Урок русского языка по теме: "Части речи".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Клепка Наталья Викторовна

Урок предназначен для учащихся 3 классов УМК «Школа 2100». Структура урока соответствует типу – ОНЗ. На каждом этапе поставлена цель, формируются УУД, определена деятельность учителя и учащихся. 

Материал урока позволяет не только  систематизировать знания и умения учащихся по теме урока, а также направлен на формирование умения работать с учебником,  в парах, индивидуально, по заданному алгоритму.

Для повторения учебного содержания, умение применять новые знания проводится выборочный диктант, тестирование, взаимопроверка выполненной работы. 

В конце урока проводится рефлексия учебной деятельности.
Задача этого этапа -  соотнесение цели урока и его результата, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.rar177.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование город Краснодар

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования город Краснодар

средняя общеобразовательная школа № 43

Урок русского языка в  3  классе.

Тема урока:

«Части речи в русском языке».

 

Цель: систематизировать имеющиеся у детей знания о частях речи, учить определять части речи.

Задачи:

1.Расширить представления третьеклассников о значении разных частей   речи в русском языке. Отрабатывать умения отличать одну часть речи от другой.

2.Развивать, орфографическую зоркость, внимание, память, чувство языка,  интерес к русскому языку, формировать знания о синтаксисе.  

 3.Формировать умения оценивать «свои» знания и знания своих одноклассников.

       Оборудование:

  1. Презентация Power Point “Части речи”
  2. Компьютер, проектор.
  3. Аудиозапись песни “Дорога добра” из к/ф “Маленький Мук”
  4. Раздаточные листы для учащихся
  5. Цветные карандаши.
  6. Учебник русского языка (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) 3 класс, II часть. ОС «Школа 2100»

Тип урока: Открытие нового знания.

Дата: 19.12.14г.

Учитель МБОУСОШ №43 Клепка Наталья Викторовна

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

1.Самоопределение к учебной деятельности.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

3.Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности.

4.Построение проекта выхода из затруднения. Постановка цели.

5.Проектирование и фиксация нового знания.

6.Физкультминутка.

7.Первичное закрепление с проговариванием.  

8.Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

9.Включение в систему знаний и повторения.

10.Рефлексия учебной деятельности.

11. Домашнее задание

«Где есть желание, найдётся путь!»

Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока (создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность).

- Почему сегодня у нас такой девиз? (Наверно, мы будем открывать новые знания.) 

- Да, вы догадались, сегодня у нас урок открытия нового знания, а значит, мы с вами будем находиться в учебной деятельности.

- Поможет нам веселый человечек – Смайлик. (Слайд 2).                                            

- Вы готовы к работе? Тогда в путь!

- Пожелайте друг - другу удачи! 

(Звучит фонограмма песни “Дорога добра” из к/ф “Маленький Мук”)

- Находясь в учебной деятельности, мы выполним два шага учебной деятельности: 

(Слайд 3).                                            

1 шаг                         2 шаг  

- Для начала мы должны повторить то, что уже знаем.

- Повторять будем всё подряд?

- Нет, только то, что будем делать.

Слайд 4

большой – маленький

сухой – ?

глубокий – ?

старый – ?

гладить – ?

твердый - ?

- Внимательно посмотрите на данную запись. Это, ребята, первое препятствие, если мы с ним справимся, то сможем продолжить наш путь. Для этого вам надо правильно сформулировать и выполнить задание к записи и узнать, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.

- Правильно ли мы справились с первым заданием? (Слайд 4). (Проверка по щелчку).

Минутка чистописания.

- Буква М. Эту букву будем прописывать на минутке чистописания.

-Какой звук слышится?

-Дайте ему характеристику. ( Согласный, твёрдый, звонкий непарный.) (Слайд 5).

-Что нужно помнить при написании этой буквы? (о наклоне, соединении).

Таблица  с буквой. (Слайд 6).

-Запишите М м всю строчку.

- Предлагаю вам написать следующее сочетание букв. (Слайд 7).

- Нам надо определить порядок следования букв в этом ряду: мло омл лом.

- Последняя буква в каждой ячейке становится первой.

-Прочитайте слова. (Слайд 8).

 Слова на слайде  Мороз, морозец, морозный.

-Назовите орфограммы, которые встретились в этих словах. (Непроверяемая безударная гласная «о», сочетание «оро» и парная согласная «з».)

-Как проверить парную согласную? Докажите.

-Запишите слова.

-Что общего в этих словах? (корень)  

-Выделите его.

Какие части слова участвовали в формировании новых слов?

-Образуйте однокоренное слово по схеме: приставка, корень, суффикс, окончание. (Заморозки)

-Как понимаете это слово? (Легкий утренний мороз осенью или весной)

- Путь свободен, снова в путь!

Словарная работа (Слайд 9).

