Методическая разработка урока развития речи для обучающихся с ЗПР. 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Токова Светлана Павловна

Обучающее изложение для детей с ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razvitiya_rechi.docx28.62 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи

Тип урока - урок общеметодологической направленности.

Класс: 3 (обучающиеся с ЗПР)

Тема: Обучающее изложение.

Цели урока:

-учить детей правильно воспринимать текст, делить на части, составлять план и передавать его содержание в соответствии с планом;

-развивать  память, орфографическую зоркость, обогащать словарный запас детей;

-воспитывать внимательность, прививать интерес к родному языку, осуществлять связь с жизненным опытом детей, учить соблюдать правила безопасного поведения на водоёмах.

Планируемые результаты:

личностные УУД:

  1. Формировать учебно–познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач;
  2. Развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности;
  3. Прививать правила основ безопасности жизнедеятельности

регулятивные УУД:

  1. Научить принимать и сохранять учебную задачу;
  2. Формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  3. Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий.

познавательные УУД:

  1. Научить детей осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использований всех возможных источников;
  2. Развивать речевые навыки при устных и письменных высказываниях;
  3. Развивать навык поиска разнообразных способов решения задач.

коммуникативные УУД:

  1. Развивать навык использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
  2. Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;
  3. Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной групповой деятельности.

Оборудование:

  1. Пакет для с/р в группах по теме урока: карточки по орфографии, разрезной рассказ, карточки с текстом.
  2. Сюжетные картинки к тексту.
  3. Презентация по теме урока.
  4. Словари: толковый, орфографический.

Ход урока.

I этап. Мотивация к учебной деятельности   (психологический настрой на урок)

Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.

- Здравствуйте, приготовьтесь к уроку «Развитие речи». Проверим готовность к уроку

Что нам нужно для этого урока? Какие формы работ мы выполняем на уроках развития речи? (пишем сочинения, изложения и др.) Чем отличается сочинение от изложения?

II этап. Актуализация и пробное учебное действие.

Расшифруйте записи и определите, о чём будет наш урок?

Гурд тсязнаёпо в дебе (Друг познаётся в беде)

 III этап:  систематизация знаний.

 Чтение текста учителем

– Внимательно посмотрите на экран. Слайд-1 Что перед вами? (текст) Как вы думаете, что мы будем писать: сочинение или изложение? 9изложение, т.к. есть готовое произведение)

Послушайте текст. После прочтения будут вопросы по содержанию. Я посмотрю, кто из вас лучше и полнее на них ответит.

Костя и Саша возвращались из школы. Костя уговорил друга идти через речку. Саша сомневался. Наступила весна. Лёд таял. Костя убедил товарища. Мальчики пошли по льду. Костя побежал вперёд. Хрупкий лёд треснул. Мальчик очутился в воде. Он хватался за тонкую кромочку льда. Лёд крошился. Бежать за помощью было далеко. Саша осторожно пополз по льду к другу. Он вытащил товарища на берег.

Беседа о тексте.

Чего не хватает в тексте? (заголовка) Каким образом можно озаглавить рассказ? (по теме и по основной мысли) Объясните. (Тема – это о чём говорится в тексте. Основная мысль – это то главное, о чём хотел сказать автор). Как озаглавим рассказ? (Например, Спас друга).

Вопросы по тексту.

Кто из друзей был более рассудительным?

Почему весной опасно ходить по льду?

В какую беду попал Костя?

Как можно назвать Сашу? А Костю?

Давайте составим правила безопасного поведения на водоёмах.

 IV этап: включение  системы знаний в учебную деятельность.

Групповая работа

          - Прочитайте текст. Разделитесь на группы и разбейте текст на абзацы. Каждая группа работает над одним абзацем. Нарисуйте словесную картину по каждой части. Выберите рисунки, соответствующие вашему устному рисованию. Прикрепите их на доску попорядку. Слайд-2

- Расскажите каждый свою часть близко к тексту, опираясь на сюжетные картинки. Озаглавьте абзац, который достался вам.

Составляем общий план всего рассказа.

Повторное чтение

– Теперь – полное внимание. Текст закрывается. Перед детьми остаются карточки с планом и опорными словами. Дети читают и сверяют то, что они слышат, с пунктами плана, обращая внимание на опорные слова.

V этап: закрепление  системы знаний с формулированием проблемы.

 Упражнение «Выбери предложения».

- Посмотрите внимательно, что перед вами. (Деформированный текст: все предложения текста вразброс). Каждая группа выбирает из разрезанного по предложениям текста те предложения, из которых составляют свою часть.

