Урок русского языка по теме "Имя прилагательное"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Киян Светлана Юрьевна

Урок обобщения знаний о имени прилагательном. В уроке используется региональный компонент.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imya_prilagatelnoe_kak_chast_rechi.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока : Имя прилагательное как часть речи.

         Цель: Совершенствовать  знания учащихся об имени прилагательном как части речи.

          Развивать    умения  точно  употреблять  прилагательные  в устной  и письменной речи.

          Развивать каллиграфию письма, орфографическую зоркость, письменную речь учащихся.

             Знакомить с культурой родного края: с поэтами, художниками. Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе, расширять кругозор учащихся.

                                                 Ход урока.

  1. Организационный момент  и сообщение  целей урока.

Прозвенел весёлый звонок

Начинаем урок.

Нам надо многое понять

Чтоб прилагательное знать.

 

  1. Минутка чистописания. Слайд 1.

- К какой части речи относятся   слова   молодая , сочная?    (к имени прилагательному)

  1. Сообщение  темы и цели урока.

- Ребята, сегодня тема нашего урока «Имя прилагательное  как часть речи».

- Сегодня мы с вами обобщим  всё, что знаем об имени прилагательном.

IV. Имя прилагательное как часть речи.

  1. Обобщение знаний об имени прилагательном.

На доске схема, которая  находится на протяжении всего урока. Слайд 2.

- Посмотрите на эту схему и  расскажите всё, что знаете об имени прилагательном.

- Что обозначают имена прилагательные? ( признак предмета)

- На какие вопросы они отвечают? (какой? какая? какое? какие?)

- Назовите  морфологические признаки  этой части речи.( изменяется по родам, числам, падежам)

  1. Роль имени прилагательного как части речи.

              На доске картина с изображением степи.  Слайд 3.

- Что вы видите на этой картине? (Мы видим на картине степь)

- Какое время года изображено? (Изображена весна)

- Какая здесь трава? (Травка молодая, сочная)

- Прочитайте предложение:

 Весной в степи поднимается  трава.

           - Как сделать наше предложение  более распространённым и полным?

              (добавить слова – молодая и  сочная)

 

  Весной в степи поднимается молодая и сочная трава.

           - Какую часть речи мы  добавили в предложение?

             (Мы добавили  имя прилагательное)

           - Что сделало прилагательное с нашим предложением?

             (Предложение стало более точным и подробным)

           - Какую  роль  выполняют в нашем языке имена прилагательные?

             (Прилагательные делают нашу речь более точной, выразительной, красочной )

          - Какую синтаксическую роль  выполняют прилагательные в предложении?

              (Прилагательные  в предложении являются второстепенными членами предложения)

            3. Развитие речи.

            Прочитайте ещё раз это предложение.

  -  О какой местности говорится в нём?
-  Правильно, о нашей Калмыкии. У нас в Калмыкии весной всегда  сочная и молодая трава.

         - Как выглядит наша степь весной? (ответы детей)

         - Правильно, ребята, весной  наша степь прекрасна. Её воспевают  поэты Калмыкии.

Много стихотворений о степи написал Д. Кугультинов, народный поэт Калмыкии.      (Показываю портрет).  Слайд 4

                                                 

 - Прослушайте, одно из прекраснейших стихотворений Д. Кугультинова «Как ты, прекрасна    степь моя, в апреле».

           (Звучит  музыка, на фоне музыки учитель читает стихотворение)

                 Как ты прекрасна, степь моя в апреле!

                 Хрустально звонкий воздух,  и простор,

                 И колокольчик жаворонка – трели!...

                 Ты – музыка, чьи звуки с давних пор

                 Какой- то, в неизвестность канув,

                 Переложил на живопись тюльпанов.

                 Как счастлив я, что голос твой пойму!

                 Что человек я, и душе всё чаще

                 Доступна радость красоты щемящей…

                 Иль человек я только потому,

                 Что внемлет скрытой музыке душа?...

                 О, жизнь, как ты щедра!... Как хороша!...


- Что понравилось вам в этом стихотворении?  Какие имена прилагательные  вы услышали в   этом стихотворении?

          V.  Физкультминутка.

           5. Продолжение работы над темой урока.

