Методическая разработка - урок развития речи в 3 классе по теме "Готовим подарки"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Методическая разработка - урок развития речи в  3 классе коррекционной школы VII вида сочинение по теме "Готовим подарки маме"

Технологическая карта урока в соответствии с ФГОС, презентация Power Point, какрта самооценивания для ученика, карта оценки учащегося для учителя

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

открытого  урока по развитию речи в 3  классе

по теме «Готовим подарки маме»

Урок подготовил: учитель начальных классов

ГБС (к) ОУ №131

г. Санкт - Петербурга

Аграновская Л.А.

2014 год

Тема урока: Сочинение по картинке на тему «Готовим подарки»

Цель урока: - Создать условия для развития умения составлять рассказ по картинке (под руководством учителя)

        - Формировать умения рассматривать картинку (иллюстрацию) и передавать ее содержание;

        - Формировать умения составлять план сочинения и писать в соответствии с планом.

Форма урока: урок развития речи.

Тип урока: комбинированный

Методы: словесный,  игровой, наглядный, поисковый, метод свободного выбора и свободной беседы, метод взаимодействия и самоконтроля.

Приемы: рассуждение

Формы организации: коллективная, индивидуальная.

Технологии: развивающего, здоровьесберегающего, дифференцированного обучения.

 Оборудование:

  1. Презентация Power Point;
  2. стихи;
  3. Учебник для 3 класса начальной школы. Русский язык. 3 класс. Учебник в 2х частях Рамзаева Т.Г. М.: 2013. – Ч.2 -96 с. Интерактивная доска. Слайды с изображением портретов русских писателей.
  4. «Карта урока».

     Основные виды учебной деятельности:

    Рассматривать картинку и выделять главное и второстепенное на ней;

   Определять тему и главную мысль текста;

   Составлять план по картинке и опорным словам;

   Выделять части при записи текста;

   Формирование умения выполнять логические действия: анализ, сравнение, обобщение.

Планируемые результаты:

Универсальные учебные действия

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, словосочетания, иллюстрации);

самостоятельно делать выводы.

Регулятивные: Учить ставить  учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно.  Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. Формировать навыки самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, планировать алгоритм его выполнения, самостоятельно оценивать результаты своего труда;

 Коммуникативные: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; уметь строить текст в определённой композиционной форме, оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

 Личностные результаты: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Карта урока

Этапы урока

Время

Содержание

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

УУД (метапредметные результаты)

1. Организационный момент

2.   Мотивационный

момент

1 мин.

1 мин.

- Здравствуйте, ребята!

Ну - ка, проверим, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

- Я улыбнусь вам, а вы мне, я помогу вам, а вы поможете мне?

Пожелаю вам удачи-

За работу, в добрый час.

       -  Откройте тетради и запишите число.

Проверяют готовность к уроку.

Мотивация на урок.  

Мотивация на урок.  Подготовка учащихся к работе, эмоциональный настрой.  

Настрой на взаимопомощь и коллективную работу.

РУУД  Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного отношения к учению

 3.  Актуализация знаний.

    Постановка проблемы.

4 мин.

1 слайд: Что это за предметы? Кто их использует? Для чего? Когда писали перьями?

2 слайд: Кто изображен на портрете? Вы знакомы уже с его творчеством?

Иллюстрации: «33 богатыря»,

«У лукоморья дуб зеленый»

 3 слайд: А это чей портрет? Знакомы вам его произведения?

Илюстрация: «Мартышка и очки», «Ворона и лисица»

Кто эти люди?

Как их можно назвать одним словом? Назовите их род деятельности?

Вам понравилась сказка о царе Салтане?

А басни И.А.Крылова?

Хотите попробовать себя в роли писателя?

Предлагаю вам сегодня на 1 урок стать писателями и написать небольшое сочинение.

А что бы вам было легче фантазировать я предлагаю вам воспользоваться подсказками:

- Картинка в учебнике с. 93  к  упр. 212

- слова и словосочетания на доске

           (написаны хаотично)

Работа с листом самооценки

 Называют письменные

принадлежности

Припоминают

фамилии писателей, называют произведения  иллюстрации к которым предлагаются;

Обобщают:

- писатели

- начали писать еще в детстве,

- очень любили читать,

- оба жили в Петербурге.

