Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Мамедова Татьяна Михайловна

Подробный конспект урока по русскому языку в 3 классе 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Правописание слов с глухими и звонкими согласными  в корне слова 

Цель: Формировать навыки проверки написания парных звонких и глухих согласных в корне слова 

Задачи: 
1. Дать понять учащимся, что парные согласные в конце слова произносятся одинаково глухо, и их написание нужно обязательно проверять

2. Способствовать развитию орфографической зоркости 


3. Содействовать воспитанию культуры учебного труда, воспитанию личностных качеств учащихся: взаимовыручки, дружелюбия, толерантности. 

Тип урока: урок формирования новых знаний УУД: 
Предметные: знать понятия "звонкие" и "глухие" согласные; формировать навыки проверки написания парных звонких и глухих согласных в корне слова; 
научиться алгоритму проверки написания парных согласных в корне слова. 
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. 
Метапредметные. Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё мнение. 
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им. 
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. 

Оборудование: тетради, учебники, карточки, сигнальные фонарики, смайлики, снежинки с д/з, интерактивная игра., презентация «Лови снежинку!»

ИКТ: интерактивная доска, проектор, ноутбук

ХОД    УРОКА

  1. Организационный момент

   - Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!

- Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок! Садитесь, ребята!

- Сегодня урок русского языка проведу у вас я – зовут меня – Татьяна Михайловна.

- Ребята, у вас на столах лежат по 3 смайлика. Покажите какому смайлику соответствует ваше настроение.

- Совсем скоро, всего через 2 дня, наступит зима. И хотя давно стоят морозные деньки, а вот снег только появляется.

- Поэтому мне хочется  начать урок  со стихотворения Якова Акима «Первый снег», чтобы поднять вам настроение.

Утром кот принес на лапах

Первый снег! Первый снег!

Он имеет вкус и запах.

Первый снег! Первый снег!

Он кружится, легкий, новый,

У ребят над головой,

Он успел платок пуховый

Расстелить на мостовой,

Он белеет вдоль забора,

Прикорнул на фонаре-

Значит, скоро, очень скоро

Полетят салазки с горок,

Значит, можно будет снова

Строить крепость во дворе!

    - Хотя зима еще не наступила, но мы  с вами уже видели первый снег в этом году. Каким вы его помните? (белым, пушистым, холодным, серебристым…)

  1. Минутка чистописания

Учитель: - Ребята, посмотрите на доску. Назовите букву, которую мы пропишем на минутке чистописания (Жж).

- На что похожи  эти буквы, что они вам напоминают? (снежинки)

(- Если затрудняетесь, то отгадайте загадку:

Что за звездочки резные на пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные, а возьмешь – вода в руке.)

- А сейчас сядьте все правильно, возьмите ручки и пропишите заглавную букву Ж в соединении со строчной до конца строки.

- Ребята, наверняка, вам приходилось рассматривать снежинки. Скажите, какими вы их увидели? (…….)

- А еще снежинки имеют разную форму.

- Посмотрите на следующую строку, какие разные сочетания букв на ней записаны. Прочитайте их. (жш зс вф …)

- Найдите закономерность, по которой они записаны и подумайте, как продолжим  запись? Запишите,  чередуя пары букв до конца строки.

жш зс вф гк дт бп

  1. Словарная работа

- Отгадайте загадку.

Лежало одеяло,
Мягкое, белое,
Землю грело.
Ветер подул,
Одеяло согнул.
Солнце припекло,
Одеяло потекло.
         (Снег)

- А знаете ли вы, как называется только что выпавший тонкий слой снега на поверхности земли?

- А поможет вам это узнать новое словарное слово. (с диска – пороша)

- Скажите, какую непроверяемую безударную гласную букву вы должны запомнить? (о)

- Запишите это слово в тетрадь, подчеркните орфограмму и запомните правописание этого слова.

  1. Сообщение темы  и цели урока.  Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (Формулировка темы и целей урока)

– Прослушайте  стихотворение,  определите тему  нашего урока 
В нашем русском языке 
Ходят пары "налегке". 
Часто "хитрые подружки" 
Подменить хотят друг дружку. 
Как узнать писать какую - 
Эту букву иль другую. 
Предстоит сегодня вам 
Всё расставить по местам. 

Учитель: - Кто догадался, какая же тема нашего урока?

(Правописание слов с глухими и звонкими согласными  в корне слова .)

Учитель: Парные звуки согласные

Бывают такие опасные.

Звук нечетко слышится –

Какая буква пишется?

Учитель: Как Вы думаете, чему мы сегодня будем учиться?

( Мы будем учиться обозначать на письме парные согласные звуки буквами.)

  1. ФИЗМИНУТКА для глаз

- А сейчас я предлагаю вам позаботиться о своем зрении. Чтобы глаза не устали во время урока, давайте сделаем для них упражнение «Лови снежинку!» (следим зрачками за снежинками)

  1. Работа по теме урока.

