Урок русского языка по теме "Омонимы"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Кондрашова Нина Николаевна

Разработка составлена к уроку русского языка во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века", содержит конспект урока и презентацию к упражнениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse_omonimy.docx31.01 КБ
Файл omonimy.pptx1.05 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе

Тема: Омонимы

Раздел: Как устроен наш язык

Задачи урока: наблюдать за словами, одинаковыми по звучанию или написанию, но разными по значению; ввести термин «омонимы»; наблюдать за использованием омонимов; развивать речь учащихся; развивать орфографическую зоркость; воспитывать навыки сотрудничества.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент

Проверка посадки, запись числа в тетради.

Самоконтроль рабочего места, записывают число в тетрадях

Постановка учебной задачи

Найдите в учебнике урок 111. Прочитайте тему урока.

Находят с.68.Читают раздел и тему урока: «Как устроен наш язык. Слова - омонимы»

Какая работа предстоит на уроке? Какие возникли вопросы?

Будем узнавать секреты нашего языка; хочу узнать, что такое омоним; как находить слова омонимы; звучание этих слов напоминает звучание слов синонимы, антонимы – чем они отличаются? Как их использовать в речи? и т.д.

Планирование работы

Какие рубрики урока помогут найти ответы на наши вопросы?

Читают рубрики: давай подумаем, подсказки, работа в паре, ключик, трудное задание, из истории языка, групповая работа

Реализация плана

С какой рубрики начинается урок? Почему?

Рубрика «Давай подумаем» ставит проблему, даёт подсказку. Читают задание рубрики: с опорой на рисунок устанавливают различие между словами, звучащими и пишущимися одинаково. Дают толкование словам «коса» - причёска, «коса» - инструмент

Прочитайте рубрику «Тайны языка» и дайте определение таким словам.

Читают определение омонимов, совместно с учителем обращают внимание на важнейший признак омонимов - различная сочетаемость слов (девичья коса, острая коса)

Прочитайте рубрику «Путешествие в прошлое» и объясните термин «омоним»

С.69 читают содержание рубрики, сопоставляют новый термин с ранее изученными «синоним» «антоним»

На какие вопросы мы уже нашли ответы? Какие вопросы остались открытыми?

На эти вопросы нам помогут дать ответы упражнения урока. Найдите упражнение 1, прочитайте задание, составьте план выполнения задания

Организует фронтальную работу, помогает развести понятия «многозначности слов» и слов омонимов, постоянно подчёркивает в обсуждении, что между омонимами нет ничего общего в значении. Записывает предложения детей на доску.

Вывод на 1 слайде :1 группа омонимов- звучат и пишутся одинаково

Мы знаем, что такое омоним, нужно потренироваться их находить среди других слов, узнать примеры слов – омонимов.

Читают задание, составляют план:

  1. Нахожу слово в словаре
  2. Наблюдаю за значением слов омонимов
  3. Составляю предложения
  4. Записываю в тетрадь

Физминутка

Реализация плана урока

Упражнение 2 вынесено в презентацию

Помогает сделать вывод: 2 группа омонимов- пишутся одинаково, звучат по-разному

Читают задание, приходят к выводу, что в подобных предложениях нужно над словом, значение которого не ясно поставить знак ударения. Читают по предложению, ставят ударение и объясняют значение получившегося слова с опорой на рисунок.

Запись одного предложения на выбор, поставить ударение, в скобках указать значение слова.

Упражнение 4, организация групповой работы.

Активизирует правила работы в группе (назначить руководителя, он устанавливает порядок чтения внутри группы, назначает выступающего, начало работы и окончание по сигналу учителя)

Вывод на слайде: 3 группа омонимов- звучат одинаково, пишутся по-разному

Выбирают руководителя группы

Получают задание на листах

Обсуждают в группе по установленной очерёдности

Выступление 1 группы, остальные сравнивают свою работу, корректируют, дополняют

Подведение итогов урока

Какой секрет языка мы узнали? Как его использовать в речи? Что было особенно интересно?

Рефлексируют собственную работу с опорой на информацию последнего слайда, проблемная ситуация о наличии 4 группы омонимов переносится на дом

Домашнее задание

Упр.5 с 70

Прочитайте, задайте вопросы

Слова, не связанные по смыслу

Одинаково звучат и пишутся

Одинаково звучат, пишутся по-разному

Одинаково пишутся, звучат по-разному

Слова, не связанные по смыслу

Одинаково звучат и пишутся

Одинаково звучат, пишутся по-разному

Одинаково пишутся, звучат по-разному

Слова, не связанные по смыслу

Одинаково звучат и пишутся

Одинаково звучат, пишутся по-разному

Одинаково пишутся, звучат по-разному

Слова, не связанные по смыслу

Одинаково звучат и пишутся

Одинаково звучат, пишутся по-разному

Одинаково пишутся, звучат по-разному


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Омонимы Prezentacii.com

Слайд 2

1 группа омонимов Звучат одинаково Пишутся одинаково

Слайд 3

Прочитай предложения. Понимаешь ли ты, о чём идёт речь? Наконец мы нашли старый замок. Это была настоящая мука. В магазине продавался старинный атлас. Что нужно сделать, чтобы смысл предложений стал ясен?

Слайд 4

Наконец мы нашли старый замок. з а мок зам о к

Слайд 5

Это была настоящая мука. м у ка мук а

Слайд 6

В магазине продавался старинный атлас. а тлас атл а с

Слайд 7

2 группа омонимов Звучат по-разному Пишутся одинаково м у ка-мук а з а мок-зам о к а тлас- атл а с кр у жки-кружк и стр е лки-стрелк и

Слайд 8

Заполни таблицу примерами Слова ,не связанные по смыслу Одинаково звучат и пишутся Одинаково звучат, пишутся по-разному Одинаково пишутся, звучат по-разному Уж (уже) Уж (змея) код [ кот ] кот [ кот ] гвозд и ки гв о здики

Слайд 9

3 группа омонимов Одинаково звучат Пишутся по-разному код-кот луг-лук гриб-грипп

Слайд 10

Что я знаю об омонимах? Это слова одинаковые по звучанию или написанию, но РАЗНЫЕ по значению: Одинаково звучат и пишутся; Одинаково звучат, а пишутся по-разному; Одинаково пишутся, а звучат по- разному; ???


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....