Рабочая программа по внеурочной деятельности Зеленая планета 3 класс.
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме
Программа рассчитана на учащихся 3 а класса ( 9-10 лет).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_zelenaya_planeta_3_klass.doc | 121 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУРСАКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
УТВЕРЖДАЮ
Директор
___________Л.Ф.Куценко
____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
« Зеленая планета»
Программа рассчитана на учащихся 3 а класса ( 9-10 лет)
Срок реализации программы 1 год.
Учитель начальных классов: Жиркова Татьяна Викторовна
( высшая квалификационная категория)
п. Курсаково, 2014г.
Пояснительная записка
Статус документа.
Нормативно-правовая и документальная основа:
- Закон Российской Федерации « Об образовании».
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
- Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.
- Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
- Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.
- Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).
Цели и задачи программы:
Программа кружка « Зеленая планета » разработана с целью расширения курса «Окружающий мир» для 3 класса, предусмотренным федеральным компонентом государственного стандарта в области окружающего мира.
В результате расширения реализуются следующие цели:
- Развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи
- Освоение и углубление знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе.
- Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической культуры, потребности участвовать в творческой деятельности, сохранять и укреплять своё здоровье.
Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит освоить основы адекватного природопользования и поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет значительную роль в развитии и воспитании личности.
Формы и методы обучения: урок-игра, урок-беседа, викторина, значительное внимание в данной программе уделяется проектной деятельности, что способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность.
Проектная деятельность, реализуемая данной программой имеет ряд особенностей:
- Проектная деятельность осуществляется в школе, на пришкольном участке, дома, не требуя от детей самостоятельного посещения отдаленных объектов, что связано с обеспечением безопасности обучаемых.
- В большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими и возрастными особенностями младших школьников.
- Проектная деятельность носит групповой характер, что способствует формированию коммуникативных умений.
В результате освоения содержания курса кружка «Зеленая планета » у детей формируются общие учебные умения, навыки и способы деятельности: личностные, коммуникативные, личностные, познавательные и регулятивные.
Учебный план.
Программа реализуется в течение 1 года , 1 час в неделю ( 34 уч. часа)
№ | Название раздела | Кол-во часов |
1 | Природа вокруг нас. | 2 ч |
2 | Времена года. | 5 ч |
3 | Природа живая и неживая. | 18 ч |
4 | Единство живой и неживой природы. | 1 ч |
5 | Человек – часть природы. | 3 ч |
6 | Наша страна на карте и глобусе. | 2 ч |
7 | Тело человека. | 1 ч |
8 | Итоговое занятие. | 1 ч |
Содержание программы:
- Природа — то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты, созданные человеком. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Твердые тела, жидкости, газы. Примеры явлений природы.
- Смена времен года в родном крае на основе наблюдений. Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
- Неживая и живая природа. Экология – наука о взаимосвязи. История возникновения науки. Среда обитания. Границы сред обитания.
- Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком.
- Воздух. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края.
- Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
- Растения, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).
- Грибы и лишайники. Многообразие форм. Видовое разнообразие. Роль грибов и лишайников в природе.
- Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища).
- Особенности питания разных животных. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
- Единство живой и неживой природы. Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края.
- Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных, занесенных в Красную книгу.
- Правила поведения в природе. Географическая карта и план.
- Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Ожидаемые результаты:
ЗУН | Учебные действия | Универсальные учебные действия |
Природа вокруг нас. Обучающиеся должны знать: Определение «природа». Основные типы веществ. Называть явления природы Обучающиеся должны уметь: Характеризовать особенности веществ и явлений природы | Наблюдать объекты и явления природы Характеризовать их особенности. Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам. Приводить примеры веществ, описывать их. | Познавательные Общеучебные действия
У П логические Д
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД
|
Времена года Обучающиеся должны знать: Основные признаки времен года Обучающиеся должны уметь: Описывать и узнавать по описанию времена года | Понимать тексты о природе. Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времен года. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. Вести дневник наблюдений. Проводить групповые наблюдения во время экскурсий «Времена года». Работать в группе Выбирать вид деятельности | |
Природа живая и неживая Обучающиеся должны знать: Признаки живого. Знать виды растений и животных и их признаки. Правила ухода за растениями и животными Обучающиеся должны уметь: Отличать объекты живой и неживой природы. Применять на практике основные знания по уходу за растениями | Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам Различать природные объекты и изделия (искусственные предметы), характеризовать их отличительные свойства. Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды. Характеризовать свойства воды, круговорота воды в природе. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых. Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых. Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности). Приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их отличия (на примере своей местности). Определять части растения. Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности). Выращивать растения в группе (из семян, побегов, листа). Различать съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности). Называть и узнавать виды изученных лишайников. Знать роль лишайников в природе. Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей. Описывать внешний вид, характерные особенности представителей животного мира Характеризовать способы питания, размножения; условия, необходимые для жизни животных. Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о растениях и животных и обсуждать полученные сведения. Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности). Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние — дикие животные; культурные — дикорастущие растения. Уметь составлять экологическую сказку, не нарушая основных экологических правил. | |
Единство живой и неживой природы Обучающиеся должны знать: О круговороте веществ в природе Обучающиеся должны уметь: Прогнозировать влияние деятельности человека на экосистему | Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого. Характеризовать природные сообщества. Характеризовать влияние человека на природные сообщества. Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения. Обсуждать в группах полученные сведения | |
Человек – часть природы Обучающиеся должны знать: О пагубном влиянии человека на природу Обучающиеся должны уметь: Бережно относится к природным объектам | Анализировать примеры использования человеком богатств природы. Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы. Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. Знать виды животных и растений, занесенных в Красную книгу. Выполнять групповые задания | |
Наша страна на карте и глобусе Обучающиеся должны знать: Основные условные обозначения Обучающиеся должны уметь: Составлять план местности | Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере). Оценивать конкретные примеры поведения в природе. Составлять и читать план (карту) местности (пришкольный участок) | |
Тело человека Обучающиеся должны знать: Основные приемы оказания первой мед.помощи Обучающиеся должны уметь: Оказать помощь при порезе, ушибе | Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях. Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях. |
Календарное планирование
№ | Тема занятия | Дата | Факт |
1 | Экологическая тропинка. Вводное занятие. Необычные природные явления. | ||
2 | «Я и мир вокруг меня». Выполнение рисунков. | ||
3 | «Я и мир вокруг меня». Выставка рисунков и их обсуждение. | ||
4 | «Загадочный мир веществ». Практическая работа. | ||
5 | Путешествие в страну Сезонию. Оформление дневника наблюдений. | ||
6 | В гости к золотой осени. Экскурсия. | ||
7 | Что изучает экология? | ||
8 | «Кто живет в пруду?». | ||
9 | «Кто живет в пруду?». Проектная деятельность: изготовление поделок. | ||
10 | Викторина « В мире природы» | ||
11 | Просмотр фильма из серии ВВС. | ||
12 | «Нам нужен чистый воздух». Проектная деятельность: изготовление плакатов. | ||
13 | Почва. Знакомство с рассказом М. Ильина и Е. Сегала «О чудесной кладовой» | ||
14 | В гости к Зимушке-зиме. Экскурсия. | ||
15 | «В мире растений». Игра-ознакомление с многообразием растений. | ||
16 | «Некультурные». Знакомство с дикорастущими растениями. | ||
17 | «Чудо-растение». | ||
18 | «Чудо-растение». Проектная деятельность. | ||
19 | «Что вырастет из семечка?». Проектная деятельность. | ||
20 | «Нет повести печальнее на свете». Экологическая сказка по теме «Грибы. Лишайники». | ||
21 | «Что в корзине?». Игра-ознакомление с царством грибов. | ||
22 | «Стремись к тому, чтобы любой зверек тебе, как другу доверять бы мог». Рисунки и рассказы о домашних питомцах. | ||
23 | Просмотр фильма из серии ВВС. | ||
24 | «В мире животных». Презентация. | ||
25 | «Все друг другу мы нужны». Сказка. Выполнение зарисовок к тексту. | ||
26 | Викторина «Знатоки природы». | ||
27 | «Путешествие капельки». Беседа о круговороте веществ. | ||
28 | Деятельность человека. Сказка «Очень страшная история». | ||
29 | Экологический светофор | ||
30 | «Мы в ответе за тех, кого приручили». Проектная деятельность: изготовление газеты. | ||
31 | «Весна! Весна на улице!..» Экскурсия. | ||
32 | «Что вокруг школы?» Ориентирование на местности. | ||
33 | «Берегите добрый лес – он источник всех чудес». Правила поведения на природе. | ||
34 | Подведение итога. Задание на лето. |
Материально – техническое обеспечение
1 Литература
- Беляева Л. Т. Ботанические экскурсии в природу.- М.: Учпедгиз, 2010.