Учитель: - Посмотрите у  вас на столах лежат карточки с текстом стихотворения. Но некоторые буквы запорошили снежинки. Попробуйте прочитать и узнать какие буквы запорошили снежинки. 

Скрипит моро*(з, с) .

Сердит моро*(з, с) .

И сне*(г, к)  сухой и колкий.

И вя*(з, с)  озя*(б, п),

И  ду*(б, п)  замёр*(з, с),

Наскво*ь(з, с)  промёрзли ёлки.

- Прочитаем стихотворение вслух. Кто желает?

/Дети читают стихотворение./

  1. Актуализация знаний.

Учитель: - При написании какой орфограммы пропущены буквы?

( Все буквы пропущены на правописание парных звонких и глухих согласных.)

Учитель:  - Что нужно делать, чтобы правильно обозначать на письме парные согласные? (Нужно их проверять.)

- Спишите это стихотворение в тетрадь, вставляя вместо снежинок нужную парную согласную из скобок. Устно подберите проверочные слова.

(Дети пишут)

Учитель: - Давайте проверим, что у вас получилось? Назовите проверочные слова, которыми вы доказывали себе правописание слов?

(морозы, снега, вязы, озябну, дубы, замерзли, сквозняк(сквозит, сквозной))

- Оцените свою работу: кто справился без ошибок – покажите веселый смайлик. У кого 1 или 2 ошибки – грустный, у кого больше 2 – совсем печальный смайлик.

- Какими  способами подбирали проверочные слова?

(Изменяли слова так, чтобы парный согласный звук находился в сильной позиции, чтобы после него  следовала гласная) – морозы, снега, вязы, дубы

(Подобрали однокоренные  слова.)- морозный, сквозняк, дубок

Учитель: - Итак, когда парный согласный звук находится в сильной позиции (слышится отчетливо)?

(Вывод: парные согласные находятся в сильной позиции:

  • перед гласными,
  • перед (сонорными) согласными –[л] ,[ м], [н], [р], [в])

7. Работа с правилом или анимация

- А сейчас я предлагаю вам прослушать анимацию вывода о правописании парных согласных, который вы сделали. (Анимация с диска)

- Ребята, у вас в учебнике есть это правило, дома вы его заучите.

  1. ФИЗМИНУТКА

Мы белые снежинки,

Летим, летим, летим.

Дорожки и тропинки

Мы все запорошим.

Покружимся над садом

В холодный день зимы

И тихо сядем рядом с такими  же как мы.

  1. Формирование навыка грамотного письма.

- Откройте учебник  на с. 112. Прочитайте в упр. 211выразительно отрывок из стихотворения А.С.Пушкина.

- Какие слова употребляет автор для описания первого снега? ( веселый, первый снег, мелькает, звездами падает)

- Обсудите в парах, в каких словах надо проверять написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук. Объясните, как это сделать. (на лапках, задумав, вод, лед, снег, брег)

- Запишем  эти слова в тетрадь вместе с проверочными. (Образец на доске: на лапках – лапы,)

  1.  Интерактивное  упражнение- игра (с диска)

- А теперь закрепим тему урока, поиграв в интерактивную игру на доске «Помогите друзьям Лосям спуститься на землю». Для этого нужно выбрать слово, подобрать проверочное и поместить слово в корзину с соответствующей согласной.

- Возьмите сигнальные фонарики. Если заметите ошибку. Покажите красный фонарик, если считаете, что все правильно – зеленый.

  1.  Рефлексия учебной деятельности.

- Чтобы подвести итог нашего урока, я предлагаю вам продолжить фразы:

«Я узнал(а)…»          - правило

«Я научился(лась)…» -      подбирать проверочные слова

«Я умею…» - грамотно писать слова с…

  1.  Выставление отметок

…….

  1. Домашнее задание.

- Домашнее задание вам принесли снежинки.

- Нужно составить рассказ на тему «Первый  снег», употребляя как можно больше слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками.

- Ребята, возьмите снова смайлики и покажите какому смайлику соответствует ваше  настроение сейчас.

- Спасибо всем  за интересную работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова"

В данной презентации дан алгоритм проверки парных согласных в корне слова и упражнения для закрепления...

Урок русского языка 2 класс ТЕМА: Ознакомление с правилом правописания парных звонких и глухих согласных в корнях слов.

Урок русского языка 2 класс по УМК "Начальная школа XXI века" ТЕМА: Ознакомление с правилом правописания парных звонких и глухих согласных в корнях слов....

Правописание парных, звонких и глухих согласных в корне слова

Данный материал поможет вывести правила о правописании парных согласных....

План-конспект урока по русскому языку "Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова"

обобщить знания о написании парных согласных в корне слова и  умения  проверять их в слабой позиции...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ. Тема урока: Правописание парных звонких и глухих согласных в корнях слов.

Повторение и закрепление правописания проверяемых согласных в корнях слов, формирование умений находить слова с парными согласными, подбирать к ним проверочные...