Технологическая карта урока
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Трудникова Галина Николаевна

Технологическая карта урока по теме "Знакомство с понятием "сложные слова" (1-й урок по теме)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx45.39 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык, 3 класс  (ОС «Школа 2100»)

Тема урока: Знакомство с понятием «сложные слова».

Цель: путём наблюдения над значением корней научиться понимать лексическое значение сложного слова, развивать чувство языка.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

I.Организация урока,  мотивация  к учебной деятельности

- Итак, начинается урок!

 Ваши ушки на макушке,

 Глазки широко открыты.

 Слушайте, запоминайте,

 Ни минутки не теряйте!

- Сядьте правильно, откройте тетрадь.

– Что надо записать?

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

- Дату.

 Комментированная запись числа.

-Классная работа.

Личностные результаты

- Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

II. Актуализация знаний

1. Повторение.

В одном словесном государстве жили и не тужили орфограммы.

Орфограммы-буквы гласных и орфограммы-буквы согласных часто собирались вместе, а порой и в одном слове, и ждали, чтобы ребята о них вспомнили и не допустили ошибки в правописании. Но иногда они шалили и никак не хотели говорить свои полные названия. Вот что от них оставалось.

(на слайде появляются слова).

 Безударные        согласные         удвоенные          непроизносимые

– Вспомните полные названия этих орфограмм.

2. Работа в парах.

– Приведите примеры слов с этими орфограммами.

3. Словарная работа.

Орфограммы веселились,

И ошибки появились.

Вы скорее их найдите,

Правильно слова спишите.

На доске  запись:

Шыроко, вороне (перо), ворабьи, мухолофка.

– Напишите правильно. Обозначьте орфограмму.

Уч-ся называют орфограммы, вспоминают правила.

Ученики диктуют по два слова друг другу. (Упр. 119.)

Ученик работает у доски, учащиеся – в тетрадях.

Дети по разному выделяют корень: у одних получился корень «мухолов», у других  «мух» и «лов»

Познавательные УУД

- Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

- На основе анализа объектов делать выводы.

- Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные УУД

-Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

- Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

- Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Коммуникативные УУД

- Развивать умение слушать и понимать других.

- Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

- Оформлять свои мысли в устной форме.

- Умение работать в паре.

III. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения.

– Какой вопрос возникает?

– Почему птицу так назвали?

Запись на доске:

мухоловка – ловит мух.

– Какой корень в слове муха? Подберите однокоренные слова.

– Какой корень в слове ловит? Подберите однокоренные слова.

– Есть ли корни мух и лов в слове мухоловка?

– Так сколько корней в слове мухоловка? 

– Из каких слов сложилось это слово?

– Сколько в нём корней?

– Выпишите это слово и выделите в нём корни.

- Кто из учеников прав?

-  Сколько корней в слове мухоловка?

-Она ловит мух.

Подбирают.

Подбирают.

Да.

 В этом слове два корня .

Работа по учебнику.

 Упр. 122 – выявление в тексте слова, состоящего из двух корней.

Коллективное выполнение задания с мотивировкой выбора слова.

Познавательные УУД

- Представлять информацию в виде схемы.

- Выявлять сущность, особенности объектов.

- На основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные УУД

- Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

- Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

- Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

- Развивать умение слушать и понимать других.

- Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

- Оформлять свои мысли в устной форме.

Физкультминутка

– В какой группе оказалось слово водопад? (Мнения могут разделиться.)

– Объясните, что обозначает слово водопад. (Поток воды, который падает с высоты.)

– В чём особенность этого слова? (Состоит из двух корней.)

– Выделите корни в этом слове. Ответьте на вопрос: в какой группе однокоренных слов оно может оказаться? (В обеих: с корнем вод- и с корнем пад-.)

Подведение итогов работы по наблюдению за новыми словами.

– Как бы вы назвали такие слова?

Формулирование темы урока.

– Прочитайте название этих слов на с. 104.

– Почему их так назвали: сложные?– Запишите тему урока.

Работа по учебнику.

Упр. 123 – определяют  место сложных слов в ряду однокоренных. Ученики выписывают три группы однокоренных слов. В двух группах выделяют корень -вод-, но отмечают, что слова не однокоренные, так как у них разное значение, их нельзя объяснить через одно и то же слово, например вода.

  Упр. 124 –  определяют лексическое значение сложных слов с опорой на значение двух корней.

Ученики устно дают толкования сложных слов, записывают рядом с каждым словом только опорные сочетания:

Садовод – разводить сад, луноход – ходить по луне, волнорез – резать волны и т.д.

Предположения детей.

Сложили из двух слов.

ΙV. Развитие умений – применение знания.

Работа с определением (с. 106).

– Какие слова называются сложными?  

  - Прочитайте определение и сравните со своей формулировкой.

- Нарисуйте схему сложного слова.

Приведите свой пример сложного слова.

– Что мы  делали?

– Какие умения формировали?

Отвечают.

Приходят к выводу, что сделали правильное открытие.

Ученик выполняет на доске.

Приводят примеры.

Находили сложные слова, выделяли в них корни.

Умение работать с информацией.

Познавательные УУД

- Обобщать и классифицировать по признакам.

- Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

-Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Коммуникативные УУД

- Развивать умение слушать и понимать других.

- Оформлять свои мысли в устной форме.

ΙV. Итог урока.

Рефлексия.

– О каких словах вы сегодня узнали?

– Что такое сложные слова?

Незнайка на этот вопрос ответил так: «Все непонятные слова называются сложными». Буратино сказал, что все длинные слова – это сложные слова. Афанасий: «Слова, в которых два корня, называются сложными словами».

– Кто из героев прав? 

На слайде вопросы:

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Какое настроение у вас в конце урока?

Личностные результаты

- Развивать умения выражать свои эмоции.

- Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

V. Домашнее задание.

Стр.115 упр.1

Сочинить сказку про сложные слова (по желанию).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...