Конспект урока русского языка 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Емельянова  Татьяна Владимировна

Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема. Разделительный мягкий знак.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razdelitelnyy_.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

                        Тема. Разделительный мягкий знак.

        Цель. Создание условий учащимся для самостоятельного выведения правила употребления разделительного мягкого знака в словах в процессе исследовательской деятельности.

        Задачи. 1. Развивать умение самостоятельно добывать знания.

                     2. Формировать умение по теме урока «Разделительный мягкий знак».

                     3. Совершенствовать фонематические умения.

                     4. Исследовать проблему ( через соотнесение произношения с написанием) и вывести правило употребления разделительного мягкого знака при направляющей роли учителя.

                     5. Развивать собственные личностные качества: наблюдательность, внимательность, логическое мышление.

        Оборудование. Учебник Т.Г. Рамзаевой «Русский язык» 2 класс, презентация.

Содержание.

Ответы детей.

1.

С добрым утром! Добрый день!
Вот и день учебный начат.
Первым делом гоним лень!
Покажите свои знания!
Все готовы? Молодцы!
На всех, надеюсь, я друзья!

Принимайтесь за работу!

2.

Проверка домашнего задания.

- Что вам было задано на дом?

- Кто хочет поведать нам свой рассказ?

Анализ текста по плану:

  1. Получился ли рассказ законченным?
  2. Какова его главная мысль?
  3. Сколько основных частей в тексте?
  4. Какие это части, назовите их?

Итог: - Молодцы, вы хорошо подготовились к домашнему заданию, рассказы получились интересные. Оценки…

Упр. 199, нужно было составить рассказ на тему «на чём я люблю кататься зимой?»

/Учитель спрашивает 3 детей, после каждого рассказа идёт анализ текста/.

3 части

Вступление, основная часть и заключение.

3.

Создание проблемной ситуации.

- Сейчас я вам загадаю загадки, а вы запишите слова-отгадки на листочках.

1) Одеяло белое не руками сделано.
 Не ткалось и не кроилось,
 С неба на землю свалилось.

2) Течет, течет, не вытечет,
   Бежит, бежит, не выбежит.

3) Спереди – пятачок,
    Сзади – крючок,
    Посредине – спинка,
    А на ней щетинка.
    Кто это?

4) На скамейке у ворот Лена горько слёзы ....

- Покажите свои карточки. Я вижу у вас разные варианты написания этих слов.

 – Что интересного вы заметили?

– Кто из ребят написал слово правильно? Докажите, почему?

– В чем затруднение?

- На какой вопрос мы будем искать ответ?

Учащиеся записывают слова маркерами на карточках. По мере записи слов идёт проверка написания с выявлением орфограмм.

Снег (Парный согласный на конце слова, проверочное слово снега).

Река. (Безударная  гласная, поверочное слово реки).

(Свинья)

(льёт)

Вывешиваются все варианты записи слов – свинья, льёт.

Одно и тоже слово написано по-разному.

Мы не изучали правило, по которому пишутся эти слова.

Когда пишется мягкий знак в середине слова?

/Вопрос появляется на доске/

4.

Поиск решения проблемы.

– Для решения этой проблемы я предлагаю вам провести исследовательскую работу в парах. Вы получаете план исследования, рабочие листы со словами для наблюдения, вывод, который надо заполнить.

План исследования.

  1. Прочитайте слова и их звуковые сочетания.
  2. Сравните буквенные и звуковые записи слов.
  3. Выявите, после каких букв пишется ь ?
  4. Перед какой буквой пишется ь ?
  5. Какой * лишний* звук рождается в слове с появлением ь?
  6. На что указывает Ь? Какую работу выполняет?
  7. Сделайте вывод.

                               Задания для групп.

  1. солю (сал у)  солью (сал йу)
  2. тюлени (т ул эни) тюленьи (т ул эн йи)
  3. полёт (пал от)  польёт (пал йот)
  4. семя (с эм а)
  5. семья (с эм йа)

Вывод.

-------------------мягкий знак (Ь) в словах пишется после----------------------и перед ----------------------------------, если в этих словах слышится звук (----).

- Вы закончили работу. Я прошу вас сделать отчёт по плану вашего исследования.

- Какой же у нас получился вывод?

