Урок русского языка во 2 классе "Как сочетаются слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Кондрашова Нина Николаевна

Методическая разработка урока русского языка во 2 классе по программе Н. Виноградовой. Урок включает презентацию к 1 упражнению и подробный план работы педагога и учащихся в системе учебно-деятельностного подхода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе

Тема: Как сочетаются слова

Раздел: Как устроен наш язык

Задачи урока: наблюдать за сочетаемостью слов; анализировать лексическое значение слов; развивать речь учащихся; развивать орфографическую зоркость; воспитывать навыки сотрудничества.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент

Проверка посадки, запись числа в тетради.

Самоконтроль рабочего места, записывают число в тетрадях

Постановка учебной задачи

Найдите в учебнике урок 83.Прочитайте тему урока.

Находят с.14.Читают раздел и тему урока: «Как устроен наш язык. Как сочетаются слова»

Какая работа предстоит на уроке? Какие возникли вопросы?

Будем узнавать секреты нашего языка; будем узнавать секреты слов; узнаем, что значит сочетаемость слов; какие слова могут сочетаться, всегда ли слова сочетаются; где можно применить этот секрет слов и т. д.

Планирование работы

Какие рубрики урока помогут найти ответы на наши вопросы?

Читают рубрики: давай подумаем, подсказки, работа в паре, ключик, трудное задание, из истории языка

Реализация плана

С какой рубрики начинается урок? Почему?

Рубрика «Давай подумаем» ставит проблему, даёт подсказку. Читают задание рубрики. Обсуждают причины возникновения «детских» слов.

Помогает сделать вывод: подобные «слова» появляются из-за того, что значение слова соединяется с близким ребёнку действием, признаком или предметом.

Что помогло объяснить значение слов?

Строят ход рассуждений:

Кусарики-то, что кусают; колоток-то, чем колотят, улиционер – стоит на улице, компресс -? Выясняют в толковом словаре учебника с.162

Опора на схожий признак, действие, а так же словарная статья учебника.

Продолжим учиться объяснять слова. Упр.1 с.15 Презентация к упражнению

Что помогло в этой работе объяснить лексическое значение слов?

Читают задания слайдов, обсуждают, проверяют

Знания способов образования слов, состава слов.

Записывают 2 предложения по выбору в тетрадь.

Зачем нужно понимать и уметь объяснять значение слова?

Упр.2 поможет вам увидеть ещё одну возможность применения этого умения.

Найдите это упражнение и объясните порядок работы с ним.

Помогает сделать вывод: вариант зависел от значения слова

Проверяет работу фронтально.

Чтобы правильно говорить, чтобы тебя понимали, чтобы помочь кому-то понять незнакомое слово.

Рядом с упражнением значок «Работа в паре», значит нужно договориться кто начнёт в паре, а кто продолжит работу.

Читают задание, составляют пошаговый план работы, договариваются и устно выполняют в паре.

Запись по 1 примеру: 1 ряд – 1, 2ряд – 2,

3 ряд – 3

Физминутка

Реализация плана урока

Вспомним, какие вопросы мы предложили обсудить в начале урока и нашли ли мы ответы на них?

Найдите рубрику «Давай подумаем» на с.16

Какой секрет мы узнали? Где он нам пригодится?

Вспоминают вопросы: узнаем, что значит сочетаемость слов; какие слова могут сочетаться, всегда ли слова сочетаются; где можно применить этот секрет слов и т. д. Анализируют понимание темы на данном этапе: Я уже понял, что… Я догадалась…

Читают, обсуждают, делают вывод, сравнивают с информацией рубрики «Ключик»

Мы узнали, что слова могут сочетаться или не сочетаться. Это важно знать при составлении предложений, на уроках развития речи.

Попробуем выполнить трудное задание?

Упр 3

Объясните орфограммы в записанных словах

Устно составляют сочетания (включить телевизор, душистый цветок, пушистый свитер, еловая ветка), объясняют невозможность других сочетаний.

2 часть письменно под руководством учителя, объяснение сочетаемости слов (развести костёр, душевный человек, пушной зверь, ёлочная игрушка)

Подведение итогов урока

Какой секрет языка мы узнали? Как его использовать в речи? Что было особенно интересно?

Рефлексируют собственную работу

Домашнее задание

Упр.4 с.17

Прочитайте, задайте вопросы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учимся объяснять слова Prezentacii.com

Слайд 2

Объясните значения слов, зная, из каких частей оно состоит и каким способом образовано.

Слайд 3

Подснежник т о, что растёт под снегом (цветок)

Слайд 4

Подсвечник т о, что ставят под свечку (подставка под свечу)

Слайд 5

Подберёзовик т о, что растёт под берёзой (гриб)

Слайд 6

Подосиновик т о, что растёт под осиной (гриб)

Слайд 7

Ельник е ловый лес

Слайд 8

Г олубика я года голубого цвета

Слайд 9

Сороконожка э то насекомое, у которого сорок ног

Слайд 10

Приведи примеры слов, лексическое значение которых определяется их составом. ?

Слайд 11

Черника я года чёрного цвета

Слайд 12

Осинник л ес, в котором растут осины (осиновый лес)

Слайд 13

Земляника з емляная ягода, растущая у самой земли

Слайд 14

Спиши два предложения на выбор Подснежник-цветок, растущий из-под снега. Подсвечник-подставка для свечи. Подберёзовик-гриб, растущий под берёзой. Подосиновик-гриб, растущий под осиной. Ельник- еловый лес. Голубика-ягода голубого цвета. Сороконожка-насекомое с сорока ножками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: «Состав слова: образование слов с помощью приставки и суффикса» (2 класс)

Цель урока: показать учащимся возможность образования новых слов сразу с помощью приставки и суффикса; учить образовывать и разбирать по составу такие слова; развивать внимание, мышление, речь....

Урок русского языка по теме "Родственные слова и формы слова".

Урок закрепления изученного о родственных словах и формах слова для 2 класса УМК "Перспективная начальная школа"....

Урок русского языка по теме:«Написание слов с парными согласными в конце и середине слова».

Цели: Образовательные: ·           Продолжить формирование представления об орфограмме как о возможном расхождении произношения и написания...

Технологическая карта урока русского языка на тему: «Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова».

Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов  в нашем языке;Планируемые результаты:Предметные:Знать: понятия ...

Конспект урока русского языка по теме "Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова."

Систематизировать знания учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, об устаревших и новых иноязычных словах и их роли в нашем языке; продолжать работу над фор...

Урок русского языка по теме "Однокоренные слова. Родственные слова. Общая часть родственных слов."

Архив содержит: конспект урока русского языка по теме "Однокоренные слова. Родственные  слова. Общая часть родственных слов.", презентацию, таблицы для схемы, материал для работы в малы...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...