Рефлексия КОД

Демонстрирует слайды с «писательскими принадлежностями»

портретами писателей Пушкин А.С., Крылов И.А.,

 

Определение мотивации

Л      контроль в форме сличения способа действия и его результата

Коррекция оптического гнозиса

4.  Целеполагание. Постановка учебной задачи.

5

Мин.

Рассмотрите рисунок.

- Кто изображен на нем?

- Чем они заняты?

- определите тему (под рисунком)

- выделите основную мысль

- воспользуйтесь подсказками – словами на доске.

Используйте их в своем сочинении.

     

Коллективная работа.

Перечисляют все что изображено.

дети,

учительница,

мягкие игрушки.

- они держат мягкие игрушки

- «Готовим подарки»

-  Дети сделали прекрасные подарки.

Предлагает задания.

Учит ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно.

РУУД  Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

РУУД:

Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно.

Осуществлять пошаговый контроль.

5. Словарная работа

5мин

 - С какими словарными словами (написание которых необходимо помнить) встретились?

заЯц, медвЕдь

Подбирают нужные слова для описания ситуации изображенной на картине, словосочетания, подходящие слова признаки и действия

Предлагает задания, помогает сделать вывод.

Записывает на доске наиболее удачные слова и выражения

Л      контроль в форме сличения способа действия и его результата;

Коммуникативные: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог

Контролировать действия.

6. Работа по теме сочинение

5

мин.

Обсуждаем структуру.

Составление плана сочинения:

- Кружок мягкой игрушки,

- Шили,

- Забавные зверушки,

- Медвежонок, собачка, лисичка

- Какие части обязательно будут?

- Как начнете сочинение?

Каждую часть пишем с красной строки.

- Какое начало удачное? Почему?

- О чем будем писать в основной части?

- Как закончить сочинение?

- С чем нужно соотнести вводную и заключительную части?

- Что должно объединить все части?

Работа с оценочным листом.

- вводная, основная, заключительная

Заслушивается несколько вариантов.

- Нина Петровна ведет кружок мягкой игрушки.

О ситуации, изображенной на картинке, будем описывать происходящее, кому готовят дети подарки? (мамам) учтем и настроение детей.

 Опишем результат:

-Игрушки прекрасны, они сшиты с любовью. Мамы обрадовались подаркам.

Высказывают предположения

- основная мысль

Рефлексия КОД

Предлагает использовать эти слова для опоры при составлении плана

Л      контроль в форме сличения способа действия и его результата;

Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность.

Предлагает задания, помогает сделать вывод.

7. Физкультминутка

1

Мин.

1. Аист

(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.)

— Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.)

— Топай правою ногою,

Топай левою ногою,

Снова — правою ногою,

Снова — левою ногою.

После — правою ногою,

После — левою ногою.

И тогда придешь домой.

2. Гимнастика для глаз

(вспомнить какой цвет с какой стороны от доски)

Разноцветные круги над доской: глазками вправо-влево,

Вверх-вниз

Отдыхают, настраиваются на предстоящую работу.

Оздоровительная, дать возможность детям отдохнуть, настроится на предстоящую работу.

Л умение ориентироваться в пространстве

8. Самостоятельная работа

15 мин.

Запись сочинения

Самопроверка

Работают над сочинением

Рефлексия КОД

Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность.

Л      контроль в форме сличения способа действия и его результата

Коммуникативные: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог

Идивидуальная работа

Слабым ученикам, даются готовые сочинения, с заданием сочинить последнее предложение – концовку.

Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность.

Предлагает задания, помогает сделать вывод.

КУУД:

Контролировать действия партнера.

9. Итог урока

Рефлексия.

4

мин.

Итог урока

- Дети зачитывают свои варианты сочинения

- Поднимите руку,  кому понравилось быть писателем?

-  Какое настроение у вас сейчас?

– За что ты можешь себя похвалить?

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши нам всем пригодились!

Подводят итог в оценочном листе

Рефлексия КОД

Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность.

- Оцени сам свою работу на уроке и выстави себе оценку, ответив на вопросы в бланке

КУУД:

Контролировать действия


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок развития речи в 3 классе по теме: «Готовим подарки маме» Урок подготовил: учитель начальных классов ГБС (к) ОУ №131 г. Санкт – Петербурга Аграновская Л.А . 2014

Слайд 5

Готовим подарки

Слайд 6

Кружок мягкой игрушки забавные зверушки шили медвежонок лисичка собачка

Слайд 7

Урок наш окончен, И выполнен план. Спасибо, ребята, О громное вам, За то, что упорно, Усердно трудились! И знания ваши Нам всем пригодились!



