Русский язык.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

2 класс. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_russkomu_yazyku.docx16.55 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ТЕМА:  Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Класс: 2 "А"

Предмет: Русский язык

(УМК «Школа России»)

Разработала: Буклинова Наталья Александровна,

учитель начальных классов.

2014-2015 уч. г.

Тема: Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Цели: формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос кто? от слов, отвечающих на вопрос что?, учить находить имена существительные в тексте и подбирать их самостоятельно; классифицировать одушевленные и неодушевленные имена существительные; вырабатывать навыки грамотного письма.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить имена существительные в тексте; использовать специальную терминологию при определении части речи; самостоятельно подбирать имена существительные; классифицировать имена существительные одушевленные и неодушевленные; делать звуко-буквенный разбор слов, соотносить произношение и написание; подбирать синонимы, пользуясь словарем.

Ход урока

I.        Организационный момент

II.        Актуализация знаний

1.        Словарная работа

—        Отгадайте загадки, запишите отгадки.

Красна девица

Сидит в темнице,

А коса на улице. (Морковь.)

Сидит дед,

Многими шубами одет.

Кто его раздевает.

Тот слезы проливает. (Лук.)

Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи,

Меня ищи. (Капуста.)

Желта, а не масло.

Кругла, а не луна,

С хвостом, а не мышь. (Репа.)

Неказиста, шишковата,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка.)

—        Как назвать эти имена существительные одним словом? Запишите. (Овощи.)

—        Сделайте звуко-буквенный анализ слова овощи по образцу на с. 130.

—        В каком месте слова написание и произношение расходятся?

—        Запомните, как пишется слово.

2.        Орфографическая минутка

(Письмо под диктовку.)

Повар заправил овощной суп капустой, морковкой, картофелем.

—        Подчеркните орфограммы.

III.        Самоопределение к деятельности

—        Откройте учебник на с. 47 и прочитайте информацию на «Страничке для любознательных».

(Учащиеся читают текст по цепочке. По ходу чтения учитель задает вопросы на усвоение прочитанного.)

—        Почему эта часть речи получила такое название?

—        Придумайте свой пример в группу слов с общим лексическим значением.

—        В какую группу вы отнесете слова из домашнего задания? (Качества людей.)

(На доске записаны слова.)

стол        мальчик

гроза        белка

праздник        слон

—        Посмотрите на доску. По какому признаку имена существительные распределены на две группы? (Слова, отвечающие на вопрос кто?, и слова, отвечающие на вопрос что?.)

Сегодня на уроке мы будем учиться классифицировать слова по этому признаку.

IV.        Работа по теме урока

1.        Работа по учебнику Упр. 80 (с. 48).

(Выполнение с комментированием.)

—        Прочитайте правило от тетушки Совы на с. 48.

—        Как называются имена существительные, отвечающие на вопрос «кто?»?

—        Прочитайте правило от тетушки Совы на с. 51.

—        Как называются имена существительные, отвечающие на вопрос «что?»?

2.        Игра «Кто или что?»

(Учитель называет имена существительные. Учащиеся поднимают руки вверх, если это одушевленные имена существительные, и сидят неподвижно, если названы неодушевленные существительные.)

V.        Физкультминутка

Одолела нас дремота,

Шевельнуться неохота.

Ну-ка, делайте со мною

Упражнение такое:

Вверх, вниз потянись,

Окончательно проснись.

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

Как пружинки, мы присели,

А потом тихонько сели.

VI.        Закрепление изученного материала

Упр. 81 (с. 49).

(Работа в парах. Одна пара после выполнения работы выходит для отчета к доске. Дети называют слова, которые подобрали в каждую группу. Остальные учащиеся делают хлопок в ладоши, если согласны.)

Упр. 84 (с. 50).

(Самостоятельная работа. Фронтальная проверка.)

—        Какое словарное слово встретилось в стихотворении? (Картина.)

—        Проговорите его хором.

—        Назовите непроверяемую гласную.

VII.        Рефлексия

—        Выпишите имена существительные:

вариант I — одушевленные, вариант II — неодушевленные.

Комар, одежда, снег, картина, художник, пилот, друг, скромность, хитрец, девочка.

(Учитель открывает образец на доске. Проводится самопроверка, самооценка с помощью «светофора».

VIII.        Подведение итогов урока

—        Что интересного вы узнали об именах существительных?

—        Какое задание показалось трудным?

—        Кто справился с проверкой знаний?

—        Кому нужно объяснить тему еще раз?

Домашнее задание

Выполнить упр. 82 (с. 49).

Литература:

  1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2ч.М.: Просвещение, 2011.
  2. Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классов. М.: Просвещение, 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...