Конспект урока по русскому языку 1 класс "Алфавит"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Резан Татьяна Александровна

Что такое алфавит? Значение алфавита? Использование алфавита при работе со словарями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon alfavit_1_klass.ppt1.01 МБ
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_alfavit.docx26.94 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ты не спеши с алфавитом проститься- Алфавит тебе в жизни ещё пригодиться!

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

План урока: 1.Вспомнить, что такое алфавит. 2. Где применяют алфавитный порядок слов. 3. Узнать, для чего нужен алфавит

Слайд 5

Минутка чистописания Аа, Аб, Ав, …

Слайд 6

Минутка чистописания Аа, Аб, Ав, Аг, Ад, Ае

Слайд 7

Слайд 8

Страница 57 Задание 11

Слайд 9

Ёжик косы день лось гость

Слайд 10

План урока: 1.Вспомнить, что такое алфавит. 2. Где применяют алфавитный порядок слов. 3. Узнать, для чего нужен алфавит

Слайд 11

В.рона, с.бака, к.р.ндаш, п.льто, л.сица

Слайд 12

Орфографический словарь

Слайд 13

В о рона, к а р а ндаш, л и сица, п а льто, с о бака

Слайд 14

Учитель

Слайд 15

ученица ученик

Слайд 16

учит.ль уч.ник уч.ница

Слайд 17

уч е ник уч е ница учит е ль

Слайд 18

План урока: 1.Вспомнить, что такое алфавит. 2. Где применяют алфавитный порядок слов. 3. Узнать, для чего нужен алфавит

Слайд 19



Предварительный просмотр:

Учитель: Резан Татьяна Александровна

УМК: «Школа России»                                                                                                                    

Класс: 1 Б

Предмет: Русский язык

Тема: Алфавит. Алфавитный порядок слов. Использование алфавита при  работе со словарями.

Цель:  формирование умений располагать слова в алфавитном порядке и пользоваться словарями

Задачи:

а) образовательные:

 - продолжить формирование понятия «звук-буква», умение правильно называть буквы;

-  систематизировать знания учащихся об алфавите;

-  научить практическому использованию алфавита при работе со словарями;

- способствовать развитию орфографической зоркости;

б) развивающие:

- развивать логичность суждений, словарный запас

в) воспитательные:

- прививать любовь к родному языку

Средства для учителя: учебная и рабочая программа по курсу «Русский язык»; методическое пособие для учителя;  мультимедийное оборудование,  карточки для индивидуальной работы, толковый и орфографический словари, современный алфавит.

Средства для обучающихся:  учебник «Русский язык» 1 класс Горецкий В.Г., Канакина В.П., рабочая тетрадь, NET-BOOK.

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Организационный момент

-Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.
 Ну-ка, всё ль у нас в порядке:
Ручки, книжки и тетрадки?
 Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем … ,
Слушаем … .

-Какой сейчас урок?

-Покажите с помощью пиктограммы, с каким настроением вы пришли на урок?

-Проверяют готовность рабочего места.

-старательно

-внимательно

-Урок русского языка.

-смайлики: веселый, равнодушный, грустный

Л – мотивация учебной деятельности

2.

Постановка учебной задачи

-Назовите букву, которая находится между буквами  «эл» и «эн».

-Какая буква находится после буквы «эр»?

-Назовите букву, которая находится перед буквой «ю»?

-Подними руку, кому было трудно отвечать на эти вопросы?

-Какое знание нам поможет, чтобы быстро и правильно отвечать на эти вопросы?

-Прочитайте четверостишье на доске и определите тему урока (слайд 1)

-Какая тема урока? (слайд 2)

-Какую цель поставим на урок, чему должны научиться? (слайд 3)

-Что нам необходимо узнать, чтобы достичь этой цели (составление плана урока)?

-Эти задачи будут планом нашего урока. (слайд 4)

Между «эл» и «эн» расположена буква «эм».

-После буквы «эр» стоит буква «эс».

-Перед буквой «ю» стоит буква «э».

- поднимают руку

- Знание порядка расстановки букв в алфавите.

-Читают четверостишье:

Ты  не спеши  с алфавитом             проститься-

Алфавит  тебе в жизни  ещё пригодиться!

-Тема урока «Алфавит».

- Научиться пользоваться алфавитом.

- вспомнить, что такое алфавит;

-где применяют алфавитный порядок слов

-для чего нужен алфавит;

Л- учебно-познавательный интерес

П - проводить сравнение

Р – принимать и сохранять учебную задачу

Р – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

 

3.

4.

Актуализация ранее пройденного материала

Содержательный этап

Физминутка

-Проведем минутку чистописания. Перед тем как начать писать, что мы должны выполнить?

-Открываем тетради, подписываем число, классная работа.

-Посмотрите на образец :

Аа, Аб, Ав, …(слайд 5)

-Что изображено на доске?

-Чем отличается звук от буквы?

Что такое буквы?

-Как продолжим этот ряд букв? Почему?

-Запишите эти пары букв.

-Проверьте по образцу. (слайд 6)

 У кого все правильно поставьте +, кто допустил ошибки ?(

-Мы записали строчные буквы в алфавитном порядке, а что такое алфавит?

-Что вы еще знаете об алфавите?

-Вспомним, как называется каждая буква в алфавите. Споем песенку.

- Выполним упражнение в учебнике на стр.57, задание 11(слайд7)

-Что обозначает условный знак на полях?

-Что значит работать в паре?

-Какие правила работы в паре вы знаете?

-Прочитайте задание. Кому не понятно, что нужно сделать? Полученные слова записываем в тетрадь. Работаем в паре.