Предварительный просмотр:

Оценочная карта для учителя к уроку русского языка в 3 классе «В»

По теме: Сочинение по картине «Готовим подарки»

Учитель:  Аграновская Людмила Анатольевна                дата: 20.11.2014 г.

Оцениваемый критерий

Галюта Д.

Гришпитенко  А.

Коновец М.

Кулакова Л.

Лобзаева П.

Махтиева А.

Михайлова Ю.

Приходько В.

Павлов А.

Рябчиков А.

Семенова Анна

Семенова Анаст.

Терентьев-Гарин Иван

Тывунька Т.

Чепило С

Ученик организован, к уроку готов, имеет все необходимое

Знает авторов, их биографию, произведения

Определил тему

Выделяет главную мысль

Подбирает нужные слова для описания событий на картинке

Соотносит части между собой

Придумал концовку

Знает составные части текста

Написал сочинение в соответствии с составленным планом

Активность на уроке

Поведение во время урока



Предварительный просмотр:

Оценочная карта ученика (ученицы) 3 «в» класса________________________

К уроку русского языка по теме: Сочинение по картинке «Готовим подарки»

Критерии оценки

Международный день улыбки - 12 ноября

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=7bb39a424c8d5d1452aa77d30e0f4c23-76-144&n=21

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=414a8ec0540617deeffd39bb69f74dc1-65-144&n=21

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=da048f3b59cd137973557af6ce78aae4-89-144&n=21

1.

Я приготовился к уроку, есть все необходимое

2.

Я знаю фамилии писателей и их произведения

3.

Я сумел определить тему картинки

4.

Я сумел выделить главную мысль

5.

Подобрал нужные слова для описания событий на картинке

6.

Придумал концовку

7.

Написал сочинение в соответствии с планом

8.

Не получил замечаний

Оценочная карта ученика (ученицы) 3 «в» класса________________________

К уроку русского языка по теме: Сочинение по картинке «Готовим подарки»

Критерии оценки

Международный день улыбки - 12 ноября

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=7bb39a424c8d5d1452aa77d30e0f4c23-76-144&n=21

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=414a8ec0540617deeffd39bb69f74dc1-65-144&n=21

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=da048f3b59cd137973557af6ce78aae4-89-144&n=21

1.

Я приготовился к уроку

2.

Я знаю фамилии писателей и их произведения

3.

Я сумел определить тему картинки

4.

Я сумел выделить главную мысль

5.

Подобрал нужные слова для описания событий на картинке

6.

Придумал концовку

7.

Написал сочинение в соответствии с планом

8.

Не получил замечаний

Оценочная карта ученика (ученицы) 3 «в» класса________________________

К уроку русского языка по теме: Сочинение по картинке «Готовим подарки»

Критерии оценки

Международный день улыбки - 12 ноября

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=7bb39a424c8d5d1452aa77d30e0f4c23-76-144&n=21

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=414a8ec0540617deeffd39bb69f74dc1-65-144&n=21

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=da048f3b59cd137973557af6ce78aae4-89-144&n=21

1.

Я приготовился к уроку

2.

Я знаю фамилии писателей и их произведения

3.

Я сумел определить тему картинки

4.

Я сумел выделить главную мысль

5.

Подобрал нужные слова для описания событий на картинке

6.

Придумал концовку

7.

Написал сочинение в соответствии с планом

8.

Не получил замечаний



Предварительный просмотр:

Тема: «Методика работы над сочинением в начальных классах»

1. Современные требования к проведению уроков сочинения.

Первые сочинения невелики по объему. Для проведения сочинений в 1-ом классе не требуются специальные уроки.

Сочинения являются составной частью уроков русского языка. Тематика сочинений подсказывается, а иногда и определяется содержанием читаемых произведений. В ходе работы над сочинением закрепляются те орфографические навыки и умения, которые получают учащиеся на уроках грамматики. Все сочинения выполняются под руководством учителя. Работа носит обучающий характер.

В процессе подготовки и проведения сочинений необходимо выработать у первоклассников:

1. Умение коллективно составлять и под руководством учителя писать небольшие рассказы о своих играх, забавах, работе.

