Главные вкладки

    Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.
    методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

    Мещанкина Ольга Васильевна

    Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkr._26_urok.docx24.82 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.

    Цели урока:

    1) познавательные:

    - Познакомить с собственными и нарицательными именами существительными.

    - создать условия для формирования умений различать имена существительные собственные и нарицательные, подбирать примеры этих слов самостоятельно, формировать навыки правописания заглавных букв в именах собственных, классифицировать слова на группы;

    2) развивающие:

    — развивать навыки самостоятельного поиска решения поставленной задачи, умение решать проблемные задачи, содействовать развитию у обучающихся кругозора, умению собирать, анализировать и систематизировать информацию;

    3) воспитывающие:

    - воспитывать умение общаться, умение работать дружно в паре, в группе, создать условия для воспитания познавательного интереса к происхождению своего имени и фамилии.

    Планируемые результаты:

    Метапредметные:

    Коммуникативные УУД – стимулирование обучающихся к выражению собственного мнения; к умению слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; к умению работать в паре, оказывать взаимопомощь, формирование умения слушать собеседника, договариваться.

    Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) — организация обучающимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности (умение соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности).

    Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии, об истории города и его улиц, о людях, живущих в городе.

    Личностные — формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, ответственности за свою деятельность, развитие творческого воображения, умения объективно оценивать результат собственной деятельности.

    Предметные - уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.

    Учебно-методическое обеспечение:

    Русский язык: Учебник: 2 класс/ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. — М.: Просвещение, 2012.

    Русский язык: Рабочая тетрадь: 2 класс/ В.П. Канакина — М.: Просвещение, 2012.

    Необходимое оборудование и материалы для урока:

    компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, презентация, раздаточный материал для парной и индивидуальной работы.

    - Прослушайте первый инструктаж.

    Тетрадь наклонно положу.

    Ручку правильно держу.

    За посадкою слежу.

    С чистотою я дружу,

    На «отлично» напишу.

    1. -  Посмотрите на экран. СЛАЙД 1

    Уч_- ник ,  дев -_чка,  т-традь, учит- ль, т-_варищ,

    - Какую работу вы могли бы предложить?

    -Выполните задание

    - Проверьте. СЛАЙД 2

    - Оцените свою работу. Возьмите свой лист достижений и оцените себя: не допустили ошибок, поставьте +; допустили ошибку -  в задании №1

    2. -К какой части речи относятся эти слова?

    -Что такое имя существительное?

    -На какие вопросы отвечает?

    -Что обозначает?

    - Найдите лишнее слово и подчеркните его. Почему?

    Подчеркните его.

    Оцените свою работу. Возьмите свой лист достижений и оцените себя, поставьте + или -  в задании №2

    3. Знакомство с новой темой.

     Сели и закрыли все глаза. Не открывая глаз, ответьте, пожалуйста, на мой вопрос:

    - Девочка, как можно назвать одним словом эти имена существительные?

    - Откройте глаза. Почему на мой вопрос никто не смог ответить? (Не назвала никого по имени.)

    (Повторить вопрос, обращаясь по имени к конкретному ребенку.)

    - У каждого человека, живущего на Земле, есть свое имя.

    - В русском языке есть славянские имена: Владимир, Светлана, Людмила, а есть имена, пришедшие к нам из греческого (Анатолий, Татьяна), древнееврейского (Илья, Анна), латинского (Юлия, Сергей) и других языков. И у каждого имени  есть свое значение. О значении своего имени, имени ваших родных вы можете узнать из книги “Тайна имени”.(Показ книги “Тайна имени”)

    - На какой же вопрос отвечают наши имена? (кто?)

    - Если все имена отвечают на вопрос кто, к какой же части речи относятся они? (к имени существительному)

    - А если имя у каждого человека свое, его ему присвоили, тогда оно является его собственным и больше ничьим.

    А)-Значит, как можно назвать наши имена? (имена собственные)

    - Сформулируйте тему урока. 

      Собственные имена существительные. Слайд3

    - Вы уже знаете, как пишутся имена людей? (с большой буквы)

    - Значит, на какой вопрос отвечают имена собственные? (кто?) 

    - А к какой части речи относятся имена собственные?

     (к имени существительному)

    - Ребята, а знаете ли вы, какое на нашей планете самое распространенное имя?

      А как зовут героя многих русских народных сказок? (Иванушка)

     - Самым распространенным именем на Земле является имя Иван. Запишем в тетради это имя. Когда Иван был маленьким, как его называла мама? (Ваня, Ванечка)

    - На разных языках это имя звучит) по-разному: (слайд4)

    в Германии – Ганс

    в Италии – Джованни

    во Франции – Жан

    в Польше – Ян

    в Англии - Джон

    - Ребята, все эти имена произносятся и пишутся по-разному, но есть в них и что-то общее.

