Урок - ярмарка по русскому языку для 2 класса по теме " Обобщение знаний о частях речи."
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Один из типов нестандартного урока по русскому языку. Урок - ярмарка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-yarmarka_2_klass.docx27.68 КБ

Предварительный просмотр:

Урок- ярмарка  по русскому языку

2 класс

Тема урока: Обобщение знаний о частях речи.

ЦЕЛИ:

1) Образовательные: закрепление изученных ранее частей речи;  формирование навыков определять части речи , правильно задавать к слову вопрос;

 2) Развивающие: развитие у детей логического мышления, памяти, внимания; развитие самостоятельности при выполнении отдельных заданий, умение работать в группах.

3) Воспитательные:    воспитание  чувства  ответственности, сопереживания за  другого при выполнении совместной работы; интерес к родному языку.

Планируемые результаты:

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Метапредметные: способность к самопроверке, самооценке, проверке по образцу и корректировке, взаимопроверке и взаимооценке, умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, умение анализировать и выстраивать доказательство своих взглядов, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве (убеждать, доказывать), оценивать правильность выполнения действий, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные: повторить, обобщить, систематизировать знания  о частях речи; закрепить умение определять части речи в связном тексте. Развивать умение подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные

 Формировать представления об основных грамматических признаках   существительных, прилагательных, глаголов.

Ход урока

      1.    Орг. момент:

              Слайд : 1

Учитель:Добрый день.

                 Гости званые и желанные!

                 Люди пожилые и молодые,

                 Женатые и холостые!

1-коробейникВы ,купцы российские,

Люди торговые!

Собрались мы на ярмарку,

На веселую, на старинную.

2 коробейник      Давай подходи и других приводи!

                              Я сам пригож и товар мой хорош!

1 кор: Пролегли от городов пути-дороженьки по всему белу свету. Как по этим       путям-дороженькам    идет славушка великая про язык наш могучий                      

             2 кор:             А ты думаешь, что, сидя в этом классе, много о русском языке сказать можно?

1 кор:  Все -не все! Мало или много!

На ярмарке все возможно.

Покупайте! Продавайте! И товары набирайте!

2 кор:  Здесь  у нас аукцион-

Подведет итоги он.

Тот, кто больше, лучше знает,

  Тот награду получает.

1 кор:Тогда с аукциона и начнем. Всем кто подходит, и всем, кто есть, объявляем важную весть. Приехали к нам купцы торговые- части речи продавать.

Учитель:  -     Ребята, а какие части речи вы знаете?

Ученики: СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ-  школа,

  Просыпается- ГЛАГОЛ,

    С ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ веселый

   Новый школьный день пришел.

                    - Встали МЫ- МЕСТОИМЕНЬЕ,

                     Бьет ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ  семь.

 За ученье , без сомненья,

Приниматься надо всем.

                   - НЕ и НИ у нас  ЧАСТИЦЫ,

                      Нам их надо повторять.

                      И при этом НЕ  лениться

                      И НИ часу НЕ терять!

- После школы , как известно,      

  Мы катаемся в санях.

                      А потом у теплой печи

                      Повторяем части речи.

2 кор:    Сегодня на аукционе удивительный товар!

                Его вы можете приобрести за свои знания.

Итак, продажа товара начинается.

Товар первый – ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ! 

Ответы детей. Учащиеся рассказывают все об этой части речи.

Работа по заданиям

Задания отпечатаны на листах для каждого учащегося и выполняются на этих же листах.

                                                               1 карточка

Подчеркните имена существительные, укажите род.

Веселая, товар, самовар, смотреть, играть, званые, ярмарка, покупать, карусель, купец, российские, продавать, предлагать, песня, балалайка, базар, звонкая, крендель, румяный.

Слайд: 2- проверка

Слайд: 3- картинка « ярмарка»

1 кор:  Ярмарка! Ярмарка! Веселись народ!

             Ну-ка, Бабушка-загадушка, выходи вперед!

2 кор:   Глядите, не моргайте! Рты не разевайте!

              Ворон не считайте, побыстрее покупайте!

1 кор:    Ну что  за товар! И этот хорош! И другой хорош!

                Выбирай, который хошь!

Бабушка-загадушкаСяду рядышком на лавку,

Вместе с вами посижу,

Загадаю вам загадки,

   Кто смышленей, погляжу.

Загадывает загадки

1.  На странице я стою, всем вопросы задаю.

Согнут я всегда в дугу- разогнуться не могу.   ( ? )

2.  На крохотное ушко похожа завитушка.

Велит нам постоять чуть-чуть и отправляться дальше в путь. ( ,)

3.  На странице вверх тормашками торчу! Восхищаюсь, возмущаюсь и кричу! ( ! )

4.  Я- минус в математике, но знак другой в грамматике.

Знаком я детворе, меня зовут ………….( тире) ( - )

    5. Остановила вас- закончила рассказ.   (. )

Слайд: 4- проверка (появляются знаки)

Учитель:- Ребята, как называются эти знаки?  Расставьте их в тексте - карточка №2.

                                              2   задание

Расставь знаки препинания.

Птицы.

Много разных птиц живет в наших лесах птицы вьют свои гнезда на сучьях деревьев они прячут их в густой траве любят птицы веселый солнечный лес птичьи голоса слышны со всех концов хорошо летом в лесу

Слайд: 5 - проверка

2 кор:    Балалайка звонкая, тульский самовар!