2.  Умение излагать свои мысли по готовому плану, составленному в форме

вопросов;

3.   Умение строить простое предложение: правильно располагать в нем слова,

видеть границы предложения;

4.  Умение находить для выражения своих мыслей наиболее точные и

выразительные слова.        

Чтобы дети овладели этими умениями, необходима система упражнений, основанная на принципе постепенного наращивания трудностей. Поэтому письменным сочинениям в 1-ом классе предшествуют различные обучающие устные упражнения:

составление упражнений, объеденных темой, восстановление деформированного текста по серии сюжетных картинок, устные ответы на вопросы,  объеденные темой, составление предложений по сюжетным картинкам, устные рассказы по прочитанному, по аналогии с прочитанным. Выполняя эти упражнения, учащиеся под руководством учителя учатся излагать мысли  в определенном порядке, последовательно.

Сочинения во 2-ом классе - это  небольшие сюжетные рассказы, в

которые  со второго полугодия можно вводить элемент описания. Проводятся они как в устной, так и в письменной форме на протяжении всего учебного года. Устному рассказу, как и сочинению, нужно обучать. Устные рассказы вначале составляются коллективно и служат образцом для индивидуальных рассказов, которые рекомендуется проводить лишь во втором полугодии. Сочинения также составляются коллективно по плану, данному учителем или коллективно составленному. Готовый план учитель записывает на доске до урока. Если же план составляется коллективно, то запись идет по мере составления.

С третьей четверти в сочинения и рассказы можно включать элементы описания. Эти элементы  представляют собой  очень краткие  описания отдельных предметов, животных, людей. Прежде чем приступить к работе над сочинениями  с элементами описания, учитель обращает внимание детей на  те фрагменты из изучаемых ими художественных произведений, которые  содержат описания и могут служить образцом.

В 3-ем классе учащиеся работают над сочинениями типа рассказа, но к этим работам предъявляются более высокие требования. Свои усилия учитель направляет на то, чтобы научить учащихся:

1.      писать небольшие рассказы с элементами описания и рассуждения об экскурсиях, работе, наблюдениях.

2.      Написать рассказы о случаях из своей жизни.

3.      Писать рассказы по одной картине и по отдельным эпизодам кинофильма.

4.      Самостоятельно составлять план сочинения в форме вопросительных,

повествовательных и восклицательных предложений.

5.      Правильно строить простые предложения различных типов.

6.      Умению отбирать слова и употреблять их в речи.

Как устные рассказы, так и письменные сочинения проводятся в определенной системе. В начале обучения восстанавливаются навыки работы над сочинением, приобретенные учащимися ранее. Работа начинается с коллективного составления рассказов на темы летних впечатлений. Где это возможно, в сюжеты включаются элементы описания.

В 3-ем классе в сюжетные рассказы и сочинения также вводятся описания единичных предметов и несложных действий: описание рисунка в сочинении « Что я люблю рисовать», описание грибов в сочинении « За грибами». Методика работы над сочинениями с элементами описания та же, что и во 2-ом классе.

Сочинения с элементами рассуждения – новый вид работы. Рассуждение – наиболее сложный способ изложения мыслей, т.к. основывается на понимании причинно следственных связей в явлениях и событиях, на умении делать выводы из наблюдений, доказывать выдвинутые положения

Работа над сочинениями включает:

Накопление материала: наблюдения, экскурсии, походы, прогулки, рассматривание картин, просмотр фильмов, спектаклей, чтение литературы и др..

Отбор материала в соответствии с темой и ее раскрытием, систематизация материала, его расположение: беседы, обсуждения, выделение существенного, составление плана, отдельные записи, подготовка лексики и т.п..

Речевое оформление сочинения, т.е. составление самого текста, его запись, совершенствование, исправление ошибок самими учащимися, проверка.

2. Классификация сочинений, предназначенных для обучения в начальной школе.

 Классификация сочинений
Классификация сочинений помогает учителю в планировании как каждого отдельного сочинения, так и их системы. В практике учителей наибольшее распространение получили сочинения по картине и по серии картин, по экскурсии, по наблюдениям за погодой, растениями и животными, описание картин природы или отдельных предметов, рассказы о труде взрослых и детей, об играх и развлечениях, рассказы по аналогии с прочитанным, по данному учителем началу или концу. К каждому из этих критериев могут быть применена следующая классификация.

