"Обобщение знаний о падежах"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Зиннурова Наиля Зайнутдиновна

Урок в 4 классе. Конспект поможет учителю обобщить, совершенствовать и закрепить знания учащихся о падежах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr.urok_russkogo_yaz.4klass.docx27.71 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 4-м классе "Обобщение знаний о падежах"

Цели:

  1. Обобщить знания о падежах имён существительных;
  2. Совершенствование умений определять падеж имён существительных по вопросам, предлогам;
  3. Умение различать падежи по их признакам;
  4. Роль существительных в предложении;
  5. Развитие творческой деятельности.

Оборудование и реквизиты:

  • Компьютер;
  • Презентация;
  • Экран;
  • Карточки с названием падежей;
  • Индивидуальные задания;
  • Магнитофон;
  • Музыкальная композиция «Тихий рай» (шум моря);
  • Тетрадочки в форме листиков, сделанные ребятами на уроке труда.

Ход урока

1. Организационный момент (Слайд 1)

Ну, ребята, чур, молчок.
Начинается урок.
Тихо сели – раз, два, три…
А урок наш, сейчас
Науке посвящается,
Что грамматикой у нас
С любовью называется.

- Открыли свои необычные тетрадочки, вами приготовленные, специально для урока.…
Записали число, классная работа.

2. Каллиграфическая минутка

- Сегодня, ребята, на каллиграфической минутке, мы будем писать букву Е е, так как она будет нам встречаться, практически во всех соединениях. В этой цепочке заглавная Е, строчная е чередуются с одной линией с петлёй вверху, затем с двумя линиями, затем стремя такими линиями.

- Запишите цепочку в предложенной последовательности.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

3. Постановка целей и задач урока

- Сегодня на уроке мы подводим итог первоначальному знакомству с одним из понятий русского языка – склонением.
- Послушайте стихотворение и сформулируйте тему нашего урока: (Слайд 2)
(щелчки после каждой строчки) [3].

- Воскликнул Именительный:
«Мой именинник,
тот,
Который изумительно
Науку познаёт!»

- Того, - сказал Родительный:
«Я отрицаю, кто
Не может без родителей
Надеть себе пальто».

- Тому, - ответил Дательный,-
Плохое имя дам,
Кто не любит старательно
Уроки делать сам.

- Того, - сказал Винительный, -
Я буду обвинять,
Кто книжку вразумительно
Не может прочитать.

- С тем, - заявил Творительный,
Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно
Относится к труду.

- О том, - сказал Предложный,-
Я предложу рассказ,
Кто в жизни делать может
Полезное для нас.

- Так, какая же тема нашего урока? (Слайд 3)

Д. «Обобщение знаний о падежах»

- Да, правильно. Сегодня мы обобщим знания о падежах. Какие задачи вы поставите перед собой на данный урок? (Слайд 4)

  • Повторить названия падежей, повторить вопросы каждого падежа; 
  • Совершенствовать навык определения падежей имён существительных; 
  • Повторить окончания имён существительных в данном падеже; 
  • Совершенствовать навыки в определении падежей имён существительных; 
  • Развивать навыки грамотного письма. 

4. Теоретическая работа

 - На первом этапе урока проверяю ваши теоретические знания. Внимательно слушайте вопросы и…, затем отвечайте.
- Сегодня на уроке ваша задача – повторить ещё раз всё, что вам известно о склонении.       
(Слайд 5)
- Итак, что же такое склонение?

Д. - Изменение окончаний имён существительных по падежам называется склонением. [1]

- Сколько склонений в русском языке? (Слайд 6)

Д. - В русском языке 3 склонения. (Слайд 7), 1-е- имена существительные ж.р., и существительные м.р. с окончаниями – а-, -я-,  (Например: дядя, грамматика);    
2-е -  имена существительные м.р. с нулевым окончанием и имена существительные с.р. 
(Например: урок, утро); 3-е - имена существительные ж. р. с нулевым окончанием (Например: местность)

- Сколько падежей в русском языке? (Слайд 8)

Д. – У слова есть шесть падежей,
Шесть верных маленьких пажей,
Они проходят чередой,
За слово в бой готов любой!
Вверяют окончаниям,
Судьбу и жизнь свою!
И про своё призвание
На ушко им поют. [2]

- Давайте назовём их с вопросами и со словами - помощниками. (Хором)
(щелчки после каждой строчки)

Именительный (есть) кто? что?
  Родительный (нет) кого? чего?
  Дательный (дам) кому? чему?
  Винительный (вижу) кого? что?
  Творительный (доволен) кем? чем? 

