Конспект урока русского языка "Собираем родственников"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Ложкина Ирина Васильевна

Урок по прогамме "Гармония" 2 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_sobiraem_rodstvennikov.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Дедовичская средняя общеобразовательная школа №2»

Собираем родственников.

Правописание корней родственных слов

Урок русского языка

2 класс

УМК «Гармония»

Учитель:

 Ложкина Ирина Васильевна

2012г.

Цель: развитие умения распознавать однокоренные слова, находить в слове корень.

Задачи: наблюдение за единым написанием корней при сопоставлении звучания и написания корней в родственных словах; сочетание орфографической и речевой подготовки; обогащение словарного запаса детей посредством изучения концепта «Зима»; активизация познавательной деятельности учащихся, испытывающих трудности в обучении.

Оборудование:  табличка «Корни родственных слов пишутся одинаково», карточки с заданиями, кроссвордом, рисунки снеговиков, презентация, интерактивная доска.

Ход урока

1. Организационный момент. Стр.1

                             Начинается урок,

                             Он пойдет ребятам впрок.

                             Постарайтесь все понять,

                            Хорошо запоминать!

2. Минутка чистописания.

Постарайтесь написать красиво и правильно.

З з зи ам ма зз

Какое слово спряталось? (зима)

Какому времени года будет посвящён урок?

В гости к нам пришла красавица Зима. Стр.2

3. Актуализация знаний.

 Как в народе ласково называют зиму? (Зимушка)

Запишите это слово (у доски работает ученик,записывая слово с комментированием, оставляя «окошки» в опасных местах).

О каком способе избежать ошибки вы должны помнить? Будьте внимательны ко всем встречающимся орфограммам!

День во время зимы – … (какой?) (Зимний) 

Всё, что происходит во время зимы, – …(когда?) (Зимой)

Проводить где-то зиму, жить зимой – …(Зимовать)

Место, помещение, где зимой живут охотники, геологи,полярники, – … (Зимовье)

На доске получилась запись: Зиму..ка, зимн..й, з..мой, з..м..вать, з..мовье.

Каким словом назовём эти слова?

Докажите, что это родственные слова.

Какие же слова называются родственными?

Что такое корень слова?

ЭОР «Кто прав?» стр.3

4. Постановка темы урока.

Какова тема урока урока? (Собираем родственников) стр.4

Чему будем учиться?

- подбирать родственные слова;

- находить признаки родственных слов;

- выделять корень.

Как вы думаете, а все ли секреты родственных слов мы раскрыли? 

А гостья Зима пришла не случайно. Она поможет нам разгадать один важный секрет корней родственных слов.

5. Изучение нового.

Вернёмся к записанным словам.

Какие из этих слов называют предметы, а какие – признаки, действия?

В каких словах в корне есть орфограммы, а в каких – нет? Почему?

(В словах зимушка и зимний буква гласного в корне ударная, значит в корне этих слов нет орфограммы. В словах зимой, зимовать, зимовье в корне буквы гласные безударные, в корнях этих слов орфограммы есть.)

 Как вы думаете, сможем ли мы вставить гласные буквы в «окошки»?

(Можно предположить, что пишется гласная «и», как в словах зимушка и зимний.)

Узнáем секрет корней. Обратимся к учёным. Стр.11.

Прочитайте правило: «Корни родственных слов пишутся одинаково».

На доске открывается подобная надпись, к ней по необходимости можно обращаться в течение урока. Для концентрации внимания учитель крепит к табличке знак «!».

Помня секрет корней, вставьте буквы в «окошки», подчеркните.

6. Первичное закрепление.

Зима не приходит одна. С ней её верные слуги.

Мороз трещит – большому холоду быть. Стр.5

На доске фигурки Мороза и Холода.

Мороз и Холод. Эти два господина считают себя близкими родственниками. Так ли это? Почему?

 «Мороз» и «холод» – слова близкие по значению, но не родственные. У этих слов разные корни.

Корень слова – главная,

Значимая часть.

Родственные связи

Дарят корню власть.

Выясни умело линию родства –

Однокоренные смело подбери слова.

Некоторых ребят Мороз и Холод захотели заморозить – прислали им льдинки, а на льдинках слова. Ребята, вы не испугались Мороза и Холода?

Самостоятельная работа. Стр.6

1 вариант – подберите и запишите родственные слова к слову «мороз».

2 вариант – к слову «холод».