По форме: устные, письменные, комбинированные (сочинения и иллюстрации к нему).
1. По источнику детской речи:
а) на основе наблюдения за предметом речи;

б) на основе личного опыта (о пережитом, виденном, слышанном самими учениками;

в) на основе воображения;

 г) на основе восприятия произведения искусства (по книжному материалу, спектаклю, музыкальному произведению);

д) по различным источникам одновременно (по книге и картине, по картине и личным наблюдениям).
  2. По степени самостоятельности:
а) сочинения коллективные;
б) сочинения индивидуальные.
  3. По типам текста:
а) повествование;
б) рассуждение;
в) описание;

г) сочинения смешанного типа (повествования с элементами описания или рассуждения).
  4. По тематике:

а) на учебную тему;

б)  на свободную тему.

3. Сочинение по картине

В современной методике русского языка существует множество подходов к пониманию сочинений по картине и к методике их проведения.

В частности профессор А.В. Текучев рассматривает сочинения по картине в следующем аспекте:

Это один из самых распространенных и давно применяемых в школе видов сочинения. Варианты их разнообразны – рассказывание сюжета картины, описание пейзажа, введение картины в сочинение в качестве эпизодам, которым начинается или заканчивается сочинение, сочинения по ряду картин (по картинному плану или сравнение их по какому-либо признаку), сочинение по картине с грамматическим заданием. Сочинения по картине проводятся во всех классах и могут быть различными по степени трудности. Перед ними ставятся задачи: научить учащихся смотреть картину, понимать содержание и видеть ее художественные возможности, переводить виденное на язык слова. Картина дает возможность развивать логическое мышление, поскольку при описании или передаче ее сюжета необходимо уметь выделить главное и второстепенное, видеть детали и определять отношения между частями, описывать все в нужной последовательности (то есть иметь план). Тематика сочинений по картине разнообразна – почти все виды сочинений, различаемых по жанру, могут быть проведены по картине. С использованием картин на уроках русского языка и литературы может быть связано обучение учащихся сочинениям самых разнообразных видов – описаниям по наблюдениям, портретной характеристике, рассуждениям.

Авторы учебника "Методика русского языка" Е.А. Баринова, Л.Ф. Боженкова, В.И. Лебедев освещают следующий подход к сочинению по картине:

Сочинения по картине – один из самых распространенных видов сочинений. Картина, как считает К.Д.Ушинский, позволяет учащимся организовывать наблюдение, опираясь на личный жизненный опыт, следовательно, сочинение по картине может рассматриваться как сочинение по личным наблюдениям и впечатлениям, но не только от виденного, а и от слышанного, и от прочитанного. Сочинение по картине может быть поэтому, с одной стороны, сочинением-описанием картины (на основе виденного), с другой стороны, сочинением по поводу картины (на основе виденного, слышанного или прочитанного).

Используя картину на уроках развития речи, преподаватель должен, прежде всего, научить учащихся "читать" ее.

"Прочесть" картину, значит понять творческий замысел художника, чутко воспринять язык живописи как искусства "зримых образов", "говорящих" красок, света и тени и, поняв все это, раскрыть содержание и идейный смысл картины.

В связи с этим большое значение имеет отбор картин. Начинать работу целесообразно с жанровых картин, интересных по тематике, близких и доступных детям, несложных в композиционных отношениях.

В VI классе на уроках литературы учащиеся получают представление об описании, и знакомство с пейзажной живописью становится для них наиболее необходимым.

Подготовкой к работе над картиной-пейзажем может служить анализ картины сюжетного характера, при рассмотрении которой обращается внимание и на пейзаж.

Выбрав для урока картину, преподаватель сам внимательно рассматривает ее, устанавливает, какова тема, идейное содержание картины, какими средствами художественной выразительности пользуется художник, раскрывая свой замысел.

Система вопросов, которые намечает затем преподаватель, обеспечивает последовательность в раскрытии содержания картины, глубину анализа, внимание к главному, основному, помогающему понять замысел художника. Формулируя вопросы, преподаватель предусматривает также и необходимость направлять учащихся в процессе беседы на целесообразное использование тех или иных лексических и грамматических средств для раскрытия темы данной картины; учитывает возможные трудности употребления в речи отдельных слов и выражений, построения предложений и намечает пути их преодоления.

В методике обучения сочинения по картине можно наметить три этапа:

I. Подготовка преподавателя к уроку по картине.

1. Выбор картины с учетом возраста учащихся, степени подготовленности класса и цели, поставленной преподавателем.

