Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Мещанкина Ольга Васильевна

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr._26_urok.docx24.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.

Цели урока:

1) познавательные:

- Познакомить с собственными и нарицательными именами существительными.

- создать условия для формирования умений различать имена существительные собственные и нарицательные, подбирать примеры этих слов самостоятельно, формировать навыки правописания заглавных букв в именах собственных, классифицировать слова на группы;

2) развивающие:

— развивать навыки самостоятельного поиска решения поставленной задачи, умение решать проблемные задачи, содействовать развитию у обучающихся кругозора, умению собирать, анализировать и систематизировать информацию;

3) воспитывающие:

- воспитывать умение общаться, умение работать дружно в паре, в группе, создать условия для воспитания познавательного интереса к происхождению своего имени и фамилии.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Коммуникативные УУД – стимулирование обучающихся к выражению собственного мнения; к умению слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; к умению работать в паре, оказывать взаимопомощь, формирование умения слушать собеседника, договариваться.

Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) — организация обучающимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности (умение соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности).

Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии, об истории города и его улиц, о людях, живущих в городе.

Личностные — формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, ответственности за свою деятельность, развитие творческого воображения, умения объективно оценивать результат собственной деятельности.

Предметные - уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.

Учебно-методическое обеспечение:

Русский язык: Учебник: 2 класс/ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. — М.: Просвещение, 2012.

Русский язык: Рабочая тетрадь: 2 класс/ В.П. Канакина — М.: Просвещение, 2012.

Необходимое оборудование и материалы для урока:

компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, презентация, раздаточный материал для парной и индивидуальной работы.

- Прослушайте первый инструктаж.

Тетрадь наклонно положу.

Ручку правильно держу.

За посадкою слежу.

С чистотою я дружу,

На «отлично» напишу.

1. -  Посмотрите на экран. СЛАЙД 1

Уч_- ник ,  дев -_чка,  т-традь, учит- ль, т-_варищ,

- Какую работу вы могли бы предложить?

-Выполните задание

- Проверьте. СЛАЙД 2

- Оцените свою работу. Возьмите свой лист достижений и оцените себя: не допустили ошибок, поставьте +; допустили ошибку -  в задании №1

2. -К какой части речи относятся эти слова?

-Что такое имя существительное?

-На какие вопросы отвечает?

-Что обозначает?

- Найдите лишнее слово и подчеркните его. Почему?

Подчеркните его.

Оцените свою работу. Возьмите свой лист достижений и оцените себя, поставьте + или -  в задании №2

3. Знакомство с новой темой.

 Сели и закрыли все глаза. Не открывая глаз, ответьте, пожалуйста, на мой вопрос:

- Девочка, как можно назвать одним словом эти имена существительные?

- Откройте глаза. Почему на мой вопрос никто не смог ответить? (Не назвала никого по имени.)

(Повторить вопрос, обращаясь по имени к конкретному ребенку.)

- У каждого человека, живущего на Земле, есть свое имя.

- В русском языке есть славянские имена: Владимир, Светлана, Людмила, а есть имена, пришедшие к нам из греческого (Анатолий, Татьяна), древнееврейского (Илья, Анна), латинского (Юлия, Сергей) и других языков. И у каждого имени  есть свое значение. О значении своего имени, имени ваших родных вы можете узнать из книги “Тайна имени”.(Показ книги “Тайна имени”)

- На какой же вопрос отвечают наши имена? (кто?)

- Если все имена отвечают на вопрос кто, к какой же части речи относятся они? (к имени существительному)

- А если имя у каждого человека свое, его ему присвоили, тогда оно является его собственным и больше ничьим.

А)-Значит, как можно назвать наши имена? (имена собственные)

- Сформулируйте тему урока. 

  Собственные имена существительные. Слайд3

- Вы уже знаете, как пишутся имена людей? (с большой буквы)

- Значит, на какой вопрос отвечают имена собственные? (кто?) 

- А к какой части речи относятся имена собственные?

 (к имени существительному)

- Ребята, а знаете ли вы, какое на нашей планете самое распространенное имя?

  А как зовут героя многих русских народных сказок? (Иванушка)

 - Самым распространенным именем на Земле является имя Иван. Запишем в тетради это имя. Когда Иван был маленьким, как его называла мама? (Ваня, Ванечка)

- На разных языках это имя звучит) по-разному: (слайд4)

в Германии – Ганс

в Италии – Джованни

во Франции – Жан

в Польше – Ян

в Англии - Джон

- Ребята, все эти имена произносятся и пишутся по-разному, но есть в них и что-то общее.

 (Все имена пишутся с большой буквы.)

- У человека есть собственное имя полное и, то, которым его называют в детстве и ласково.

