) Перспективы работы: узнаем, как основной закон письма работает в других суффиксах

Закончить хочу  словами пословицы: Ученику – удача, учителю – радость.

Вам улыбнулась удача, вы приобрели новые знания и хорошие отметки. От этого мне очень радостно. Спасибо за работу на уроке.

  1. Информация о дом. задании

- Запись в дневниках д/з: Т.-стр.74-75, упр.1-2

Дома вы будете составлять и записывать слова с суффиксом – ОСТЬ-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока во 2классе по русскому языку, тема: Учимся писать суффиксы -ик, -ек

На этом уроке организуется деятельность учащихся по восприятию и осмыслению написания суффиксов -ик, -ек,отрабатывается алгоритм применения правила, совершенствуется умение анализировать и кратк...

урок русского языка "Развитие умения писать заглавную букву в именах сказочных героев"

Урок русского языка  "Развитие умения писать заглавную букву в именах сказочных героев"...

урок русского языка "Развитие умения писать заглавную букву в именах сказочных героев"

Урок русского языка  "Развитие умения писать заглавную букву в именах сказочных героев"...

урок русского языка "развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.Знакомство с антонимами"3 класс

сценарий урока русского языка, нацеленный на закрепление умений писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. , по программе "Школа 2100" ...

Технологическая карта урока русского языка "Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями" 4 класс Школа 2100

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС и направлен на достижение следующих целей:– совершенствование учебно-языковых и правописных умений по теме «Глагол»: находить, образовывать глаголы, пи...

Конспект и презентация к уроку русского языка "Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями, 4 класс, "Школа 2100"

Конспект к уроку русского языка "Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями, 4 класс, "Школа 2100". Урок сопровождается презентацией, автор Батурина Ж.А....