Вставьте буквы, пользуясь правилом «Секрета корней»

Проверка у доски.

Ученики закрепляют слова: м..розный, заморо..ки, морозец,м..розит, х..лодный, холодильник, хол..дает, сосулька, морж группируя их по признаку родства со словами «мороз» и «холод», объясняя выбор буквы правилом«Секрета корней».

Какие осадки выпадают зимой?

Куропатка на ночлег

В голубой нырнула … (снег).

ЭОР «Превращение слова «снег». Прослушайте, попробуйте выделить корень. Стр.7

Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост, как синее стекло!
Скользко, весело, светло!
(лед)

Рыбам зиму жить тепло:
Крыша-толстое стекло.
(лед)

Подберите родственные слова к слову «ЛЁД».

На доске:

      снег                                 лёд

      снежинки                       ледниковый

      Снегурочка                    льдинка

подснежники                       ледок

Трудно выделить корень?

Обратимся к учёным. Стр.13.

Какой же корень у первой группы? Какие согласные заменяют друг друга?

Назовите корень второй группы. Какие гласные заменяют друг друга?

Какая гласная «убегает»?

Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
- С первым снегом
Тут как тут!
Ответ: Снегирь    
Стр.9

Сажусь и качусь,
С горы я мчусь.
Но это не санки,
А просто...

Ответ: Ледянка

К какой группе родственных слов отнесёте слово «снегирь», «ледянка»?

Запишите эти слова в тетрадь, выделите корень, отметьте орфограммы.

7. Тренировочные упражнения.

Какая же зима без зимних забав? Чем можно заниматься зимой?

1) Работа в парах. Стр.10

 Помогите снеговикам  построить горку из родственных слов.

 

 

ж

и

 

 

 

н

я

 

 

 

н

и

к

 

 

 

н

и

ц

а

 

        Запишите слова, которые у вас получились. Назовите корень.

2) Дифференцированные задания.

       Найти лишние слова, объяснить, выделить корень. Стр.11

вода                       светлый               белый

водный                  свет                      белеть

водитель               светить                 побелеть

водичка                 светло                   белка

проводник            светлячок              беленький

водоём  

        Прочитайте. Найдите в стихотворении родственные слова, выделите корень. Дополни свои. Стр.12

Летят перелетные птицы
Прошедшее лето искать,
Летят они в дальние страны,
А я не хочу улетать.

        

         Выделить корень. Дописать  родственные слова. Стр.13

Ель, ёлка, еловый, ______________, ________________.

Проверка.

3) Творческая работа по группам. Стр.14

Вам дан текст, в каждое предложение которого,  вам нужно вставить подходящие по смыслу родственные слова с корнем –снег- (-снеж-).

Скоро зима. Замелькают в воздухе первые … . Тёплым одеялом укроет землю … .   … метели заметут лесные тропы. Дети рады … . Будут лепить … , строить крепости.

Проверка. Докажите, что это текст. Озаглавьте.

8. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Игра «Не в свои сани»

Один ученик выступает в роли корня слова, остальные задают вопросы.

Что нового вы узнали?

Что понравилось?

Как вы думаете, все ли секреты письма мы сегодня раскрыли?

Игра «Верно ли что…?»
Верно ли что…
1. Слова зима, зимний, морозный являются родственными, т.к. сходны по смыслу?
2. Корень – общая часть родственных слов?
3. Чтобы найти корень, нужно подобрать родственные слова и выделить в них общую часть?

4. Родственные слова это - слова, которые сходны по смыслу?

5. Родственные слова это - слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу
- Если верно – хлопните в ладоши, а если нет – помашите головой. 

У вас на партах снеговики, дорисуйте. Стр.15

- Было интересно, у меня всё получилось.

- Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа.  

- Было трудно, не интересно.

9. Домашнее задание. Стр.16

Упр. 293.

Подобрать слова с корнем –зим-.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Русский алфавит или азбука"

Методическая разработка урока русского языка для 1класса по те...

Конспект урока русского языка по русскому языку 1 класс УМК « Перспектива» . Тема:Тема урока: БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ

Представлен конспект урока - знакомство с новым материалом, с использованием системно - деятельностного подхода, проблемное изложение материала...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме Конспект урока по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

Программа Т.Г. Рамзаева 4 класс.Цели:Познавательные:Ввести сведения об изменении правописания безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени по н.ф.;Формировать умения определять с...