Работа с учебником  стр 53 упр 91 -   Устно (назвать : ласковые, неполные, полные имена)

Правило стр 53 .  

 Запишите  ваше  полное имя.

У каждого из вас есть отчество . Как оно образовано?

Работа со словом из словаря отец (словари Ожегова, Ушакова)

1.Мужчина по отношению к своим детям.

2.Употребляется при названии лиц духовного звания , а также при обращении к ним.

Образуйте однокоренные слова.

Однокоренные: отецкий (дело отецкое), отечески, отцовский, отчизна, отчий, отчество, отцовство.

- Составьте с одним из слов предложение.

Образуйте синонимы: папа , папаша, батя, батюшка, родитель, тятя ( устар.)

Запишите свое отчество.

Что общего у каждого у  вас и вашего отца? – ( фамилия.)

Запишите свою фамилию.

Что мы можем сказать об этих словах?

Работа с учебником.

Правило.стр. 52

Работа с учебником .

Стр. 52 упр. 88 - устно  (Относятся ли эти существительные к именам собственным?)

  Мама, папа, бабушка, дедушка, дядя, тетя, сестра, брат.

Составьте предложения с этими словами.

Б) Правило стр.53  - нарицательные.

Работа с учебником . Стр. 52 упр 89

4) Физминутка
Я называю слова, если это существительное собственное - вы встаете на носочки, если нарицательное - садитесь на корточки  :

Тракторист, Николай, Сергеевич, писатель, Пушкин, поэт, Александровна , машинист, охотник, Бианки.

5) Работа в тетради.

Записать слова :

1 вар – собственные имена существительные.

2 вар.- нарицательные имена существительные.

Иванов рыбак, дежурный Коля , отец Петров, Саша ученик, Берегов  рабочий.

 Проверяем

6)  Работа в парах.

Добавляя буквы в слова образуйте собственные имена существительные

Кол - _________   ,   рыбак -_______________  ,ива - ____________   ,сон -_____________  .

7) Работа в группах

1группа                                                              

Выберите нужную букву (ненужную зачеркните); над существительными подпишите собственное (соб.), нарицательное (нариц.)

В (П,п)оле  (П,п)оля  полет  картофель.

Мой  брат (л,Л)ев  ходит в школу.

                                    2группа

 Выберите нужную букву(ненужную зачеркните);над существительными подпишите собственное (соб.), нарицательное (нариц.) .

Ребята  подарили (Р,р)озе  (Р,р)озу.

Петя  (Р,р)ыбаков  был в гостях у (Р,р)ыбаков . 

                               3группа

Выберите нужную букву (ненужную зачеркните); над существительными подпишите собственное (соб.), нарицательное (нариц.) .

Женя  (С,с)кворцов делал домик для (С,с)кворцов .

Бабушка (С,с) оня  вяжет носки.

8) Итог урока.

Над какой частью речи работали?            

   -Чему учились на уроке?

Сегодня мы с вами говорим только об одной группе л, которые относятся к собственным именам существительным – имени, с остальными же вы познакомитесь на следующих уроках. Это фамилии, отчества людей, клички животных, названия городов, деревень, стран, улиц, названия рек, морей, океанов.

9) Рефлексия  учебной деятельности

-Оцените свою деятельность на уроке. Возьмите свой лист достижений и оцените себя:

Если вы на уроке не допустили ошибок, считаете, что хорошо усвоили тему, можете четко повторить правило – нарисуйте жёлтый кружок;

Если сделали одну или две ошибки, вам еще нужно время, чтобы выучить правило – зелёный кружок;

Если допустили в каждом задании ошибку, вам еще нужно время, чтобы выучить правило, хорошенько потренироваться в его применении – красный кружок .    

10) Домашнее задание: с.54 упр.92 (слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание падежных окончаний существительных трех склонений имен существительных

Урок по русскому языку в 4 классе. УМК "Перспектива"Тип урока: Комбинированный.Элементы содержания: Падежные окончания имен существительных Требования к уровню подготовки учащихся: Уметь правильн...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного."

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного.Цели урока: Учить определять род имен существительных.Планируемые...

«Три склонения имени существительного. Первое склонение имени существительного».

Закрепление знаний учащихся о правописании и изменении по падежам существительных первого склонения....

Технологическая карта. Русский язык. 2 класс. «Формирование первоначальных представлений о разборе имени существительного. Определение признаков имени существительного»

Технологическая карта. Русский язык. 2 класс. «Формирование первоначальных представлений о разборе имени существительного. Определение признаков имени существительного»...

Урок русского языка. 4-й класс.Три склонения имен существительных. Первое склонение имен существительных.

Цель:ознакомление учащихся с тремя типами склонений имен существительных в единственном числе, грамматической категорией имени существительного – 1 склонение.Задачи:Создать условия для «от...