открытый урок русского языка по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Ходаковская Мария Владимировна

открытый урок русского языка по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах" 4 класс с УУД 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе.
Тема урока: Правописание -тся и -ться в глаголах

Цели: Научить правильно обозначать буквами звукосочетание [ца] на конце слов, относящихся к разным частям речи. Учить различать случаи написания -ться и -тся в глаголах. Развивать умение высказываться на грамматическую тему, анализировать. Воспитывать положительное отношение к учёбе, к знаниям, доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: презентация, карточки для работы в паре, в группе, карточки с дифференцированным заданием, мультимедиа, оценочный плакат для рефлексии.

Ход урока

  1. Орг. момент

- Ребята, давайте улыбнёмся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесёт вам радость общения.

2. Актуализация знаний.
Сегодня на уроке нам предстоит сделать важное открытие, а помощниками будут внимание, находчивость, смекалка.

Слайд №1

3.Минутка чистописания

Посмотрите пожалуйста на слайд и скажите какое слово здесь лишнее
(ссора)

Это новое словарное слово.

- Как вы понимаете его значение?

-Найдите значение в толковом словаре.

-Лиза, прочти вслух.

На доске записано ссора

Слово ссора пишется с удвоенной согласной буквой «с», запомните его, запишите на рабочей строке несколько раз каллиграфически правильно соединяя буквы. Следите за высотой буковок. (прописываю показ)

- Оцените выполнение этого задания на самооценочном листе.

Слайд №2

-Посмотрите ещё раз на слайд и скажите на какие 2 группы можно разделить эти слова?

-Прочитайте существительные, что мы слышим на конце при их произношении?(ца)

- А что пишется?(ца)

-Какой можете сделать вывод? (В имени существительном на конце слышым ца и пишем ца)

-Молодцы!

-А что мы можем сказать о глаголах?

-Прочтите глаголы , что мы слышим на конце?(ца), а что пишем?

-Какой можете сделать вывод? (слышим ца , а пишем тся- А веде ли одинаково пишется тся?

4.Постановка учебной задачи.

-Вы можете сказать , когда пишется –ться-, а когда –тся-?

-Сочетание [ца] на конце глаголов - это опасное место – орфограмма. Надо найти истину.
- Можете, исходя из этой проблемы, сформулировать тему урока? (Правописание -тся и –ться в глаголах)

На доске записана тема урока закрытая , открыть
-Поставим перед собой цели урока.

- Что мы должны узнать на уроке? ( Когда писать –тся, а когда –ться)

 - А чему мы должны научиться? (Научиться правильно писать в глаголах -тся и –ться)

5. Совместный поиск решения проблемы. 

- Начнем наше маленькое исследование?

( На доске записаны предложения, на карточках прикрепляется вопрос)

Саша ссорится с друзьями.

Я никогда ни с кем не буду ссориться.

- Сравните предложения.

- Что интересного вы заметили?

-Задайте вопрос к глаголу в первом предложении.( Саша что делает? прикрепляется под глагол)

- Задайте вопрос к глаголу во втором предложении.( Саша хочет что делать? прикрепляется под глагол)

- Сравните вопрос с глаголом в первом и втором предложениях.

- Что вы заметили?

-Какой вывод можете сделать? ( если мягкий знак есть в вопросе, то и в глаголе его пишем)

-Сравните свой вывод с выводом в учебнике на с.115. 

-Софья прочитай вслух.

-Правильно мы его сформулировали?

Слайд №3(правило) 

6.Первичное закрепление.

Слайд №4

- Спишите предложения, вставляя ться или тся. Выполните синтаксический разбор первого предложения?

-Проверим написание глаголов.

Слайд №5

-Паша расскажи как выполнял синтаксический разбор предложения. ( повествовательное, невосклицательное, граммат. основа, второстепенные члены предложения- как? на пятёрки- обстоятельство, _._._)

-Поставьте оценку в своих листах за синтаксический разбор предложения.

7.Физминутка

Потянуться, отдохнуть,

Глубоко теперь вздохнуть.

Встать, умыться,

Кашу съесть,

Поскакать легонько,

И на корточки присесть.

Встать, попрыгать, посмеяться,

Покружиться, покачаться,

Поклониться, распрямиться,

И опять начать трудиться.

-Какие слова на тся вы услышали в стихотворении?

-Молодцы, вы были очень внимательными.

- Следующее задание на стр.118, упр.3.Выполнять будем в парах.