- Все ли согласны с полученным выводом?

Физкультминутка.

Дети работают в парах по выданному плану. В конце они заполняют вывод.

Учащиеся по каждому пункту делают полученные выводы.

Один ребёнок зачитывает полностью весь вывод: разделительный мягкий знак в словах пишется после согласных и перед гласными, если в этих словах слышится звук (й).

Если кто-то  несогласен, то одна пара слов разбирается коллективно  по плану исследования.

5.

Работа с учебником.

- Давайте ещё раз озвучим проблему нашего урока.

- А теперь откройте учебник на странице 106 и посмотрите, как это правило сформулировал автор.

-  Совпадают ли наши выводы с правилом, данным в учебнике.

- Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.

- Откройте свои тетрадочки и запишите число, классная работа.

Вспомнили правила посадки, положили тетрадочки под наклоном.

- Начнём мы с минутки чистописания. Сегодня мы пропишем сочетания мягкого знака с гласными буквами  ЬЯ, ЯЕ, ЬЮ, ЬИ.

- А сейчас я предлагаю вам выполнить упражнение 200.

- Прочитайте задание.

- Как мы будем мы выполнять это упражнение?

- Какие знания нам понадобиться для выполнения этого упражнения?

Дети читают с доски.

(Когда пишется мягкий знак в середине слова?)

Дети читают правило.

Да, совпадают.

Разделительный мягкий знак.

( Тема записывается на доске).

Нужно сравнить количество звуков и букв в словах.

Если в слове слышится звук (й), то пишется разделительный мягкий знак.

- Найдите упражнение 201.

- Сосчитайте количество звуков и букв в слове «полю».

- Сосчитайте количество звуков и букв в слове «полью».

- Какой звук мы слышим в слове «полью».

- Сосчитайте количество звуков и букв в слове «олени».

- Сосчитайте количество звуков и букв в слове «оленьи».

- Какой звук мы слышим в слове «оленьи».

- Перед какими буквами стоит разделительный мягкий знак?

- Спишите эти предложения и подчеркните разделительный мягкий знак.

- Проверьте запись по учебнику.

- Выполняем упражнение 202. Прочитайте задание.

- Подумайте, какие буквы пропущены в этих словах.

- Почему мы будем писать в этих словах разделительный мягкий знак?

- Перед какими буквами стоит разделительный мягкий знак?

- Проверьте посадку, спишите эти слова в строчку через запятую, подчеркните разделительный мягкий знак.

- А сейчас мы с вами немного поиграем. Упр. 203.

Я буду называть один предмет, а вам нужно записать много таких же предметов.

   стул –  …                  

   кол –   …                  

   лист –     …              

   дерево –  …

   перо – …

   крыло – …

   воробей - …

- В каждом из этих слов согласный не сливается с гласным.

- Что нужно писать после согласной буквы перед гласными Я, Е, Ё, Ю, И?

- Запишите эти пары слов себе в тетрадь, подчеркните буквы перед разделительным мягким знаком.

4 буквы и 4 звука

5 букв и 5 звуков

В слове «полью» мы слышим звук (й), поэтому мы будем писать разделительный мягкий знак.

5 букв и 5 звуков

6 букв и 6 звуков

В слове «оленьи» мы слышим звук (й), поэтому мы будем писать разделительный мягкий знак.

ю, и

варенье. счастье. здоровье

В этих словах мы слышим звук (й), поэтому мы будем писать разделительный мягкий знак.

Перед буквами Е.

стулья

колья

листья  

деревья

перья

крылья

воробьи

Разделительный мягкий знак.

6.

Подведение итогов урока.

- А сейчас мы подведём итог нашего урока.

- На какой вопрос мы сегодня искали с вами ответ?

- Какой ответ на вопрос урока мы получили?

- За работу на уроке я ставлю оценки….

Когда пишется мягкий знак в середине слова?

Разделительный мягкий знак в словах пишется после согласных и перед гласными е, ё, ю, я, и, если в этих словах слышится звук (й).

7.

Домашнее задание.

Упражнение 204.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Конспект урока русского языка по русскому языку 1 класс УМК « Перспектива» . Тема:Тема урока: БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ

Представлен конспект урока - знакомство с новым материалом, с использованием системно - деятельностного подхода, проблемное изложение материала...