               Праздник на ярмарке- праздничный базар!

- А вот к нам и гости пожаловали- купцы заморские. (2 человека)

1 кор:  Ой, вы, гости-господа,

              Долго ль ездили? Куда?

              Ладно ль за морем , иль худо?

              И какое в свете чудо?

1 купецМы объехали весь свет;

                 За морем житье не худо;

 В свете ж вот какое чудо:

2 купецОстров на море лежит,

Град на острове стоит

С…….. церквами,

 С теремами да садами;

1 купец Ель растет перед дворцом,

А под ней ………….. дом;

   Белка там живет ……………..

                   Да затейница какая!

2 купецБелка песенки поет

 Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

 Все скорлупки ………….

Учитель:     -      Ребята, вы узнали , откуда пожаловали к нам эти купцы заморские?

( Из « Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина»)

Слайд: 6 – портрет Пушкина А.С., обложка книги

- Долог был их путь, и поэтому некоторые слова из сказки они позабыли.

    Карточка №3

Вставьте пропущенное слово, определите какой частью речи оно является и число.

С  _________________ церквами; ________________ дом;

Белка________________ ; скорлупки_________________ .

Слайд: 7 -проверка

1 кор.               К нам сюда скорее просим!

Выходи честной народ!

                          Вы все песню запевайте    

                          Всех нас ярмарка зовет!    

Учитель:  - Сейчас отдохнем. Будет звучать музыка, объявляется конкурс на лучшего плясуна.

ФИЗМИНУТКА  

2 кор:           Тары- бары, растобары, естьхорошие товары!

1 кор:      Не товар, а сущий клад, забирайте нарасхват!

2 кор:Подходи,не зевай!Заморочкипокупай!

1 кор:  Что ты кричишь во всю ивановскую?

2 кор:  Что значит  « во всю ивановскую»?

1 кор:- А давай ребят спросим .  Ребята, что значит  « кричать во всю ивановскую» ( очень громко) –

-Молодцы ребята.

  - Подходи, не зевай! Заморочки покупай!

Дети берут из короба коробейника заморочки и объясняют значение фразеологических оборотов.

2 кор: стих о глаголе

Интересная часть речи

В русском языке живет

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет иль поет.

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит-

Все расскажет нам ………. ( глагол )

Учитель: - Ребята, что вы знаете о глаголе?( Ответы детей)

                                                                          Карточка №4

- Соедини начало пословицы с ее концом. Найдите глаголы, обозначьте буквой. Объясните значение пословицы. 

 Терпенье и труд                   мало сделаешь.

Кто много читает,                 все перетрут.

Труд кормит,                         тот много знает.

Поздно встаешь,                   а лень портит.

Слайд: 8 - проверка

2 кор:  У нас на ярмарке- раздолье:

             Неси, что хочешь, - все продашь.

             А покупатели довольны?

              Распутай этот ералаш!!!

Учитель:  --Соберите  слово КРАЯМРА. Подберите синоним к слову ЯРМАРКА (торг, базар, рынок)

- В старину говорили так:

« Где  двое, там  рынок,    трое- базар,   а  семеро- ярмарка »

Слайд 9 -

 - Кто больше составит слов из слова           ЯРМАРКА

яр – крутой берег

ярка –молодая козочка

марка – оплата письма

рак- речное животное

рама-оконный переплет

мрак- темень

ар- единица площади

мак- цветок

яма- углубление в земле

кара- наказание

маяк- башня с сигнальными огнями

як – крупное жвачноеживотное

2  кор:   Сверху пар, снизу пар,

               Кипит наш русский самовар

               Милости просим на чашку чая,

               Гости подходите,

                Чай с конфетами берите!

1  кор:    Крендели румяные,

                До того духмяные,

               Мы не сразу их съедим,

               Гостей сначала угостим.

Гости, подходите, чай с конфетами берите!

Коробейники угощают всех кренделями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме:"Обобщение знаний об имени существительном"

Урок русского языка во 2 классе по теме: "Обобщение знаний об имени существительном" по учебнику Зеленина Л.М.+ презентация...

Урок русского языка 2 класс по теме: "Обобщение знаний об имени прилагательном"

Использовала различные методы и приемы работы. Работа по карточкам, выборочным письмом, тестированием, коллективной работой, творчекими заданиями. На уроке прослеживалась связь между двумя предметами:...

Открытый урок по русскому языку во 2 классе на тему: «Обобщение знаний о частях речи»

Цель: Обобщить и систематизировать накопленные знания о частях речи.Задачи:Образовательные1. Продолжить формировать умения распознавать части речи по двум признакам: по вопросу и по лексическому значе...

Презентация к уроку по русскому языку 3 класса по теме"Обобщение знаний об имени существительном".

Основной задачей презентации являлось обобщение знаний об имени существительном. При реализации воспитательных задач развивающих учитывались особенности класса и отдельных учащихся. Ярко выражено восп...

Конспект урока РУССКОГО ЯЗЫКА (3 класс) по теме: "Обобщение знаний о составе слова".

Данный  урок  разработан  в  виде  ЭСТАФЕТЫ  ЗНАНИЙ. В  нём  много  игровых  моментов.,  интересных  заданий,  например  КОНКУРС ...