1 ряд- первый столбик

2 ряд- второй

3 ряд- третий

Слайд №6

-Проверьте самостоятельно по слайду и оцените свою работу в парах.

- Прежде чем мы перейдём к следующему заданию , повторим правила при работе в группах:

1-е правило-

2-е правило-

3-е правило-

- При завершении работы используйте сигнал готовности

- Объединитесь в группы по 4 человека.

-У вас на столе карточка (показать), нужно распределить правильно слова на 2 группы. Проверяем по слайду. Не забывайте оценивать работу.

Слайд №7  

8.Физминутка для глаз .

Вы работали старательно, слушали внимательно. Ваши глаза, наверное, устали. Проведём гимнастику для глаз.

 Слайд №8

9. Дифференцированные задания с правом на выбор.

- Я предлагаю вам задания разные по сложности. Выберите то, с каким по вашему мнению вы справитесь. Выполняйте работу в карточках.

-Проверьте свою работу и оцените те , кто выполнял карточки с синим и зелёным квадратиком.

Слайд №9

- А сейчас проверяют ребята, выполняющие задание по карточке с красным квадратиком. Оцените свою работу.

Слайд №10

Слайд №11

-А сейчас проверим ваши знания, с помощью сигнальных карточек. Если нужно вставить ться с мягким знаком, то показываете карточку (показать), если без ь , то…

Слайд 12-17

10. Итог урока.
-Ребята, а какая проблема стояла в начале урока? (Когда пишется –ться, а когда –тся)

Слайд №18
-Как вы думаете мы решили эту проблему?

-Какое важное правило мы с вами должны запомнить?

Слайд №19

- А всё ли узнали о глаголе? (ответы детей)
-Мы сделали лишь очередное открытие о глаголе.  На следующем уроке вы продолжите открывать новые и новые тайны этой части речи.

11. Выставление оценок за урок.

Подведём итоги вашей работы по оценочным листам.

- Если у вас 5 плюсов, то оценка 5. Если 3-4 плюса, то 4.

12.Рефлексия.

С помощью смайликов оцените свои достижения по следующим позициям:

-Я-отлично потрудился, справился со всеми заданиями;

-Я-доволен своей работой, но были допущены ошибки;

-Я-надо приложить больше стараний, быть активнее;

_Я-испытываю большие трудности, требуется помощь.



Слайд  №20
13.Домашнее задание:
 
1.с.115-повторить правило, упр.4

2.Доп.задание: Найти пословицы и поговорки с глаголами
на –ться и –тся (5)

3.* Составить небольшой рассказ, употребив в нем как можно больше глаголов на –ться и –тся.

Слайд №21

Спасибо за урок!

 

-

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок русского языка "Наблюдение за написанием буквосочетаний ЧА, ЩА" 2 класс

Конспект открытого урока«Наблюдение за написанием  буквосочетаний ЧА, ЩА»Русский язык2-й класс      Иванова Ирина Ивановна, учитель начальных классов МКОУ «Сан...

Урок русского языка "Правописание глаголов, оканчивающихся на -ТЬСЯ, -ТСЯ (3 класс)

Урок русского языка "Правописание глаголов, оканчивающихся на -ТЬСЯ,  -ТСЯ (3 класс)...

Конспект открытого урока русского языка в 3-Б классе УМК «Гармония» Тема: «Знакомство со способом выбора между -тся и -ться в глаголах»

Конспект  урока русского языка УМК «Гармония»  Тема:«Знакомство со способом выбора между -тся и -ться в глаголах»...

Открытый урок русского языка по УМК «Перспективная начальная школа» в 4 классе по теме: «Устойчивые выражения»

Цель: обеспечить условия для формирования у учащихся представления об устойчивых выражениях, дать понятие фразеологизма.Задачи: Учить понимать значение фразеологизма, правильно употреблять в реч...

Конспект открытого урока русского языка на тему: «Части речи. Имя существительное.» 2 класс

Тип урока: урок открытия нового знанияФорма урока: урок-мини-исследование.Методы: словесный, наглядный, проблемно - поисковый, самоанализа своей деятельности (рефлексия).Форма работы: групповая, индив...

Урок русского языка по теме " Провописание -тся, -ться в глаголах.( 4 класс УМК "Школа России")

На уроке русского языка ,учащиеся знакомятся с правописанием глаголов, оканчивающихся на -тся,-ться; научатся задавать вопросы к  глаголам....