Тема. Урок русского языка в системе СДО. 4 класс. Тема. Упражнение в написании корней слов.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Тарасова Людмила Николаевна

 

         1.1      Применение опорных понятий: слово, корень, родственные (однокоренные ) слова.

         1.2     Развитие познавательных учебных действий: определение понятий, деления, обобщения, и ограничения. Формулирование  вопросов – понятий (карточка № 1), вопросов – суждений (карточка № 2), умозаключений; регулятивных УУД (контроль, оценка, самооценка); коммуникативных УУД (умение работать в группе, выслушивать мнения одноклассников, готовить выступления  от группы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_sisteme_sdo.rar20.71 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема. Урок в системе СДО. 4 класс.

        Учитель:  Тарасова Людмила Николаевна (лицей № 11 г.                               Красноярска)

Тема. Упражнение в написании корней слов.

Цели: 

  1. Образовательно – развивающая

         1.1      Применение опорных понятий: слово, корень, родственные (однокоренные ) слова.

         1.2     Развитие познавательных учебных действий: определение понятий, деления, обобщения, и ограничения. Формулирование  вопросов – понятий (карточка № 1), вопросов – суждений (карточка № 2), умозаключений; регулятивных УУД (контроль, оценка, самооценка); коммуникативных УУД (умение работать в группе, выслушивать мнения одноклассников, готовить выступления  от группы)

1.3                 Овладение специальными умениями:  подбирать однокоренные слова, выделять корень, определять общее лексическое значение родственных слов

  1. Воспитательная

Формирование научного мировоззрения на основе философских категорий: общее - особенное; единство – многообразие, причина – следствие.

Этап урока

Деятельность учителя

Время,

балл

Деятельность ученика

1.

Оргмомент

Приветствие.

Заявка на оценку.

«5» - 16 б и более

«4» - 12б – 15б

«3» - 9 – 11б

Кто желает получить сегодня на уроке «5», а кто  - «4»? Желаю удачи.

Планка активности учащихся:

На каждом  ряду, выберем эксперта, который будет отмечать вашу активность во время урока

2мин

Слова учащихся.(Приветствие)

Выбор экспертов.

  1. Самооценка учащихся (учениками  определяют свою оценку на урок)

2.Карта активности

2.

Введение в тему урока

На доске записаны слова:

Сл…теть, поб…режье, д…ждливый, п…тёрка, м…лчат, л…тучий, зан…сти, к…рабль, гр…бник,  з…мной.

- Обобщите слова до ближайшего родового понятия.

- Слова,  каких частей речи вы видите?

- Определите,  в какой части слова пропущена орфограмма.

-Задайте вопрос – понятие.

_ Сформулируйте тему урока.

5 мин

- Все слова являются частями речи.

- Здесь записаны слова частей речи: глагол, существительное, прилагательное.

- Орфограмма  пропущена

в корне слова .

-Что называется корнем слова?

- Корень – главная,  значимая часть слова, которая заключает в себе лексическое значение всех родственных слов.

- Написание орфограмм в корне  слова. Повторение

3.

Работа по теме урока

- Из данных слов найдите  и выпишите лишнее.

- Почему слово «корабль»  является  лишним?

Самооценка.

-Задайте вопрос-понятие.

-Какую гласную надо написать?

- Продолжите записывать словарные слова (картинный словарь)

Самооценка.

- Что общего у  оставшихся слов?

-Назовите гласные, которые надо проверять  ударением.

Физминутка:

А, о, и, е, я.

Гласных дружная семья.

Слуху ты не доверяй,

Удареньем проверяй.

- Каким образом безударная гласная проверяется в корне?

Задайте вопрос-понятие.

-Запишите слова в 3 столбика,  с пропуском орфограммы.

1)инд.труд

-По какому основанию  деления записали слова (деление на части речи) .

Вставьте пропущенные буквы.

2)простая кооперация  (1,4группы проверяют глаголы, 2,5 –существительные, 3,6 –прилагательные.)

3)сложная кооперация (защита групп)

Самооценка.

- Есть ли у экспертов возражения?

- Задайте вопрос-суждение.

-Прочитайте слово.

Пол…скать

- Какую гласную надо вставить?

- Что для этого надо сделать?

Вставьте гласную, в скобках напишите проверочное слово.  (на листочках )

Пол…скать  (  …  ) ребёнка, пол…скать (…)  бельё; сл…зать  (…) с крыши, сл…зать (…) сметану; зап…вать (…)  лекарство, зап…вать (…)  в хоре; Самооценка.

3 мин

3 мин

3 б

3 мин

по о,5б

4мин

1мин

2мин

4,5б

1 мин

10 мин

6 б

К…рабль,

- Слово корабль – это словарное слово с непроверяемой гласной в корне. А в остальных словах гласную в корне можно проверить.

- Что такое словарные слова?

-Это слова, в которых есть непроверяемая орфограмма.

- Это слова  с безударной гласной, но безударную гласную проверить не можем, так как это словарные слова.

- Надо написать непроверяемую гласную «о».

Корабль, посуда, одежда, пальто, овощи, мебель

- У всех слов пропущена проверяемая гласная в корне  слова.

А, о, и, е, я.

-Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо изменить или подобрать родственное слово так, чтобы эта гласная была под ударением.

-Что такое родственные слова?

Родственные слова – это слова, которые имеют общую часть слова , общее лексическое значение и являются основой для образования новых слов.

I Сл…теть,

м…лчат,

 зан…сти,

II

поб…режье,    

 п…тёрка,

гр…бник,  

III

д…ждливый,

л…тучий,

з…мной.

-Как доказать, что в слове слететь надо написать гласную Е?

-Чем объяснить, что слово грибник является именем существительным?

-Невозможно определить гласную, т.к. не понятно лексическое значение слова.

Составить словосочетание (предложение)

-

Домашнее задание

Подведение итогов

  1. Выписать из произведения  «Приключения электроника» по 2 примера —  глаголы, прилагательные, существительные с орфограммой в корне  слова. В скобках укажите проверяемое слово.
  2. Составьте к выписанным словам 2 вопроса-суждения и ответьте на них в виде умозаключения.

Подводим итог урока:

- считаем баллы, эксперты подводят итог активности своих рядов.

Кто подтвердил свою оценку «5», «4»…?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе по теме: "Упражнения в правильном написании слов с парными звонкими и глухими согласными в середине и конце слова".

Урок - закрепление по теме: "Упражнения в правильном написании слов с парными звонкими и глухими согласными в середине и конце слова". Урок - путешествие по океану орфографических знаний. На протяжени...

Урок русского языка во 2 классе по теме "Упражнение в написании слов с парными согласными в середине и в конце слова"

Конспект урока разработан по теме "Парные согласные в середине и в конце слова" как урок-обощение. Позволяет проверить усвоенный материал учениками, предлагает интересные задания, развивающие кругозор...

Урок русского языка во 2 классе по теме "Упражнения в написании слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн, нщ, рщ."

Урок закрепления и применения знаний по теме "Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу,чк-чн,нщ,рщ" с использованием групповой и парной работы....

Урок русского языка во втором классе по теме: « Упражнение в написании безударной гласной в корне» УМК "Школа 2100"

Тип урока: по основной дидактической  цели: урок закрепления изученного материалапо основному способу проведения: сочетание различных форм занятий;по основным этапам учебного процесса: приме...

Урок русского языка в 3 классе по теме: Упражнения в написании приставок и безударных гласных в корне.

Дети совершенствуют навык правописания безударных гласных в корнях и приставках....