     (Все имена пишутся с большой буквы.)

    - У человека есть собственное имя полное и, то, которым его называют в детстве и ласково.

    Работа с учебником  стр 53 упр 91 -   Устно (назвать : ласковые, неполные, полные имена)

    Правило стр 53 .  

     Запишите  ваше  полное имя.

    У каждого из вас есть отчество . Как оно образовано?

    Работа со словом из словаря отец (словари Ожегова, Ушакова)

    1.Мужчина по отношению к своим детям.

    2.Употребляется при названии лиц духовного звания , а также при обращении к ним.

    Образуйте однокоренные слова.

    Однокоренные: отецкий (дело отецкое), отечески, отцовский, отчизна, отчий, отчество, отцовство.

    - Составьте с одним из слов предложение.

    Образуйте синонимы: папа , папаша, батя, батюшка, родитель, тятя ( устар.)

    Запишите свое отчество.

    Что общего у каждого у  вас и вашего отца? – ( фамилия.)

    Запишите свою фамилию.

    Что мы можем сказать об этих словах?

    Работа с учебником.

    Правило.стр. 52

    Работа с учебником .

    Стр. 52 упр. 88 - устно  (Относятся ли эти существительные к именам собственным?)

      Мама, папа, бабушка, дедушка, дядя, тетя, сестра, брат.

    Составьте предложения с этими словами.

    Б) Правило стр.53  - нарицательные.

    Работа с учебником . Стр. 52 упр 89

    4) Физминутка
    Я называю слова, если это существительное собственное - вы встаете на носочки, если нарицательное - садитесь на корточки  :

    Тракторист, Николай, Сергеевич, писатель, Пушкин, поэт, Александровна , машинист, охотник, Бианки.

    5) Работа в тетради.

    Записать слова :

    1 вар – собственные имена существительные.

    2 вар.- нарицательные имена существительные.

    Иванов рыбак, дежурный Коля , отец Петров, Саша ученик, Берегов  рабочий.

     Проверяем

    6)  Работа в парах.

    Добавляя буквы в слова образуйте собственные имена существительные

    Кол - _________   ,   рыбак -_______________  ,ива - ____________   ,сон -_____________  .

    7) Работа в группах

    1группа                                                              

    Выберите нужную букву (ненужную зачеркните); над существительными подпишите собственное (соб.), нарицательное (нариц.)

    В (П,п)оле  (П,п)оля  полет  картофель.

    Мой  брат (л,Л)ев  ходит в школу.

                                        2группа

     Выберите нужную букву(ненужную зачеркните);над существительными подпишите собственное (соб.), нарицательное (нариц.) .

    Ребята  подарили (Р,р)озе  (Р,р)озу.

    Петя  (Р,р)ыбаков  был в гостях у (Р,р)ыбаков . 

                                   3группа

    Выберите нужную букву (ненужную зачеркните); над существительными подпишите собственное (соб.), нарицательное (нариц.) .

    Женя  (С,с)кворцов делал домик для (С,с)кворцов .

    Бабушка (С,с) оня  вяжет носки.

    8) Итог урока.

    Над какой частью речи работали?            

       -Чему учились на уроке?

    Сегодня мы с вами говорим только об одной группе л, которые относятся к собственным именам существительным – имени, с остальными же вы познакомитесь на следующих уроках. Это фамилии, отчества людей, клички животных, названия городов, деревень, стран, улиц, названия рек, морей, океанов.

    9) Рефлексия  учебной деятельности

    -Оцените свою деятельность на уроке. Возьмите свой лист достижений и оцените себя:

    Если вы на уроке не допустили ошибок, считаете, что хорошо усвоили тему, можете четко повторить правило – нарисуйте жёлтый кружок;

    Если сделали одну или две ошибки, вам еще нужно время, чтобы выучить правило – зелёный кружок;

    Если допустили в каждом задании ошибку, вам еще нужно время, чтобы выучить правило, хорошенько потренироваться в его применении – красный кружок .    

    10) Домашнее задание: с.54 упр.92 (слайд


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Правописание падежных окончаний существительных трех склонений имен существительных

    Урок по русскому языку в 4 классе. УМК "Перспектива"Тип урока: Комбинированный.Элементы содержания: Падежные окончания имен существительных Требования к уровню подготовки учащихся: Уметь правильн...

    Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных" 2 класс Школа России

    Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительныхЦели урока:•  Формировать умения отличать собственные и на...

    Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного."

    Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного.Цели урока: Учить определять род имен существительных.Планируемые...

    «Три склонения имени существительного. Первое склонение имени существительного».

    Закрепление знаний учащихся о правописании и изменении по падежам существительных первого склонения....