- Ребята, нам снова не пройти. У нас на пути заколдованный лес, чтобы волшебные деревья расступились, мы должны разгадать шифр. Внимательно посмотрите на данный шифр.

1

2

3

4

5

6

7

8

1

А

М

Н

О

Р

К

В

У

2

С

Г

Д

Я

Л

Ч

Ц

Т

и на ключ к нему: 2-1 1-4 2-5 1-4 1-2 1-1

- Разгадав ключ данного шифра, вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке.

- Какое слово зашифровано?

- Зашифровано слово солома.

- Что такое солома?

 Солома – это стебли пшеницы, ржи и других злаковых растений. (Слайд 10).

- Но если стебли стоят на корню, с колосьями, то это еще не солома. Как же получается солома?

(Солома получается после обмолота зерен.)

-Что же такое солома? Скажите полностью.

- Солома – это стебли злаковых растений, которые остаются после обмолота.

- Найдите слово солома в орфографическом словарике. Напишите его, поставьте ударение. На правописание какой буквы следует обратить внимание?

- Следует обратить внимание на правописание непроверяемой безударной гласной О. Ее надо запомнить. (Дети записывают слово в тетрадь.)

Семеро одну соломину поднимают. (Слайд 11.)

Не подкладывай к огню солому.
Соломиной не подопрешь хоромины.

- Ребята, прочтите написанное. Как можно назвать эти предложения, одним словом?

- Пословицы.

- Какие слова в данных словах вам незнакомы? (учитель объясняет значение новых слов)

Объясните смысл каждой пословицы (осуществляется работа по выявлению смысла пословиц)

- Из пословицы. Семеро одну соломину подымают можно понять, что солома легкая.

- В пословице. Не подкладывай к огню соломы говорится о том, что солома хорошо горит.

- Из пословицы. Соломиной не подопрешь хоромины ясно, что солома ломкая, хрупкая, непрочная.

Беседа о многообразии слов. (Слайд 12).

- Ребята, давайте вспомним, из чего состоит наша речь?

- Наша речь состоит из слов.

- Знаете ли вы, сколько слов в русском языке?

- А во всех языках вместе взятых?

- Представьте себе огромный мешок, из которого посыпались слова. Что делать? Конечно, наводить порядок! А как? Надо их как-то сгруппировать. Но можно ли на одну «полку» положить слова хлеб и плакать, на другую у и плохо. Будет ли порядок?

- Как же классифицировать слова? Что значит классифицировать? (Разделить по группам, разрядам, классам).

- Значит, нам надо найти условие (что-то общее), по которому можно разбить слова на группы.

/Затруднение! Проблема!/

- Обратите внимание, что вы здесь видите?

- Предложение.

Легкий морозец к вечеру затягивал звездами лужицы. ( Слайд 13).  

Мы сможем продолжить дальше свою экскурсию, если вы правильно надпишите над каждым словом, к какой части речи они относятся.

Далее идет работа над выявлением, на какие вопросы отвечают данные слова в предложении.

- А давайте проверим.

- Какое слово в предложении осталось не названым?

- Не названо слово к.

- Что вы о нем можете сказать?

- К – это предлог. Предлоги служат для связи слов в предложении.

- Имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги – это части речи. Все слова в русском языке, являются какой–либо частью речи. Как определить, к какой части речи относится то, или иное слово?

- Чтобы определить, к какой части речи относится то или иное слово, надо задать к нему вопрос и узнать, что оно обозначает.

-  Тогда цель нашего сегодняшнего урока? ( Слайд 14).  

(Научиться определять части речи)

- Сформулируйте тему урока.

(Части речи в русском языке).

- Давайте составим схему к изученной теме “Части речи” и сделаем вывод:

 (Слайд 15).

Вариант схемы.

http://festival.1september.ru/articles/538236/img1.gif

Составление алгоритма. (Слайд 16).

1.Задать вопрос к слову.

(появляется табличка)

2.Определить, что обозначает это слово.

(табличка)

3.Название части речи.

Работа в группах.  Дети в группах составляют правила об этих частях речи:

1 группа- имя существительное.

2 группа- имя прилагательное.

3 группа- глагол.

4 группа- предлог.

Дети крепят свои правила к доске.

 Проверим наши правила.

Самопроверка.

-Прочитай правило в учебнике и сравни со своим. (Учебник с.5, правило).

- Мы много трудились, пора и отдохнуть.

 Физкультминутка «Лови Снежинку».. (Слайд 17).

(Слайд 18).

Используя упр. 208 составляем из рассыпанных слов предложения первых два, используя разные части речи (составляем устно в парах, записываем 2  предложения и определяем все части речи в первом 1-ый вариант, во втором 2-ой вариант.)

Рассвет наступает медленно. Листья на деревьях не шелестят. Птицы еще не поют. Прозрачные капли росы сверкают на траве. Алое солнце покажется скоро из-за леса. (Озаглавить)

- Проверяем.

Предлагаю продолжить экскурсию.

