Конспект урока русского языка в 4 классе "Морфологический разбор глагола"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Канаева Наталья Николаевна

Конспект урока русского языка оформлен в виде технологической карты, составлен в соответствии с ФГОС НОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus.yaz_._morf.razbor_glagola.docx28.44 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель:  Канаева Н.Н.                  Класс: 4 В                    Дата: 3.03.15.              Предмет: русский язык      

Тема: Морфологический разбор глагола.

Цели:

  • Развивающая: содействовать развитию у школьников умения структурировать информацию, анализировать познавательный объект, осуществлять самокоррекцию учебной деятельности, способствовать развитию наблюдательности, речи.

  • Образовательная: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению алгоритма морфологического разбора глагола, закрепить умение определять грамматические признаки глагола.

  • Воспитательная: воспитывать интерес к изучаемому предмету, формировать умение работать в паре.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Планируемые результаты

Личностные УУД: оценка собственной учебной деятельности, мотивирование своих действий, проявление доверия, внимательности, помощи одноклассникам.

Метапредметные УУД:

1.Регулятивные: целеполагание, планирование, контроль, оценка и корректирование своих действий во время урока.

2.Познавательные: находить и выделять необходимую информацию, понимать инструкцию, выстраивать необходимый алгоритм действий, составлять устные и письменные речевые высказывания в соответствии с целью, выделять существенные признаки, работать со знаково-символическими средствами

3.Коммуникативные: работать в группе, осуществлять учебное  сотрудничество с педагогом и сверстниками.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер, презентация, девиз урока, листочки для работы в парах, учебник «Русский язык 4класс», автор С.В. Иванов, «Начальная школа XXI века».

                                               

                                               Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

УУД

Примечание

1.Организационный этап

-Вот звонок нам дал сигнал

 Поработать час настал

 Так что время не теряем

 И работать начинаем.

- Проверьте, все ли готово к уроку.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Личностные

Регулятивные

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

-Каким бы вы хотели видеть урок?        

 -Но для этого нужно помнить, что вы одна дружная семья и от работы каждого зависит общее дело, его результативность. Произнесем дружно девиз нашего урока: «Учись, смекай, активным будь

И к знаниям откроешь путь!»

- Ребята, давайте поиграем, я вам буду называть предмет, а вы называйте действие.

Весна, природа, солнце, снег, птицы, люди.

- Слова какой части речи я вам называла?

-Какой частью речи вы отвечали?

- Как выдумаете, почему я вам предложила эту игру?

Тема урока сегодня: «Морфологический разбор глагола».

- О чем нам говорят эти слова?

-С чем нам придется сегодня столкнуться?

-Что надо знать для этого?

Высказываются, каким бы они хотели видеть урок..

Произносят девиз урока.

Называют действия, например: весна –наступает, природа –оживает, и т.д.

Высказывают предположения.

-Будем выполнять морфологический разбор глагола. Для этого нужно знать порядок разбора.

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

Девиз – на доске.

Тема урока - на слайде

3. Актуализация знаний

- Итак, что предполагает собой любой разбор?

- Сейчас в парах  вспомните последовательность морфологического разбора.

Обобщим, порядок морфологического разбора слова:

1. Часть речи.

2. Начальная форма.

3. Постоянные признаки.

4. Непостоянные признаки.

5. Член предложения.

- Выполните упр. 1, с. 48. Прочитайте задание, объясните, что нужно сделать. Как будете работать? (в парах)

Проверка выполнения упражнения.

Определённую последовательность действий.

Работают в парах, на листочках.

Проверка выполнения задания. Одна из пар комментирует. На доске выстраивается по порядку алгоритм.

Выполняют упр.1. Работают в парах. Одна из пар (по желанию) выполняет у доски.

Рассказывают, как выполнили, какие допустили ошибки.

Познавательные

Коммуникативные

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

На слайде перепутан порядок, нужно  расставить.

На слайде фото снегирей.

4. Первичное усвоение новых знаний

- Ребята все ли мы рассказали о глаголах из упр.1? Какие признаки еще можно было назвать?

- Уточним алгоритм выполнения морфологического разбора глагола.

- Какие грамматические признаки глагола являются постоянными?

- Какие признаки непостоянные у глагола (изменяемые)?

- Давайте убедимся в этом на примере некоторых глаголов. Например, кричать, побежать.

- Образуйте возможные формы этих глаголов.

Вывод (рубрика «Обрати внимание», с.48):

Вид и спряжение глагола – это постоянные признаки. Остальные признаки глагола – наклонение, время, лицо, число, род – непостоянные, изменяемые.