-Проверяем. (слайд 8)

-Оцените свою работу.

 -Какую задачу урока мы сейчас выполнили? (слайд 9)

-Какая следующая задача?

- Где применяют алфавитный порядок слов?

-Сегодня мы узнаем, где еще применяется алфавитный порядок слов?

- Я называю буквы, если правильно назову – хлопаете, если нет топаете.

Эн, кэ, сэ, эр, вэ, шэ, че, бэ,

-Прочитайте слова (слайд 10). Что это за слова?

-Запишите эти слова в алфавитном порядке, вставив пропущенные буквы.

В…рона, с…бака, …зык, л…сица.

-Где можно проверить написание этих слов?

-Правильное написание слов можно проверить по орфографическому словарю (показ орфографического словаря). (слайд 11)

 -У нас в учебнике русского языка тоже есть небольшой орфографический словарь в конце учебника. Откройте его.

-Посмотрите и скажите, как расположены слова в словаре?

 

-Проверьте написания слов по словарю. Оцените свою работу.

- Видео про алфавит.

-Сегодня мы познакомимся с другими словарными словами, а с какими вы узнаете, выполнив следующие задания.

- Сначала отгадайте слово в учебнике стр56. №8.

- Что обозначает условный знак на полях? Что значит работать в паре?

-Какое слово у вас получилось?

 (слайд 12)

-Где мы можем узнать значение слова учитель?

- Отгадайте следующее словарное слово. Я называю место буквы, а вы находите эту букву и записываете ее.

21б., 25б, 6б, 15б, 10б, 12б.

-Какое слово получилось?

-Что оно обозначает? Кого называют учеником?

-А как называют девочку, которая ходит в школу? (слайд 13)

- Посмотрите в орфографическом словаре, как пишутся новые словарные  слова. (слайд 14)

-Запомните их написание.

-Что общего у слов учитель, ученик, ученица?

-Как записывают в алфавитном порядке слова, которые начинаются с одной и той же буквы.

-Запишите эти слова в алфавитном порядке.

-Кто теперь может сказать, где применяется алфавитный порядок слов?

-Какую задачу мы выполнили?

(слайд 15)

- На какой вопрос урока мы еще не ответили?

- Чтобы ответить на этот вопрос, выполним следующее задание.

-Как записаны слова в словаре?

-Найдите в толковом словаре значение слова рюкзак.

-Зачем нужно знать алфавит?

-Составьте предложение с новыми словарными словами.

-Подготовить руку к письму, т.е. провести пальчиковую гимнастику. Вспомнить правила посадки при письме.

-буквы

-звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и видим.

-знаки, которые служат для обозначения звуков на письме

-Аг, Ад, Ае, …, потому что строчные буквы записаны в алфавитном порядке.

-записывают в тетрадь

-ответы детей

-Алфавит – это все буквы русского алфавита, расположенные в определенном порядке.

-Каждая буква имеет свое место.

-В русском алфавите 33 буквы.

-работа в паре

-вдвоем

-ответы детей

- зачитывают по слову

-вспомнили, что такое алфавит.

-узнать, где применяют алфавитный порядок слов?

-ответы детей

-Рассказ одного ученика.

-словарные, т.е. написание этих слов нужно запомнить.

- записывают слова в алфавитном порядке, вставляя пропущенные буквы.

-ответы детей

-находят словарь.

-слова расположены в алфавитном порядке.

-проверяют, оценивают

-находят упражнение в учебнике

-работа в паре, т.е. вместе с соседом по парте.

-выполняют задание в паре

-Учитель

-В толковом словаре

-ученик

-Ученик – это мальчик, который ходит в школу.

-ученица

- в словах ученик и ученица после буквы ч пишем е, а в слове учитель, после ч букву и пишем.

- начинаются с одной буквы

- когда слова начинаются с одной и той же буквы, смотрим на следующие буквы.

-записывают слова в алфавитном порядке.

- в классном журнале, в библиотеке, в словарях

 - узнали, где еще применяется алфавитный порядок слов

-Зачем нам нужен алфавит?

-чтобы быстро отыскать нужное слово в словаре, книгу в библиотеке, фамилию в журнале.

П – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

Р – оценивать правильность выполнения действия;

К – контролировать действия партнера;

Р- удерживать задачу на протяжении урока

П – поиск необходимой информации в учебной литературе;

П – строить сообщения в устной форме

Р – удерживать цель на протяжении всего урока

П – осуществлять синтез

П – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Р – оценивать правильность выполнения действия;

Л – способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

П – использование знаково-символических средств.

К – учитывать разные мнения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

П – осуществлять подведение под понятие;

П – поиск информации с использование словаря;

Р – учитывать установленные правила в планировании;

П – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

4.

Закрепление изученного материала

-Выполните тест.

-Оцените свою работу. Если все правильно, то поднимите веселый смайлик, если 1-2 ошибки, то равнодушный, а если больше, то грустный.

-выполняют тест из десяти вопросов

-оценивают свою работу

Р- оценивать правильность выполнения действий

Л-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

5.

Итог урока

-Какая была тема урока?

-Какую цель поставили на урок?

-Достигли ли мы поставленной цели урока?

-Что такое алфавит?

-Зачем нужен алфавит?

- отвечают на поставленные вопросы

Р – принимать и сохранять учебную задачу

6.

Рефлексия

Оцените свою работу на уроке, используя график.

(приложение)

Л- способность к самооценке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Роль этимологии в изучении русского языка"

Формировать представления детей о значении и происхождении слов русского языка, прививать любовь к родному языку....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).

Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....