  Предложный (думаю) о ком? о чём?

(Дети по очереди рассказывают стихотворение о падежах) (Слайд 9) [3]

1.   Я – именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащие зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы –
кто? и что?
Ни с чем не спутает никто. (Слайд 10)

2.   А я – падеж родительный
Характер мой – общительный.
Кого? Чего? – и вот он я!
Предлоги часто мне друзья:
И
 с, и до, и у, и из –
До неба вверх и с неба вниз.
Похож я на винительный
Бываю иногда,
Но в тексте различите вы
Два падежа всегда.

3.    Я называюсь дательным,
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
С предлогом
к и по дружу,
Но и один гулять хожу. (Слайд 11)

4. А я – винительный падеж
И я во всём виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятёрки» я ловлю.
Кого позвать? Во что играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.

5.   А я – творительный падеж,
Исполнен всяческих надежд.
Творите! –
Чем?
Творите! –
С кем?
Я подскажу вам – нет проблем!
Предлогам
перед, под и над
В любой момент я очень рад.
 (Слайд 12)

6.   А я –падеж предложный.
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чём я говорил?
Ах да, нужны предлоги!
Без них мне нет дороги.
Пусть будет
о, и в, и при –
Ты их случайно не сотри:
Тогда смогу я рассказать,
О чём мечтать и в чём гулять?

4.   Закрепление пройденного материала 

- От теории переходим к практике. Сейчас вам будет предложено несколько заданий, которые будут усложняться от этапа к этапу. Работая, будьте внимательны. Чтобы проверить, готовы ли вы к работе, предлагаю устную разминку. Я буду читать стихотворение «Приключение зелёного листа», а вам нужно определить падеж слова – лист. Ответ показывайте с помощью карточек с падежами. Итак, начали… (Слайд 13)

Как-то раз с большого клёна
Оторвался
лист зелёный
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Закружилась голова
у зелёного листа.
Ветер нёс его и нёс,
Бросил только на мосту.
В тот же миг весёлый пёс
Шмыг
к – зелёному листу!
Лапой
 – хвать зелёный лист…
Дескать, поиграем.

Ветер вновь с листом зелёным…
Закружил над старым клёном,
Но шалун уже устал
И ко мне в тетрадь упал.
Я пишу в саду под клёном
Стих
о том листе зелёном. [4]

- Молодцы! Я вижу, вы справились с этим заданием и включились в работу. Усложним её.

5. Работа по картине (Слайд 14)

- Что можете сказать о лесе? О снеге? О воздухе? О погоде?
- Просклоняйте слова
День, погода, утро.

6. Составление рассказа по картинке (Слайд 15)

- Ребята, вам даны опорные слова.

  • Морозное утро
  • Тёплый, солнечный день
  • Звенящая тишина
  • Сверкает иней

- Составьте небольшой рассказ. Озаглавьте текст.

Примерный текст:

     Морозное утро
Сегодня морозное утро. Стоит тёплый и солнечный день. Мы идём по лесной тропинке. В звенящей тишине сверкает иней.

7. Запись предложений с комментированием (Слайд16)

- Запишем предложения с комментированием. Разберём последнее предложение по членам, определим части речи с указанием падежей имён существительных, определением склонений, времени глагола. Нарисуем схему последнего предложения.

8. Самостоятельная работа по вариантам (на карточках) (Слайд 17)

Вставьте пропущенные буквы, укажите падеж:

I вариант

II вариант

  • Бр…дил по л…су,
  • ч…десная п…года,
  • прячутся под б…рёзами,
  • всп…минали о лете.
  • Прол…тала над лесом,
  • был на …кскурсии,
  • вырастают из гр…бницы,
  • шли по тр…пинке.