2. Изучение содержания картины.

3. Знакомство с биографией, творчеством художника, историей создания картины и средствами реализации замысла художника.

4. Формулировка вопросов для беседы.

5. Составление плана урока.

II. Урок обучающего сочинения по картине (типа описания виденного).

1. Ознакомление учащихся с темой и целью работы.

2. вступительное слово преподавателя о художнике (его творческом пути и отдельных произведениях) или беседа, содержание и объем которой определяется уровнем подготовленности класса, степенью трудности восприятия картины, наличием литературы по данному вопросу.

3. Молчаливое рассматривание картины.

4. Беседа по поводу картины с одновременным анализом ответов учащихся.

5. Коллективное или самостоятельное составление плана сочинения в зависимости от подготовленности класса.

6. Устное сочинение одного-двух учащихся с последующим рецензированием его другими учащимися со стороны содержания и языкового оформления (такой анализ может быть сделан и преподавателем).

7. Выяснение написания некоторых слов и выражений.

8. Самостоятельная письменная работа учащихся над сочинением по картине.

III Анализ сочинений учащихся и исправление допущенных в них ошибок.

Конспект урока сочинения по картине

Сочинение по картине В.Д. Поленова «Первый снег» («Ранний снег»)

https://lh3.googleusercontent.com/BJiCBhZsHWmY6nBXRuUxvGeBboob7tmseW6zW2z5Z2gadzVzkvjVjt67cyS2-cVX037JwlQuvUjLs4tKG6ih6ACeOOMvHqtHuGDGHZdFDZOLs7tEGEA

Цель: способствовать формированию умения описывать  картину

Задачи: Образовательные: - научить писать сочинение  по картине.

                Воспитательные: - Воспитывать самостоятельность и творческую                                   активность ребенка.

                Развивающие: – развивать мыслительные операции;

                             – развивать речь учащихся.

Оборудование и литература: картина В.Д. Поленова «Первый снег» («Ранний снег»), тетради, музыка  П.И.Чайковского «Времена года. Ноябрь

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечания

1. Организация класса на работу.

1. Слово – приветствие.

Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении.

2. Слово – инструктаж.

3. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы будем писать сочинение-описание по картине.

- В чем особенность сочинения-описания?

4. Сообщение типа текста.

-Ваше сочинение по типу текста будет описание.

- В чем особенность текста-описания?

- Описание  картины и общее впечатление от нее.

- Это текст, цель которого состоит в описании внешнего вида предмета.

2. Подготовка к знакомству с источником речи

а) - Какой сейчас месяц? 

- К какому времени года относится ноябрь? 

- Какие изменения происходят в природе, характерные поздней осени?

Небо, солнце, осадки, почва – неживая природа

Деревья, люди – живая природа.

б) Упражнения при подготовке к сочинению.

- Подберите к словам признаки поздней осени.

Осень: золотая, ранняя, дождливая, хмурая, поздняя.

Небо: яркое, серое, мрачное, голубое, ясное.

Ветер: ласковый, резкий,порывистый, холодный,пронзительный.

Снег: мокрый, серый, первый.

День: солнечный,пасмурный, морозный, серый.

в) - Прочитайте отрывки из произведений о поздней осени, приготовленные вами дома. (6-7 человек).

г) – Прочитайте стихи об осени, подготовленные дома. Обратите внимание на слова, которые характеризуют именно позднюю осень.

д) – Чем поздняя осень отличается от золотой осени? (красками)

- Вы хорошо поработали дома, ваш материал могут использовать другие дети в своих работах.

Ноябрь

 к поздней осени

дождливая, хмурая, поздняя.

серое, мрачное

порывистый,  пронзительный

первый

пасмурный, серый

3. Знакомство с источником речи

- Молча рассмотрите картину, полюбуйтесь ею, подумайте над ее содержанием.

Рассматривание картины под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Ноябрь

4. Анализ первичного восприятия.

- Какое время года изображает художник? 

Назовите признаки поздней осени.

Опишите берега реки.

- В каких красках нарисована картина?

- Почему выбраны такие краски?

- Какой день изображает художник? 

- Какое настроение вызывает картина? 

- Почему даже без подписи мы могли бы догадаться, что изображен первый день осени, а не  последний день весны? 

- Чем вам понравилась картина?

