Творческий подход к изучению слов с непроверяемыми написаниями
статья по русскому языку на тему

Кулагина Ирина Леонидовна

Только при такой организации словарной работы, когда она проводится в широком плане и во взаимосвязи целей орфографических, грамматических и лексических и не замыкается в узкие рамки «заучивания» слов, только при этом условии данная работа станет и содержательной, и интересной для детей, а стало быть и более эффективной, ибо всестороннее изучение слова не только наилучшим образом закрепляет его правописание, но и способствует прочному усвоению слова, как лексической единицы, закреплению его в активном словаре ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovarnaya_rabota.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

                    Творческий подход к изучению

      слов с непроверяемыми написаниями.

                         Кулагина Ирина Леонидовна

Словарная работа - это не эпизод в работе, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами русского языка.

В зависимости от целей словарная работа имеет разное содержание.

1) Словарная работа может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов или слов, значение которых дети понимают неправильно.

2) Словарная работа может преследовать цели грамматические, а именно: усвоение детьми в отдельных словах некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения.

3) Словарные упражнения могут проводиться с целью обучения детей правильному орфоэпическому произношению и соблюдению в словах нормативного ударения.

4) Для усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами необходимо проводить словарно- орфографическую работу.

 

Программой определен тот минимум слов, написание которых дети должны усвоить, что позволяет учителю перспективно спланировать эту работу.

Группировка слов, подлежащих усвоению, определяется следующими приемами:

- подбор слов по значению ( овощи, ягоды и т. п.);

- по темам ( огород, ребята, работа);

- распределение слов по графическому сходству или графическому контрасту ( пенал, тетрадь, дежурный и т. п.);

- распределение  по грамматическим темам.

Работа со словами с непроверяемыми написаниями складывается из следующих компонентов:

  1. первоначальное знакомство со словом;
  2. упражнения, направленные на запоминание зрительно- графического образа слова;
  3. проверка знаний детей.

Наиболее распространенным видом словарно- орфографических упражнений  остается диктант: зрительный, слуховой, картинный, по памяти, с использованием загадок, с комментированием, творческий

Чтобы достичь положительных результатов,  необходимо рационально и грамотно организовать словарную работу.

Речь ребенка (письменная и устная) будет грамотной, понятной, красивой, если он будет правильно понимать лексическое значение слов, правильно использовать их в речи, соотносить с другими словами, знать, как они пишутся, понимать значимость изучения этих слов.

   Словарная работа- очень сложная работа, требующая особой подготовки. Она обязательно должна быть связана со всеми этапами урока и, конечно, с темой урока.

          Работа со словарными словами складывается

                  из следующих компонентов:

  1. первичное знакомство со словом;
  2. упражнения, направленные на запоминание нового слова;
  3. проверка знаний обучающихся.

Очень важно правильно построить работу по первичному знакомству со словом. От того, как преподнести новое слово, привлечь к нему внимание, многое зависит. Повторное привлечение внимания к слову дает меньший эффект, т.к. теряется новизна восприятия,

А также большое значение имеет работа по запоминанию словарных слов.

Словарно-орфографические занятия  нельзя сводить только к заучиванию правописания слов с непроверяемыми орфограммами.

 

Более рациональной является такая методика, когда в процессе изучения слов детям будут предлагаться задания, которые наряду с орфографическими задачами преследуют и цели лексические, т.е. будут направлены одновременно и на усвоение орфографии, и на активизацию детского словаря.

Основываясь на концепцию развивающего обучения программы и технологию проблемного обучения  свою работу я строю следующим образом.

 При первичном знакомстве со словом я не преподношу детям слово в готовом виде, а создаю проблемную ситуацию, чтобы вызвать интерес к слову, активизировать мыслительные процессы детей и повысить познавательную мотивацию.

 Для этого я использую загадки, пословицы с пропущенными словами, пословицы с заменой слов, зашифрованные слова (расставить буквы в порядке увеличения количества точек над буквами, в порядке уменьшения высоты столбиков с буквами, соотнести цифры и буквы и, воспользовавшись ключом, отгадать слово), подбор синонимов, антонимов, фразеологизмов, использование шуточных вопросов (В каких словах живет рак? (завтрак, ракета). Какие слова любит ворона? (карандаш, картина)

А лягушка? (квартира), а также разгадывание кроссвордов.

  После того, как слово отгадано, начинается работа по выяснению лексического значения слова. Для этого провожу фронтальную беседу. Если слово трудное, то прибегаем к помощи толкового словаря. На первых порах я сама показываю способы работы со словарем, затем дети начинают самостоятельно искать нужное слово. Это может быть и словарь в конце учебника. Здесь возможно использование картинной или предметной наглядности. Затем слово записывается на доске и в тетради. Ставится ударение, выделяются все известные нам орфограммы («опасные места» как мы называем их в 1 классе), слово делится на слоги. Затем детям можно предложить подобрать однокоренные слова, синонимы, антонимы, вспомнить фразеологизмы, пословицы, стихотворения, загадки с этими словами, составить словосочетания или предложения с новыми словами.