Самостоятельная работа.

 Упражнение в определении частей речи. (Слайд 19).

– Положите перед собой индивидуальные листочки с заданием. Разбейте множество слов на группы. Подчеркни цветным карандашом:

  • красным – слова, обозначающие предмет;
  • зеленым – слова, обозначающие действия;
  • синим – слова, обозначающие признак;
  • желтым – слова, к которым нельзя поставить вопрос.

Свет

у

лисица

бежать

за

учить

рыжий

На

медведь

жарит

вкусные

синее

пишет

От

нежный

красивый

до

домик

огород

смотрит

- Проверьте свою работу. (Проверка по эталону.)

Мини-сочинение, устное рисование картин. (Слайд 20).

С помощью одних существительных можно написать текст.

-Составьте мини-сочинение на тему «Зима», используя только существительные.  

На слайде иллюстрация на тему «Зима»  (Ответы детей)

        Снег. Луна. Тишина.

        Месяц. Звёзды и мороз.

        Скрип колёс.

- Удивительное Имя существительное, не используя другие части речи мы смогли «нарисовать» картины природы.

Слайд 21). 

-  Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам преодолеть все трудности и сделать на уроке открытие.

- Вспомните, с каких слов мы начали урок?

- Чему научились?

- Довольны ли вы своей работой?

- Вспоминаем тему урока: «Части речи»

Формирование выводов по изученному материалу. Используем ключевые слова:   самостоятельные, служебные, части речи, вопросы, обозначает, группы, закон.

Опираясь на таблицу, закончи предложения.      

Сегодня я убедился в том, что… все слова русского языка делятся на большие группы – части речи. Это закон языка.

Теперь я умею определять…части речи, задавать к ним вопросы, определять их значение.

Я знаю, что в русском языке…есть самостоятельные и служебные части речи.

 - Если вам все удалось на уроке, выбирайте – весёлый смайлик, а если у вас остались неразрешенные проблемы – задумчивый, если вам ещё понадобится помощь - грустный.

( Слайд 22).

- Молодцы! Спасибо за хорошую работу! (Слайд 23). 

Упр. 1, стр. 17 (Слайд 24).

Личностные УУД:

- интерес к изучению языка.

Познавательные  УУД: 

- извлекать информацию, представленную в разных формах.

Коммуникативные    УУД:

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Регулятивные  УУД:

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Познавательные  УУД:- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- строить рассуждения.

Коммуникативные    УУД:

-высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные УУД:

- интерес к изучению языка.

Регулятивные  УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Познавательные  УУД:

- строить рассуждения.

Коммуникативные    УУД: 

-высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные УУД:

- интерес к изучению языка.

Регулятивные  УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Познавательные  УУД:

- строить рассуждения.

Коммуникативные    УУД: 

-высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные УУД: 

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Регулятивные  УУД:

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Познавательные  УУД:

- осуществлять анализ и синтез.

Коммуникативные    УУД: 

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

-высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные УУД: 

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Регулятивные  УУД:

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Познавательные  УУД:

- строить рассуждения.

Коммуникативные    УУД: 

- слушать и слышать других. Пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные УУД: 

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Коммуникативные    УУД: 

-высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные УУД: 

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться совершенствованию собственной речи;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Регулятивные  УУД:

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Познавательные  УУД:

- извлекать информацию, представленную в разных формах;

- пользоваться словарями, справочниками.

Коммуникативные    УУД: 

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.

Личностные УУД: 

- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции.

Регулятивные  УУД:

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные  УУД:

- строить рассуждения.

Коммуникативные    УУД: 

-высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные УУД: 

- интерес к изучению языка.

Регулятивные  УУД:

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Познавательные  УУД:- пользоваться словарями, справочниками.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Части речи" в 4 классе

Урок обобщения и систематизации знаний о частях речи в 4 классе в форме дидактической игры "Аукцион"...

Конспект урока русского языка по теме "Части речи" (Обобщение)

Урок русского языка разработан на основе тьюторских компетенций в соответствии новым стандартам ФГОС НОО. Детям предлагается выбор по обобщению своих знаний определённой части речи. Ребята работают в ...

Конспект урока русского языка по теме «Части речи» 5 класс

Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлена разработка урока русского языка, направленного на  формирование  универсальных учебных действий учащихся, одним их  которых являетс...

Урок русского языка по теме "Части речи"

Закрепление изученного материала по теме "Части речи"...

Урок русского языка по теме "Части речи"

Закрепление изученного материала по теме "Части речи"...

Урок русского языка по теме "Части речи"

Цель: научить выделять глагол среди других частей речи. Планируемые результаты:Характеризовать глагол как часть речи. Определять принадлежность слова к той или иной  части речи. Наблюдать ро...

Урок русского языка по теме :" Части речи. Повторение." 3 класс.

Урок - повторение изученного материала ....