пасмурный осенний день, тучи тяжелые, серые, мутные

грустное, печальное, тихую грусть

 краски неба, кустов, берегов реки и т.д.

5. Языковая подготовка

а) Подберите синонимы к словам: 

художник

 создает 

 картина 

б) Название каких цветов и оттенков можно употребить при описании?

в) Найдите неточно употребленное слово и замените его.

- Спокойно бежит/течет река .

- Тяжелые свинцовые тучи стянули/затянули небо.

г) Обратите внимание на правописание слов: здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали, вверху.

Составление плана

- О чем напишем в начале сочинения? 

I. Скромная русская природа. 

- Какие признаки поздней осени можно увидеть на картине? Обратите внимание на передний план картины: на реку, на то, как она поворачивает вправо и теряется среди бескрайних просторов, на ее берег, заросший небольшим лесом и кустарником, на дерево, одиноко стоящее в глубине.

- Перечислите другие приметы поздней осени, характерные для пасмурного осеннего дня. Опишите небо, тучи, снег.

- Озаглавьте второй пункт плана.

- Какое настроение вызывает эта картина? 

- Озаглавьте третий пункт плана.

Составьте словосочетания к каждому пункту плана

живописец, пейзажист, мастер кисти 

пишет

полотно, репродукция 

о том, что на картине изображена… поздняя осень, русская природа поздней осенью

 II. Пасмурный осенний день 

тихую грусть вызывают картины поздней осени

 III. Настроение человека в дни поздней осени.

Примерный план.

I. Скромная русская природа.

Течет спокойно, поворачивает вправо, теряется среди просторов, листочки держатся, одинокое дерево

II. Пасмурный осенний день.

Тучи тяжелые, серые, мутные, сливается вдали, не пробивается сквозь мутную пелену

III. Настроение человека в дни поздней осени.

Тихая грусть

6. Подведение итогов подготовительной работы

- Теперь вы хорошо подготовлены к сочинению. Вы знаете, о чем писать, в каком порядке. Знаете многие слова, которые можно употребить. Каждый напишет о своих впечатлениях, вызванных картиной В.Д.Поленова «Первый снег». Старайтесь писать выразительно, красиво. При необходимости, обращайтесь к учителю с вопросом.

7. Написание сочинения, редактирование текста

 Индивидуальная помощь учителя.

каждым учащимся самостоятельно, запись описания картины Примерное сочинение.

Родная русская природа. Спокойно течет река. Вдали она чуть поворачивает вправо и теряется среди бескрайних просторов. Ее пологий берег зарос небольшим лесом и кустарником. На кустах еще кое-где держатся листочки. В глубине стоит одинокое дерево.

На землю лег первый снег. Тяжелые свинцовые тучи затянули небо. Вдали оно сливается с белыми полями. День стоит пасмурный, серый. Ни один луч солнца не пробивается сквозь мутную пелену.

Тихую грусть вызывают картины поздней осени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока развития речи c применением информационных технологий. 3 класс

Методическая разработка  урока развития речи с применением информационных технологий.  3 класс. Из портфолио учителя  ГБОУ школа №559 Выборгского района Санкт - Петербурга Лёвиной Натал...

Методическая разработка урока развития речи c применением информационных технологий. 3 класс

Методическая разработка из портфолио учителя ГБОУ школа № 559 Выборгского района Санкт-Петербурга Лёвиной Наталии Николаевны...

Методическая разработка урока развития речи во 2 классе (изложение)

Урок обучающего  изложения  по коллективно составленным вопросам к тексту . УМК "Школа России"...

Методическая разработка урока развития речи. Обучающее изложение «Первая газета». 4 класс.

Данный материал содержит конспект урока и презентацию к нему. В конспекте указаны формируемые универсальные учебные действия. Урок составлен в соответствии с ФГОС на основе системно - деятельностного ...

Методическая разработка урока развития речи. 4 класс. "Морж"

Данная методическая разработка  опробирована. Методичекий материал получил положительные отзывы коллег, интересен и поучителен для обучающихся....

Методическая разработка урока развития речи для 1 класса (вариант 2.2) по теме: «Зоопарк»

Автор: М.В.Рябцова, учитель начальных классов ГБОУ школы-интернат №20 Петроградского района Санкт-Петербурга Целевая аудитория: учащиеся 1 класса (вариант 2.2)Цель урока: формирование образовател...