Далее идет не менее важная работа, а именно, упражнения на запоминание словарного слова.

   

Большое значение для запоминания имеют анализаторы (зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляционные ощущения). Следовательно, упражнения должны опираться на различные восприятия и быть разнообразными. Наиболее распространенным видом словарно-орфографических упражнений являются диктанты:

- зрительный, картинный, слуховой;

- выборочный;

- диктант с использованием загадок;

- диктант по памяти;

- диктант с комментированием;

- творческий диктант.

На этом этапе работы широко можно использовать орфографический словарь (в том числе и в учебнике), словарь синонимов, антонимов, фразеологический словарь, а также этимологический словарь.

Этимологический анализ - эффективный прием обогащения словаря обучающихся. При конкретности детского мышления очень важно поставить отвлеченное слово на прочный фундамент предметного представления.

   Например: медведь – от мед и ведать (в значении есть, пробовать),

                                        едящий мед

                       овчарка – от овца (порода собак, охраняющих овец)

                                        проверочное слово – овцы

                       черемуха – от черема – смуглая

                                           дерево с черными душистыми ягодами

                                         проверочное слово – черный

Интересное сообщение о слове становится одновременно средством усвоения орфографии, т.к. интерес пробуждает внимание, усиливает познавательную деятельность детей.

Исходя из пользы этимологического анализа, а также своего личного опыта, я пришла к выводу, что дети лучше запоминают, основываясь на ассоциативную память.

Т.е. в работе по запоминанию написания словарных слов я использую вспомогательные слова. Они не являются проверочными словами, но помогают запоминать написание трудных слов.

   Например, для запоминания слова мужчина я предлагаю детям использовать вспомогательные слова: муж чинит, для слова женщина: жена варит щи, собака: собака сторожит дом, платок: платок носит бабушка и т.д.

Это значительно облегчает работу на этапе запоминания словарных слов. Имеется положительный опыт работы в этом направлении в предыдущие годы.

Далее идет работа, способствующая проверке знаний обучающихся.

 Для этого используются контрольные словарные диктанты. Также может использоваться контрольное списывание. Проверку знаний я осуществляю и при создании речевых произведений следующих жанров: устное воспоминание, записка, телеграмма, поздравление, письмо. Для этого я использую как индивидуальную работу, так и работу в группах.

Только при такой организации словарной работы, когда она проводится в широком плане и во взаимосвязи целей орфографических, грамматических и лексических и не замыкается в узкие рамки «заучивания» слов, только при этом условии данная работа станет и содержательной, и интересной для детей, а стало быть и более эффективной, ибо всестороннее изучение слова не только наилучшим образом закрепляет его правописание, но и способствует прочному усвоению слова, как лексической единицы, закреплению его в активном словаре ребенка.

         

                 Литература.

  1. В. П. Канакина. Работа над трудными словами в начальных классах. М. Просвещение, 1991.

  1. Работа над словами на уроках русского языка в начальных классах. Сост. П. А. Грушников. М. Просвещение, 1983.

  1. Л. Н, Калинина. Моя работа над словами с непроверяемыми написаниями. // Нач. шк. № 6, 1990.

  1. В. П. Канакина.Работа над значением слов с непроверяемыми написаниями. // Нач. шк. № 6, 1993.

  1. Э.В. Гордеев, М. В, Дмитрак. Творческий подход к изучению слов с непроверяемыми написаниями. // Нач. шк. № 1, 1995.

  1. А. Н. Кохичко. Этимологический анализ как методический прием при обучении орфографии. // Нач. шк. № 1, 1998.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О системном подходе к изучению слов с непроверяемыми написаниями.

В работе даются рекомендации по работе со словарными словами в начальных классах. Представлен конструктор словарной работы. Описаны поэтапно виды работ с непроверяемыми написаниями. ...

Творческий подход к изучению слов с непроверяемым написанием

В работе содержится перечень разных словарных работ и диктантов, загадки и пословицы, содержащие словарные слова...

Опыт работы "Интеллектуальное развитие младших школьников в процессе изучения слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка"

Любого учителя начальной школы глубоко волнует вопрос, как помочь учащимся стать грамотными, как усвоить написание непроверяемых слов, именуемыми в школьной практике «словарными». Многолетний оп...

«Использование игровых приёмов при изучении слов с непроверяемым написанием».

    Одной из трудных тем при изучении орфографии в начальной школе является тема по изучению слов с безударной гласной в корне слова , непроверяемой ударением. Слова, с такой ор...

Теоретические основы изучения слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе

Проведённое исследование позволяет утверждать, что работа по этимологическому анализу слов с непроверяемыми орфограммами в начальной школе действительно перспективна и должна проводиться системно, с у...

Опыт работы над изучением слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе (словарные слова)

Опыт работы над изучением слов  с непроверяемыми написаниями в начальной школе(словарные слова). Материал может быть использован учителями начальной школы в работе на уроках русского языка....