- Какую ещё работу нам необходимо сделать для безошибочного написания изложения? (орфографическую)

Карточки - орфографическая подготовка.

  1. Подчеркните орфограммы в словах своих предложений.

Подбери проверочные слова. Вставь буквы.

Уг_в_рил _______________________        в_сна ____________________________

Поб_жал ________________________        вп_рё_ ____________________________

Хру_кий ________________________         лё_ ______________________________

В в_де __________________________         хв_тался __________________________

Кр_шился _______________________         б_жать ___________________________

За пом_щью _____________________         д_леко ____________________________

Ост_рожно ______________________         попол_ ___________________________

Выт_щил ________________________         бер_г ____________________________

Бере_ ___________________________

Раскрой скобки.

(из школы) _______________________       (через)речку ______________________

(на)ступила ______________________        (к) реке _________________________

(по) льду ________________________          (в)воде __________________________

(на)берег ________________________          (вы)тащил _______________________

Выдели орфограмму разделительный Ь.

Помощью _________________________________________________________________

Выдели орфограмму ЧК.

Речку, кромочку ____________________________________________________________

Выдели орфограммы  ШИ, ЧУ, ЩА

Возвращались, товарища, очутился, крошился

Выпиши из текста имена собственные. ___________________________________________

Прочитай трудные слова по слогам. Обрати внимание на них, когда будешь писать изложение.

Возвращались, таял, вытащил.

Лексическая подготовка

Подбери синонимы.

Товарищ, ________________________________________________________________________

Уговорить, _________________________________________________________________________

Помощь, __________________________________________________________________________

Подбери антонимы.

Хрупкий - __________________________       Таять - _______________________________

Проверка орфографической работы по аналогу.  Слайд-3

Пересказ частей по опорным словам в группах.

Самостоятельная работа учащихся

В ходе написания изложения одной части в группе, детям оказывается индивидуальная помощь.

Самопроверка (по памятке)

Памятка

1. Ясно ли передал мысль?
2. Нет ли повторов одинаковых слов, оборотов речи?
3. Все ли слова употреблены удачно?
4. Орфография.
5. Пунктуация.

Запись одной части группой на черновик. Проверка по образцу.

Дети меняются местами и дописывают на черновик следующую часть на нужное место и т.д., пока весь текст будет восстановлен на черновиках. Самопроверка по эталону.  Прочтение нескольких работ учащимися.

VI этап: рефлексия учебной деятельности.

  1. Что нового узнали? Чему учит этот рассказ?
  2. Чем же изложение отличается от сочинения?
  3. Что больше всего понравилось в уроке?

Домашнее задание.

Каллиграфически и безошибочно переписать подготовленное изложение в рабочую тетрадь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока развития речи c применением информационных технологий. 3 класс

Методическая разработка  урока развития речи с применением информационных технологий.  3 класс. Из портфолио учителя  ГБОУ школа №559 Выборгского района Санкт - Петербурга Лёвиной Натал...

Методическая разработка урока развития речи c применением информационных технологий. 3 класс

Методическая разработка из портфолио учителя ГБОУ школа № 559 Выборгского района Санкт-Петербурга Лёвиной Наталии Николаевны...

Методическая разработка урока развития речи во 2 классе (изложение)

Урок обучающего  изложения  по коллективно составленным вопросам к тексту . УМК "Школа России"...

Методическая разработка - урок развития речи в 3 классе по теме "Готовим подарки"

Методическая разработка - урок развития речи в  3 классе коррекционной школы VII вида сочинение по теме "Готовим подарки маме"Технологическая карта урока в соответствии с ФГОС, презентация Power ...

Методическая разработка урока развития речи. Обучающее изложение «Первая газета». 4 класс.

Данный материал содержит конспект урока и презентацию к нему. В конспекте указаны формируемые универсальные учебные действия. Урок составлен в соответствии с ФГОС на основе системно - деятельностного ...

Методическая разработка урока развития речи. 4 класс. "Морж"

Данная методическая разработка  опробирована. Методичекий материал получил положительные отзывы коллег, интересен и поучителен для обучающихся....

Методическая разработка урока развития речи для 1 класса (вариант 2.2) по теме: «Зоопарк»

Автор: М.В.Рябцова, учитель начальных классов ГБОУ школы-интернат №20 Петроградского района Санкт-Петербурга Целевая аудитория: учащиеся 1 класса (вариант 2.2)Цель урока: формирование образовател...