9. Самопроверка (Работа в парах) (Слайд 18)

- А теперь, проверьте.

I вариант

II вариант

  • Бродил по лесу, (Д.п.)
  • чудесная погода, (И.п.)
  • прячутся под берёзами, (Т.п.)
  • вспоминали о лете. (П.п.)
  • Пролетала над лесом, (Т.п.)
  • был на экскурсии,(П.п.)
  • вырастают из грибницы, (Р.п.)
  • шли по тропинке. (Д.п.)

10. Задание – тест на определение падежной формы существительных (Слайд 19)

- Ребята, запишите в тетради в строчку числа от 1 до 10. Я буду диктовать словосочетания, которые показаны на экране, а вы под соответствующим номером укажите падеж одной буквой.

  1. Заблудился в лесу;
  2. Перепрыгнул через лужу;
  3. Вышел из ворот;
  4. Побежал по коридору;
  5. Беспокоились о сыне;
  6. Стучали в дверь;
  7. Разрезал ножницами;
  8. Подарила бабушке;
  9. Стучал молотком;
  10. Отвечать у доски.

11. Самопроверка (Слайд 20)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

П

В

Р

Д

П

В

Т

Д

Т

Р

12. Работа по таблице (Слайд 21)

- Давайте вспомним ещё один момент, который мы с вами не оговаривали особо. Мы знаем, что в русском языке есть шесть падежей, знаем, на какие вопросы отвечают имена существительные в каждом падеже. А теперь, ответьте, мне, пожалуйста: в каких падежах существительные могут употребляться с предлогами?

Д. Во всех, кроме именительного.

- В каком падеже существительные никогда не употребляются без предлогов.

Д. В предложном.

- А что можно сказать о существительных в родительном, дательном, винительном и творительном падежах?

Д. Они могут употребляться и без предлогов.

- Можете ли вы назвать предлоги, которые употребляются только в каком – то одном падеже?

Д. По таблице.

13. Итог урока (Слайд 22)

- Подведём итог урока.
- В чём заключалась цель нашего урока?
- Достигли ли мы этой цели или нет? Объясните.
- Чью работу на уроке хотите отметить?

14. Домашнее задание (Слайд  23)

- Закрепить знания о предлогах и окончаниях падежей. С. 94, упр. 206 (Слайд 24)

Используемая литература:

  1. Учебник «Русский язык», Т. Г. Рамзаева, издательство «Дрофа» 2006-2007 гг.
  2. Поурочные разработки к учебнику Т. Г. Рамзаевой «Русский язык», (авторы: О. Н. Крылова, Л. Ю. Самсонова) издательство «Экзамен», 2008 г. (Серия «Учебно-методический комплект»).
  3. Поурочные разработки к учебнику Т. Г. Рамзаевой «Русский язык», 4 класс, Е. Е. Гугучкина, Волгоград, издательство «Учитель», 2003 г.
  4. Материал из открытого урока «Фестиваль педагогических идей», Е. И. Бянкиной


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Тема: "Обобщение знаний о падежах имён существительных".

УМК "Школа России".Урок русского языка-4 класс.Применение деятельностного метода на уроке, технологии сотрудничества способствует повышению познавательного интереса обучающихся....

Обобщение знаний о падежах

Урок обобщения и закрепления знаний о падежах с использованием экологических терминов, понятий....

Тема: Урок – игра «Банк знаний» по теме« Обобщение знаний о падежах»

Задачи:Образовательные:1.     Проверить знания, умения, навыки по теме «Обобщение знаний о падежах»2.     Устранить пробелы в знаниях.Развивающие:1....

Урок русского языка в 3 классе "Все падежи.Обобщение знаний о падежах" УМК "Школа России"

Урок - путешествие по "Городу падежей!" Цель: обобщение знаний о падежах имен существительных....

"Все падежи. Обобщение знаний о падежах", 3 класс, "Школа России"

Цель: Создать условия для обобщения и закрепления знаний о падежах имён существительных, падежных вопросах и предлогах, употребляемых с падежами, формирования навыков распознавания падежей имён с...