Урок русского языка 4 класс 3 склонения имени существительного
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Кузнецова Тамара Михайловна

Конспект урока русского языка "3 склонения имени существительного" 4 класс по "Школе России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_tri_skloneniya_im.sushch.docx16.17 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка. 4 класс.

Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имён существительных.

Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в ед.числе; познакомить с признаками имен существительных 1 склонения; учить  распознавать имена существительные 1 склонения.

Формируемые УУД:

Познавательные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; синтез; подведение под понятие, выделение следствий.

Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии и задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные – постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;

Личностные – установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания. 

(Учащиеся обмениваются карточками, определяют падеж имен существительных в словосочетаниях. Взаимопроверка.)

3. Актуализация знаний.

Спишите, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Выделите в словах приставки, подчеркните предлоги.

Где з..муют бабочки?

(На)ступили х..лодные ..сенние дни. Ноч..ю моро.. (по)крыл лужи первым ле..ком. Куда пропали в..сёлые бабочки? Одни (за)летели (в)сарай. Там они (за)п..лзли в ст..нные щели и (за)снули. Другие укрылись (в)кучах сухих лист..ев (на)лесных полянках.

4. Самоопределение к деятельности.

Прочитайте предложение.

Бабушка рассказала мне о сестр.. и дочер..

Найдите в предложении однородные члены. (О сестре и дочери).

Каким членом предложения они являются? (Второстепенным).

Какой частью речи они выражены? (Существительные).

Определите их род, падеж. (Женский род, предложный падеж).

Как вы думаете, какие окончания будут у этих существительных? Они одинаковые или разные? (Ответы детей. Учитель дописывает окончания).

Что вы заметили? (Окончания разные).

Почему у существительных одного рода в одном падеже разные окончания? (Наверное, у имен существительных есть еще какой-то признак, по которому и различаются эти два слова и от которого зависит окончание.)

Прочитайте название темы на с.89 учебника. Объясните значение слова «склонение». Подберите к нему однокоренные слова. (Склоняться, поклон, склоненный). Что значит «имя существительное склоняется»?(Изменяется по падежам и числам.) Почему же 3 склонения? (Ответы детей).

Сформулируйте задачи урока. (Узнать, что такое склонение имен существительных, какие бывают группы склонений, как их отличить, научиться определять склонение имен существительных.)

5. Работа по теме урока (по учебнику).

Упр. 153(с.89)

Просклоняйте письменно группы слов: 1 ряд- 1, 2-2, 3-3.(Три ученика работают у доски. Коллективная проверка).

Сравните окончания в каждой группе слов. Что вы заметили? (Окончания всех существительных, входящих в одну группу, во всех падежах совпадают, но онт отличаются от окончаний существительных других групп.)

Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!»

Сколько групп склонений в русском языке?(Три).

Что для них характерно? (Они имеют одинаковые окончания при изменении по падежам).

Упр.154.

(Самостоятельная запись слов).

Какие слова вы написали: какого они рода, какие имеют окончания, в каком числе употреблены? (Это существительные мужского и женского рода с окончаниями -а, -я в единственном числе).

Обратите внимание на то, что окончание –а пишется в словах после твердых согласных, а окончание –я- после мягких.

Прочитайте рубрику «Обратите внимание!» Какие имена существительные вы записали? (1-го склонения).

Упр.155.

(Комментированное письмо).

Прочитайте сведения о языке.

Какие имена существительные относятся к 1 склонению? Приведите свои примеры        существительных 1 склонения. Выполните звуко-буквенный разбор слова «Илья». (Один ученик работает у доски).

6. Физкультминутка.

7. Закрепление изученного материала. Работа по учебнику.

Упр.156

Как вы думаете, однокоренные имена существительные всегда относятся к одному склонению? (Ответы детей).

Прочитайте первую пару слов. Это однокоренные слова? (Да).

Определите, относятся ли эти существительные к 1 склонению. Докажите.

Выполните задания. Проверка по цепочке: ученики читают пары слов, называют существительные 1 склонения. Самопроверка.

Запишите в словарик слова «беседа», «беседовать», поставьте ударение, подчеркните орфограммы. Найдите значение слова «беседа» в толковом словаре. Подберите однокоренные слова, запишите их.

8. Рефлексия. Работа по карточкам.

Прочитайте пары слов с противоположным значением. Подчеркните существительные 1 склонения.

Быль-сказка, вред-польза, война-мир, грязь-чистота, работа-отдых, родина-чужбина, тишина-шум, тоска-веселье, нищета-богатство, молодость-старость.(Взаимопроверка).

Оцените свою работу на уроке.

9. Подведение итогов урока.

Что такое склонение? Назовите опорные слова для определения склонения имен существительных. (Именительный падеж, единственное число, род, окончание). Сколько групп склонений в русском языке?

10. Домашнее задание. (По выбору учителя).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка. 3 склонения имен существительных.

Материал предназначен для учащихся 3 класса, позволяет хорошо усвоить новый  материал  по теме: «Склонение имен существительных.».Цели урока:-установить отличительные признаки имён сущ...

Урок русского языка "Три склонения имени существительного"

Урок по системе Занкова ,автор  Полякова А.В."Русский язык ",3 класс...

Урок русского языка "Третье склонение имен существительных"

Урок русского языка "Третье склонение имен существительных"Цели: 1. Обобщить знания о склонении имен существительных, совершенствовать умения учащихся определять тип склонения; 2. Развивать ...

Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных»

Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных» для 4 класса УМК "Школа России"Цель: дать общее пред...

Конспект урока русского языка "3 склонения имени существительного"

Конспект урока русского языка "3 склонения имени существительного"...

Урок русского языка " 2 склонение имен существительных"

Урок изучения нового материала, направленный на знакомство учащихся со 2 склонением имен существительных....