Физминутка

-Послушайте стихотворение «Я учу глаголы».

- Я вам буду называть глаголы, а вы выполняйте то, что я буду вас просить делать.

Встаньте, потянитесь, повернитесь, улыбнитесь, присядьте, встаньте, согнитесь, разогнитесь, пошагайте, встаньте, а теперь садитесь.

- В какой форме я называла глаголы?

Работа над уточненным алгоритмом разбора.

- Прочитайте в учебнике «Как провести морфологический разбор глагола», с.48-49.

Можно назвать спряжение, указать, каким членом предложения является.

Вид и спряжение.

Наклонение, время, лицо, число, род.

Фронтальная работа. Один из учащихся работает у доски: кричать, кричит, кричат, кричал, кричала, кричали, кричал бы, буду кричать, кричите. Аналогично глагол «побежать».

Читают рубрику в учебнике.

Выполняют движения.

Читают алгоритм морфологического разбора глагола с приведенными примерами.

Познавательные

Регулятивные

Познавательные

Регулятивные

На слайде добавляются грамматические признаки в алгоритме.

5. Первичная проверка понимания

- Выполните упр.2, с.49-50. Прочитайте задание. Объясните, что нужно сделать.

Проверка выполнения упражнения 2.

Выполняют упражнение 2 устно, самостоятельно. Ошибки помечают карандашом.

Ошибки: любить – 2 спр., род не определяется; наступили – нач.форма наступить, сов.вид, лицо не определяется.

Регулятивные

Познавательные

Работа с учебником

6.Первичное  закрепление

- Рассмотрите картинки, найдите в них глаголы.

- Составьте предложение по любой из картинок.

- Запишем предложение.

- Выпишите глагол, выполните его морфологический разбор.

- А теперь составьте предложение по картинке, чтобы в нем был глагол со следующими грамматическими признаками: сов.вид, 2 спр., изъяв.накл., прош.вр., ед.ч., м.р.

Обобщение: как выполнить морфологический разбор глагола?

Называют глаголы в начальной форме.

Составляют предложения, выбирается наиболее удачное и записывается в тетрадь.

Выписывают глагол, выполняют морфологический разбор самостоятельно, один работает у доски.

Составляют предложение. Например: Коля пустил в ручей кораблик.

Повторяют алгоритм.

Коммуникативные

Познавательные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

На слайде

2 картинки на весеннюю тему.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

На дом: упр. 3, с. 50-51. Списать текст, Выполнить морфологический разбор выделенных глаголов.

Читают задание, разъясняют, как поняли.

Регулятивные

8. Рефлексия ( подведение итогов занятия)

- Подведем итог урока.

- Над какой темой мы работали?

Расскажите, используя слова:

- Я сегодня узнал…

 - Мне было интересно…

 - Мне было трудно…

- Домашнее задание мне …

- Свою работу на уроке я оцениваю на …

Отвечают на вопросы.

Личностные

Регулятивные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка по теме: "Времена глагола". 3 класс УМК Гармония

Данный урок-презентация тренажера по русскому языку по теме:"Времена глагола" основанный на отрывках известных русских народных сказок,зарубежных сказок,детских песен и считалок....

Конспект урока русского языка по теме "Образование глаголов будущего времени", 4 класс

Система развивающего обучения Л.В.Занкова; А.В.Полякова "русский язык 4 класс"...

конспект урока русского языка "Обобщение знаний о глаголе как части речи"

На уроке происходит обобщение и систематизация знаний учащихся о глаголе как части речи, продолжается работа по формированию умения выделять глаголы из текста, подбирать синономы, антонимы к данным гл...

Конспект урока русского языка "Состав слова. Разбор слова по составу"

Тема урока: Состав слова. Разбор слов по составу. Цель деятельности учителя: - организовать совместную деятельность учащихся с целью повторения и углубления знаний . Планируемые результаты: - Пред...

Конспект урока русского языка 3 класс - Разбор имени существительного. УМК Перспектива

Конспект урока русского языка 3 класс - Разбор имени существительного. УМК Перспектива...

Конспект урока русского языка по теме: "Разбор глагола как части речи" 3 класс УМК "Перспектива"

План-конспект урока русского языка (3 класс)Тема: Разбор глагола как части речиЦель: формирование представления о разборе глагола как части речиПланируемые результаты:Педметные:-знать грамматическое п...

Конспект урока русского языка. Тема: «Морфологический разбор местоимения»

Цель деятельности учителя: -формирование умения определять число, лицо и род местоимения и употреблять их в речи.Планируемые результаты:         Предметные: ...