Этапы урока, научного творчества | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Актуализация опорных знаний учащихся. | Наблюдение над словами, отвечающими на вопрос кто? и словами, отвечающими на вопрос что? – На доске фотографии. Рассмотрите их.
Какие вопросы вы зададите к ним? – Почему?
| Учащиеся называют предмет, записывают в тетрадь, задают вопрос, записывают рядом. |
| – Сделайте вывод. | – На вопрос кто?отвечают слова, которые называют имена и фамилии людей, клички животных. – На вопрос что?отвечают слова, которые называют города, страны и т.д. |
Знакомство с новыми словами из словаря. |
|
|
– Кто знает название столицы нашей страны? | – г. Москва |
– Почему это слово вызывает затруднения при написании? | – Гласная О в слабой позиции. |
– Правописание этого слова нужно запомнить. | – Работа в орфографической тетради. |
– Прочитайте предложение, написанное на доске: КТО В МОСКВЕ НЕ БЫВАЛ, КРАСОТЫ НЕ ВИДАЛ. | |
– В чем смысл этой пословицы? О какой красоте вы можете рассказать? | |
– Предлагаю изменить эту пословицу, заменив слово Москва на Нижний Новгород | |
– Прочитайте получившееся предложение. | – Кто в Нижнем Новгороде не бывал, тот красоты не видал. |
– Запишите пословицу о Москве в тетрадь, в слове Москва выделите орфограмму. Подберите и запишите ряд однокоренных слов к слову Москва. | – Москва, москвичка, московский, москвичи. |
| – На какие вопросы отвечает 1-е, 2-е слово? Почему? | |
| – Прочитайте слова, что их объединяет? | – Безударная гласная в слабой позиции, правописание которой нужно запомнить. |
| – Чем они отличаются, почему записаны в два столбика? | – Слова 1-го столбика отвечают на вопрос кто?, 2-го столбика – что? |
| – Ваша задача: вставить пропущенные буквы. Одно из предложенных слов мы не изучали ранее, откройте словарь или орфографическую тетрадь и посмотрите, как оно пишется. Проверка (Человек). | У учащихся исполнительный лист: Кто? ч_ловек л_сица _______ _______ | Что? _г_род гор_д _______ _______ |
|
| – А теперь допишите в каждый столбик по 2 слова из предложенных на доске: | |
| – Прочитайте слова. Объясните их значение: Деревня - село Господин - вежливое обращение к мужчине Горница - комната Дама - женщина | Работа над лексическим значением слов. Вписывание слов в нужный столбик. |
| – Чем вы руководствовались, когда задавали вопрос и распределяли слова по столбикам? | – Слова, обозначающие людей, животных отвечают на вопрос кто?, обозначающие другие предметы – на вопрос что? |
Совместное формулирование темы, целеполагание. | – Кто догадался, какая тема урока? | – Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? |
– Чему мы будем учиться на уроке? | Правильно, задавать вопросы к словам. |
– В русском языке те и другие слова имеют названия. | |
| – Попытайтесь угадать, предположите, как они называются? | Живые, неживые, движимые, недвижимые. |
| – Как вы думаете, почему их так назвали? | |
| – Их называют одушевленные и неодушевленные. | |
| – Откройте учебник и прочитайте тему урока. | |
| – Сверим свой вывод с мнением авторитетного источника. | Любой справочник по русскому языку. |