            - А вот  как пишет о степи Анатолий Шанаев.

              На доске появляется запись:

                                Степь моя широкая,

                                     Ты, как мать моя.

                                     Нежная и строгая ,

                                     Скромная  земля.

  Запишите это четверостишие.

 (При записи  стихотворения идет развитие орфографической зоркости.  Ребята  называют   орфографические ошибки, которые могут допустить при написании: моя, широкая, земля).

        -  В словосочетании  скромная земля   определите род и число.

-  Какая  часть речи поможет нам более точно, без ошибок  определить  род и число имени       прилагательного?

- Что мы можем сказать об этом словосочетании? (В каком роде числе и падеже  стоит имя   существительное, в таком роде, числе и падеже стоит имя прилагательное, связанное с ним).

            6. Склонение имени прилагательного.
        - Ребята, давайте посмотрим ещё раз на нашу схему. О каком морфологическом признаке    имени прилагательного  мы ещё не сказали!  (О склонении)

         - Придумайте  прилагательное  к  существительному  степь  (варианты ответов детей :   калмыцкая, весенняя, прекрасная, широкая и т.д.)

           - Давайте  просклоняем словосочетание  калмыцкая степь.

- Посмотрите внимательно на нашу запись, какой вывод сделаете?

(имена прилагательные  склоняются  в том же падеже, что и имя существительное, связанное с ним)

          - Ребята, как вы думаете, во множественном числе  имена прилагательные склоняются?

              - Давайте устно просклоняем  словосочетание родные просторы.

                   И.п. (что?)    просторы       (какие?)      родные

                   Р.п. (чего?)    просторов      (каких?)       родных

                  Д.п. (чему?)   просторам    (каким?)      родным

                  В.п. (что?)    просторы       (какие?)     родные

                  Т.п. (чем?)   просторами   (какими?)     родными

                  П.п. (о чём?)  о просторах   (о каких?) о родных  

                 7.  Знакомство  с народным художником России Г.О. Рокчинским.

- Ребята, не только  поэты воспевали  нашу степь в своих стихах, но и художники в своих картинах.

- Посмотрите на эту картину. Она называется «В калмыцкой степи».   Слайд 5                       

- Её написал народный художник России Г.О. Рокчинский. (показ портрета художника, краткое сообщение о нём)
-  Творчество Гари Олеговича в изобразительном искусстве Калмыкии – явление яркое и значительное. Его имя известно за пределами нашей Республики, потому  что с ним связано становление национальной живописной школы.
- Что изобразил художник  на этой картине?

- Составим предложения по картине, используя прилагательные. Предложения запишем.

(к доске выходят по одному ученику, записывают предложения и разбирают их по членам предложения)

В степи пасутся  двугорбые верблюды.

Уже расцвели яркие тюльпаны.

Солнышко закрыли тёмные тучки.

Ожила весенняя степь.

  1. Итог урока.

- Ребята, о какой части  речи мы сегодня говорили?

- Какую роль играет имя прилагательное в нашей речи?

- Какие морфологические признаки имеет  имя прилагательное?

- Какую синтаксическую роль имеет имя прилагательное в предложении?

- Что интересного узнали вы сегодня на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка «Разбор имён прилагательных по составу. Словообразование имен прилагательных»

Цели: 1.    Учить морфемному анализу слова на основе словообразовательного анализа имени прилагательного, продолжать учить работе с орфографическим словарём, учебником.2....

Урок русского языка "Роль имен прилагательных в русском языке"

Урок построен в соответствии с технологией РКМЧП...

Конспект урока русского языка "Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежа" (обобщающий урок).

Урок русского языка "Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежа" (обобщающий урок). 3 класс. УМК «Перспектива»Цель: систематизировать полученные знания об имени...

Конспект урока русского языка "Роль имен прилагательных в языке" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Роль имён прилагательных в языкеЦели деятельности учителя: расширение и обобщение знаний об имени прилагательном.Планируемые результатыПредметные:знать, что такое им...

Урок русского языка "Роль имён прилагательных в языке" в 4 классе УМК "Школа России"

Урок русского языка "Роль имён прилагательных в языке" в 4 классе УМК "Школа России"...