- Плешаков А. А. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. Москва. Просвещение. 2009г.
- Плешаков А. А. Зеленый дом. Система учебных курсов с экологической направленностью. В сб. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. – М.: Просвещение, 2011.
- Потапова Л. М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
- Сорокоумова Е. А. Уроки экологии в начальной школе. М.: АРКТИ, 2007.
- Уроки экологии. Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. Харьков: Ранок, 2007.
- Фадеева Г. А. Экологические сказки. Пособие для учителей 1-6 классов. Волгоград: Учитель, 2005.
- Экологическое воспитание в дополнительном образовании. Приложение к журналу «Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи» вып.№5, _ М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006.
2. Интернет-ресурсы:
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://school-collection.edu.ru
2. Презентация уроков «Начальная школа»: http://nachalka.info/about/193
3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку): www.festival.1september.ru
4. Сайт МОУ лицей № 8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа»: http://lyceum8.com.
5. Официальный сайт Образовательной системы «Школа 2100»: http://www.school2100.ru
- Образовательный портал «Учеба»: www.uroki.ru
3. Информационно-коммуникативные средства:
1. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD).
2. Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 2 класс (DVD).
4. Наглядные пособия:
1. Натуральные живые пособия (комнатные растения, животные, содержащиеся в аквариуме, уголке живой природы).
2. Гербарий, коллекции насекомых, влажные препараты, чучела и скелеты представителей различных систематических групп, микропрепараты.
3. Коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых.
4. Изобразительные наглядные пособия (таблицы, муляжи человеческого торса и отдельных органов).
5. Исторические и географические карты («Климатические пояса», «Природные зоны»), физическая карта Евразии, карта полушарий, политическая карта Европы, глобус.
6. Предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, ее хозяйства, повседневной, праздничной жизни.
7. Измерительные приборы: весы, термометры, сантиметровые линейки, мензурки, компас.
8. Таблицы: «Растения и животный мир степи, поля, леса». Рисунки рек, озёр, хозяйства человека. Образцы горных пород (гранит, мрамор, известняк и др.).
9. Рисунки: «Схема Солнечной системы», «Стороны света», «Суточное вращение Земли».
10. Раздаточный материал (для практических и лабораторных работ): гербарий, семена и плоды растений, коллекции минералов и полезных ископаемых, кости, чешуя рыб, перья птиц, артефакты мира культуры.
11. Экскурсионное снаряжение: складные лупы, компасы, бинокли, садовые совки, рулетки, наборы популярных иллюстрированных определителей объектов природы (минералов, растений, животных), специальные путеводители (для интерактивных экскурсий).
5. Технические средства обучения:
1. Компьютер.
2. Медиапроектор.
3. DVD-проектор.
4. Видеомагнитофон.
5. Фото- и видеокамеры.
6.Интерактивная доска.
6. Учебно-практическое оборудование:
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем.
Согласовано
Протокол заседания
ШМО №
Цыганкова Е.Н.
Согласовано
Зам. директора по УВР
Табунова Т.П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе
Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «РОДНИЧОК» в соответствии с ФГОС II поколения 3 класс
Программа разработана для занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художеств...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Я-исследователь." Проектная деятельность.
Рабочая программа с УУД по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Я-исследователь." Проектная деятельность....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Умелые ручки»1 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельностидля начальных классов«Умелые ручки»1 б класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Зеленый патруль»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Зеленый патруль»...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 3 классе "Планета игр" 2018-2019 уч. год, 3 класс
программа на 1 год...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса по курсу "Проектная деятельность"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса по курсу "Проектная деятельность"...